| №п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Количество часов на изучение теми | Дата проведения | Примечание | |||||
| По факту | По плану | |||||||||
| РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.) | ||||||||||
| Введение Что изучает география. Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение. Географические исследования. Особенности организации собственных географических наблюдений. | ||||||||||
| Тема 2. Представление о Земле в древности Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. | ||||||||||
| Тема 3. Эпоха Великих географических открытий(открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Практическая работа № 1 « Работа с картой «Имена на карте». | ||||||||||
| Тема 4. Географические открытия XVII–XIX вв.(исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Практическая работа № 2 « Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников». | ||||||||||
| Тема 5. Географические исследования в ХХ веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире.Современные географические методы исследования Земли | ||||||||||
| РАЗДЕЛ II. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (2 ч.) | ||||||||||
| Тема 1. Земля – часть Солнечной системы Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. | ||||||||||
| Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Практическая работа № 3 « Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года». | ||||||||||
| РАЗДЕЛ III. Изображение земной поверхности (10 ч.) | ||||||||||
| Тема 1. Изображение земной поверхности Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. | ||||||||||
| Тема 2. Ориентирование на местности Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе | ||||||||||
| План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Практическая работа № 4 « Определение положения объектов относительно друг друга». | ||||||||||
| Тема 3. Географическая карта – особый источник информации Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Практическая работа № 5 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте». | ||||||||||
| Тема 4. Градусная сеть: параллели и меридианыГеографические координаты: географическая широта | ||||||||||
| Географические координаты: географическая долгота. | ||||||||||
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | ||||||||||
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | ||||||||||
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. | ||||||||||
| Практическая работа № 6«Определение координат географических объектов по карте». | ||||||||||
| РАЗДЕЛ IV. Природа Земли (15 ч.) | ||||||||||
| Тема 1. Литосфера(4ч.) Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | ||||||||||
| Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. | ||||||||||
| Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. | ||||||||||
| Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Практическая работа №7 « Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа». | ||||||||||
| Тема 2. Атмосфера(5ч.) Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Практическая работа № 8 « Определение средних температур, амплитуды и построение графиков». | ||||||||||
| Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Практическая работа № 9 « Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности». | ||||||||||
| Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. | ||||||||||
| Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). | ||||||||||
| Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. | ||||||||||
| Тема 3. Гидросфера(4ч.) Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость. | ||||||||||
| Воды суши. Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира. | ||||||||||
| Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли. Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы. | ||||||||||
| Ледники. Особенности образования и распространения ледников. Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды. Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши. Практическая работа №10 « Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии». | ||||||||||
| Тема 4. Биосфера(1ч) Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. | ||||||||||
| Тема 5. Географическая оболочка как среда жизни.Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. | ||||||||||
| РАЗДЕЛ V. Человечество на Земле (2 ч.) | ||||||||||
| Тема 1. Население Земли Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира. Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара. | ||||||||||
| Тема 2. Государства мира Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США. | ||||||||||