Дата занятия по расписанию: 28.05.2020
Тема: «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ».
Цель работы: познакомиться с возможными вариантами изменения образовательных программ при обучении одаренных детей.
Способ коммуникации: ooshatckaia@yahoo.com
Количество часов: 1 час
Сроки выполнения: 28.05.2020 – 30.05.2020
Источники: текст
Литература (по желанию для ознакомления):
Сергеева Т.Ф. Пронина Н.А. Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика. Ростов-на-Дону 2011
Теоретический блок (информационные материалы, ссылки на ресурсы, актуализация, связь с имеющимися знаниями и др.)
Ранее мы рассматривали особенности развития одаренных детей, возможности их психолого-педагогического сопровождения. Для понимания возможностей создания образовательных программ необходимо познакомиться с текстом.
1. Прочитайте текст.
Существует несколько моделей изменения содержания образования для одаренных детей. Это изменение называется модель обогащения содержания образования. Эти можели бывают двух видов: первый условно назван уровнем «горизонтального обогащения» и второй - «вертикального обогащения». Рассмотрим каждый из них последовательно.
Первый уровень - «горизонтальное обогащение»
Под термином «горизонтальное обогащение» в данном контексте следует понимать систему мер по дополнению традиционного обучения специальными, интегрированными занятиями. Они качественно отличаются от традиционных для детского сада НОД и направлены на решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях, обычно выделяемых в связи с проблематикой развития детской одаренности:
|
· сфера психосоциального развития;
· сфера когнитивного развития;
· сфера физического развития.
Практически это выглядит так: к традиционной программе детского сада добавляются три специальных курса:
· «социальная компетенция» - для совершенствования сферы психосоциального развития;
· «обучение мышлению» - для совершенствования сферы когнитивного развития;
· специальные занятия, ориентированные на видоизменение традиционной схемы решения задач физического воспитания.
Основные функции специальных курсов
Специальные занятия призваны выполнять в образовательном процессе в первую очередь следующие функции:
· развития,
· коррекции,
· диагностики,
· прогнозирования.
Это позволяет на деле реализовать педагогическую деятельность в соответствии с самыми высокими стандартами современных требований.
Второй уровень - «вертикальное обогащение»
Этот вид обогащения содержания образования касается не столько модернизации программы ДОУ, сколько изменения в содержании всех занятий, входящих в систему дошкольного образования.
«Вертикальное обогащение» содержания образовательной деятельности предполагает в качестве одной из основных мер пересмотр традиционных программ. Ориентация на развитие детской одаренности требует вытеснения общих, унифицированных программ программами авторскими. Предлагаемые далее требования следует рассматривать как фундамент, позволяющий решать эту проблему.
Сфера когнитивного развития
- Усложнение содержания учебной деятельности за счет углубления и большей абстрактности предлагаемого материала.
|
- Паритет заданий дивергентного и конвергентного типов.
- Доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью.
- Осуществление учебно-познавательной деятельности в соответствии с познавательными потребностями детей, а не по заранее разработанной логической схеме.
- Максимальное расширение круга интересов.
Сфера творческого развития
Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний.
Сфера аффективного развития
- Максимально глубокая проработка изучаемой темы.
- Высокая самостоятельность познавательной деятельности.
- Ориентации на соревновательность.
Организационно-педагогическая сфера
- Информационное обогащение среды.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.
- Гибкость в использовании времени, средств, материалов.
Вмировой педагогической науке и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания образования одаренных детей. В условиях, когда за точку отсчета принимается содержание образования их «нормальных» сверстников, можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы: один базируется на изменении количественных, другом качественных характеристик.