Выступление на родительском собрании «Содружество семьи и школы по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних»




1. Во все времена ответственность за детей несли родители. Сегодня эта ответственность закреплена законодательно конвенцией о правах ребенка, семейным кодексом, кодексом об административных правонарушениях и другими законами(Закон об образовании ДНР ст.41,42,43)Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться о их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Однако не все родители должным образом воспитывают детей. Причиной этого может быть незнание требований законов, определяющих ответственность за воспитание детей, заблуждения и ошибки, негативно влияющие на качество воспитания детей, отсутствие необходимых родительских компетенций.В настоящее время не в каждой семье ребенок может получить положительные нравственные примеры морально-правовых норм и правил поведения в обществе.

Все погрешности воспитания в перспективе бумерангом возвращаются к самим родителям и в определенной степени ко всему обществу.Нам, взрослым, должно быть не безразлично, какими вырастут наши дети.Поэтому целью воспитания детей и профилактическойдеятельности является предупреждение правонарушений и безнадзорности учащихся; социальная адаптация личности ребенка в обществе. Для этого необходимо объединение усилий всех субъектов профилактики, государственных и общественных учреждений и организаций. Мы в совместной деятельности по достижению этих целей ставим следующие задачи:

· содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства ДНР и субъектов ДНР в области образования несовершеннолетних;формирование законопослушного поведения детей и подростков;

· оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней;


· выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;

· профилактика раннего семейного неблагополучия.


Школа – это первичное звено в системе работы по выявлению негативных тенденций, по оказанию социальной и педагогической поддержки учащимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.Наша школа осуществляет свою работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних по направлениям:

· оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

· выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

· выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в обучении и воспитании детей;

· обеспечивает посещение технических и иных кружков, клубов и привлекает к участию в них несовершеннолетних;

· осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Ведь дети приносят в школу свой социальный портрет в виде навыков, манер, стилей одежды общения, образцов речи и поведения.Семья, эта та среда, которая формирует будущую личность, с ее манерами, устоями и способами взаимодействия с окружающим миром. Склонность к правонарушениям у детей проявляется уже в раннем возрасте. Чем раньше она будет замечена, тем проще будет ее предотвратить. Поэтому профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних детей является одним из главных функций. Профилактическая работа в школе процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. В начале учебного года происходят необходимые организационные мероприятия:составляется социальный паспорт школы, план работы в данном направлении, издаются приказы, инструкции, оформляются журналы учета, обновляется состав Совета профилактики, уточняются списки стоящих на разных уровнях учета и т. д.

В течение года вопросы профилактики систематически рассматриваются на совещаниях при директоре. Ведется учет детей, имеющих проблемы с обучением, так как, если своевременно не обратить внимание на неуспевающего ученика, он теряет интерес к учебе, прогуливает уроки, что может привести к правонарушениям с его стороны.Школьная неуспеваемость – серьезная причина девиантного поведения. Важно вовремя установить причину неуспеваемости и помочь родителям с выбором программы обучения.

Особое внимание школа уделяет контролю за посещением учебных занятий. В школе разработана система ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению.

В начале учебного года издается приказ «О возложении ответственности за ведение учета посещаемости учебных занятий на уровне каждого обучающегося». В соответствии с этим приказом ведется ежедневный текущий контроль за посещением учебных занятий. Все пропуски по неизвестным причинам регистрируются в журнале. Немедленно выясняется причина пропуска по телефону у родителей, делается запись в журнал. Ведется постоянная разъяснительная работа с родителями, чтобы они своевременно предупреждали школув случае пропуска.

Большое внимание школа уделяет созданию насыщенной культурно-образовательной среды, разработке и реализации программ дополнительного образования детей, привлечению к занятиям по этим программам детей, требующих особого педагогического внимания. На особом контроле школы стоит посещаемость детьми группыриска спортивных секций, творческих кружков и студий, факультативов и клубов. Все школьники, стоящие на учете и склонные к правонарушениям, зачислены в кружки и секции.Подростка чаще всего на совершение правонарушений толкает неорганизованность досуга, недостаточный контроль над поведением ребенка со стороны родителей, неблагополучная атмосфера в семье и уверенность в своей безнаказанности. Родители заняты собой и работой, ребенок без присмотра и внимания. Поэтому очень важно, чтобы подростки меньше времени были без присмотра на улице, были заняты делом, посещали всевозможные секции, а родителям следует усилить контроль за детьми, больше внимания уделять душевному комфорту своего ребенка, стараться больше времени проводить с ним, увлекать чем-то, проводить беседы, с первых лет приучать к порядку и режиму, не потакать его капризам. Родители должны быть в курсе того, чем живет ребенок, чем интересуется, с кем общается, каких интересов и жизненных принципов придерживается. Владея этой информацией, родители вовремя могут откорректировать поведение ребенка. Психологи и педагоги выделяют ряд отличительных признаков, позволяющих разглядеть в ребенке склонность к противоправному поведению. К ним относятся нежелание выполнять обязательные для всех учеников общешкольные требования, ситематическое нарушение дисциплины на уроках и переменах, эгоизм в поведении, низкая успеваемость в школе, отсутствие стремления к перевоспитанию, склонность к жестокости, лжи и т. д.

В школе с первых лет обучения ребенка большое внимание уделяется правовому воспитанию, формированию сознательной дисциплины, воспитанию законопослушного гражданина, соблюдению правил поведения учащихся, Устава школы, инструкций.

С этой целью проводятся классные часы, внеклассные мероприятия на правовую, духовно-нравственную тематику, встречи с психологами, представителями правоохранительных органов, проводятся профилактические беседы, не остается без внимания ни одно нарушение Устава, правил для учащихся, школьный психолог систематически проводит тестирование, диагностики. Учащиеся, которые систематически нарушают Устав, Правила для учащихся, ставятся на внутришкольный учет. С ними ведется индивидуальная профилактическая работа, составляется ежемесячный отчет о проведенной работе, администрации этот отчет предоставляется в конце четверти с итогами успеваемости и посещаемости.

Большую роль в профилактике правонарушений играет школьный Совет профилактики. Заседания проходят один раз в четверть, при необходимости чаще. На Совете рассматриваются персональные дела учащихся, нарушающих Правила для учащихся, приглашаются родители, не занимающиеся воспитанием детей.

По вопросам профилактики школа работает в тесном сотрудничестве с Комиссией по делам несовершеннолетних, и защите их прав администрации Цивильского района, с Межмуниципальнымотделом МВД России «Цивильский» ПДН, сектором опеки и попечительства администрации Цивильского района. Индикатором эффективности проводимой совместной работы можно считать ежегодное снижение числа подростков нашей школы, состоящих на учете в КДН и ПДН за совершенные правонарушения. (По состоянию на ноябрь 2018 г. из 1000 учащихся школы стоят на учете 2 человека, в 2014 году – 13 человек).

Итак, система работы школы по профилактике правонарушений и безнадзорности учащихся строится из следующих составляющих:

Диагностическая деятельность:

· выявление учащихся с отклонениями в поведении и своевременная организация работы по коррекции их поведения;

· наблюдение за учащимися в различных ситуациях;определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;

· определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;


· изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;

· определение мотивов поведения и общения;

· учет состояния здоровья ребенка;


· наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).

Индивидуально-коррекционная работа:

· индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;

· индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога -психолога, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;

· создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);


· вовлечение учащихся в активную общественную работу;

· проведение тренингов общения;

· проведение тренингов психологической разгрузки;

· привлечение к чтению художественной литературы.


Работа с семьей:


· изучение социального положения ребенка в семье;

· выступление учителей на родительских собраниях;


· посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;


· встречи с инспектором ПДН;

· индивидуальные консультации для родителей;


· совместная профилактическая работа школы с родительскими комитетами классов.

· вовлечение в работу с семьей родительских комитетов класс школы, школьной профилактической комиссии;

· привлечение родителей к проведению родительских собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;

· проведение творческих встреч, тематических родительски собраний;

· привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями (психологов, наркологов,

· приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники, лектории и др.;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: