Задачи исследования: (слайд 3)




1. На основе теоретического анализа трудов по проблеме исследования изучить содержание, структуру, механизмысоциально-психологического анамнеза, факторы влияющие на успешность коррекции речи и ее потенциальные связи с социально-психологическим анамнезом ребенка.

2. Разработать модель социально-психологического анамнеза ребенка с нарушением речи.

3. Экспериментально исследовать и констатировать диагностические возможности социально-психологического анамнеза в коррекции нарушений речи у детей.

4. Разработать рекомендации по работе с моделью социально-психологического анамнеза ребенка с нарушением речи.

Теоретической основой исследования послужили:

- средовой подход в воспитании и обучении (Ю.С. Мануйлов,
В.В. Сериков, В.И. Слободчиков и др.);

- системный подход предполагает комплексность, т.е. работа команды: психолога, логопеда, воспитателя, родителей, в одном направлении для достижения одной цели (Л.С. Выготский, А.Н. Корнев и другие);

- представления о семье как о коррекционно-развивающей среде для ребенка с отклонениями в развитии Л.А. Зайцевой, В.В. Ткачевой,
О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской и других;

- принципы и методы коррекционно-развивающей работы детей с нарушениями речи (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).

В качестве методов исследования выступили: (слайд 4)

- теоретические методы: обобщение и систематизация теоретического материала по проблеме;

- эмпирические методы: метод опроса.

- методы качественного и количественного анализа данных.

Основные положения, выносимые на защиту, (слайд 5)

1. С положительной динамикой поведения и развития речи у ребенка прямо коррелируют такие параметры социально-психологического анамнеза: наличие высшего образования у родителей; конструктивное отношение родителей к успехам и неудачам; активная включенность родителей в коррекционно-развивающие занятия с самого начала.

2. Только с динамикой развития речи коррелируют такие параметры социально-психологического анамнеза, как: грамотная организация досуга ребенка: насыщенная информационная среда, включая чтение книг, развивающие игры и пр.; деятельностное отношение к речевому нарушению ребенка: эмоциональное переживание нарушения и активность в его преодолении; выполнение домашнего задания с ребенком и получение консультативной помощи и самостоятельный поиск информации по вопросу особенностей своего ребенка.

3. Только с положительной динамикой в изменении поведения ребенка связаны такие параметры социально-психологического анамнеза, как единодушие в воспитании ребенка в семье и благоприятный психологический климат.

Экспериментальная база исследования: государственное коммунальное предприятие на праве хозяйственного ведения «городская поликлиника №3», г. Уральск, Ясли-сад №29 «Балауса » г. Уральска Казахстан.

Этапы исследования:

На первом этапе (2017-2018 гг.) осуществлено изучение психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; определены методологические основы исследования, разработано содержание методики эмпирического исследования.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил описать средовой подход как оптимальный в коррекции речевых нарушений ребенка, с точки зрения которого семья может эффективным фактором коррекции ребенка. Структурными компонентами семьи как развивающей среды являются ее социальные (образование, условия работы и пр.), психологические (детско-родительские отношения, отношение к дефекту ребенка и пр.) и материально-бытовые характеристики (уровень материального благополучия, насыщеноость развивающей среды и пр.). Учет анамнестических данных семьи позволяет прогнозировать более успешную коррекцию речевых нарушений. Однако, согласно исследованиям семей, воспитывающих детей с ОВЗ, среда семьи чаще всего является фактором дополнительной инвлидизации ребенка с нарушением речи. В связи с этим, возникает необхоодимость моделирования данных анамнеза с целью повышения ресурсности семьи.

На втором этапе (2018 - 2019 гг.) разработана критериальная база для диагностики коррекционно-развивающей среды семьи; собран социально-психологический анамнез детей с нарушениями речи, определено исходное состояние их коррекционно-развивающей среды; осуществлена первичная диагностика речевых нарушений детей. В модели социально-психологического анамнеза ребенка с нарушением речи, в котором определены основные направления работы логопеда с родителями в процессе коррекционной работы (детско-родительские отношения и воспитательные воздействия, отношение семьи к дефекту ребенка, навыки коррекции речи ребенка и прочее), выделены формы работы логопеда с родителями (отмечено, что недостаточно пользоваться лишь тетрадью для домашних заданий).

Анализ собранных данных выявил в социально-психологическом анамнезе два ряда факторов:

1. Факторами снижения успешности КРР могут выступать:

- возраст и высшее образование родителей (источники социальной активности), если нарушения ребенка воспринимаются как обуза и вызывают негативные эмоциональные и поведенческие реакции у родителей;

- преобладание деструктивных стилей семейного воспитания, в т.ч. отсутствие единодушия в воспитании и предъявление неадекватных требований, что затрудняет формирование целенаправленности, инициативности, самостоятельности детей;

- существенная разница в степени включения в жизнь ребенка отца и матери: мать чаще всего занимается взаимодействием со специалистами, реализует дома КРР, при этом отсутствие личных хобби у матерей способствует сближению и ребенка при одновременном отстранении отца от диады;

- преобладание деструктивных реакций родителей в отношении успехов и в особенности неуспехов ребенка;

- бедность и однообразие развивающей среды для ребенка;

- недостаточность позитивного отношения здоровых сиблингов к ребенку с речевыми нарушениями.

2. Факторы повышения успешности КРР:

- полная семья, что позволяет подключать к КРР как отца, так и мать;

- наличие старших здоровых сиблингов, которые могут снижать уровень невротизации родителей, способствовать улучшению микроклимата в семье и положительно влиять на развитие ребенка с нарушениями речи, в т.ч. расширяя и обогащая речевую среду;

- наличие прародителей, на которых можно опереться и получить помощь в КРР;

- общее позитивное восприятие ребенка с нарушением речи родителями и прародителями.

 

На третьем этапе (2018-2019 гг.) реализовано коррекционно-развивающее воздействие с учетом данных социально-психологического анамнеза, проанализирована эффективность коррекционно-развивающего воздействия с учетом данных социально-психологического анамнеза.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; организацией эмпирической работы в соответствии с целью, задачами и условиями организации научного исследования; применением взаимодополняющих методов психологического и педагогического изучения; репрезентативной выборкой; качественным и количественным анализом эмпирических данных; применением методов статистической обработки данных.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями осуществлялась с учетом показателей социально-психологического анамнеза, родители/прародители привлекались на всех ее этапах: планирования, организации и проведения занятий (слайд 6). В процессе КРР продолжались сбор анамнеза и наблюдение за поведением ребенка и родителей (слайд 7).

После проведения коррекционно-развивающей работы было статистически доказано, что: (слайд 8)

1. С положительной динамикой поведения и развития речи у ребенка прямо коррелируют:

· наличие высшего образования у родителей (r=0,49). Вероятно, более высокий общий культурный уровень родителей позволяет им более осмысленно включаться в КРР с ребенком и более осознано выстраивать с ним взаимоотношения на основе полученных знаний от специалиста;

· конструктивное отношение родителей к успехам (r=0,44; r=0,47) и неудачам ребенка (r=0,45; r=0,50). Очевидно, что сглаживание психологических травм при неудаче и оптимальная поддержка достижений дает силы ребенку преодолеть неудачи и заниматься дальше, достигая результатов;

· активная включенность родителей в коррекционно-развивающие занятия с самого начала (r=0,48; r=0,45). В процессе занятий родитель получает опыт конструктивного взаимодействия с ребенком и осуществления коррекционных влияний и, реализуя полученный опыт в домашних условиях, усиливает эффект от занятий с логопедом.

2. Только с динамикой развития речи коррелируют такие социально-психологического параметры, как:

· грамотная организация досуга ребенка (r=0,47): насыщенная информационная среда, включая чтение книг, развивающие игры и пр.;

· деятельностное отношение к речевому нарушению ребенка (r=0,44): его эмоциональное переживание и активность в его преодолении;

· выполнение домашнего задания с ребенком (r=0,44) и получение консультативной помощи и самостоятельный поиск информации по вопросу особенностей своего ребенка, (r=0,51). Эти параметры родительского поведения прямо связаны с преодолением речевого нарушения и, соответственно, усиливают коррекционно-развивающий эффект логопедических занятий.

3. Только с положительной динамикой в изменении поведения ребенка связаны такие параметры, как единодушие в воспитании ребенка в семье (r=0,44) и благоприятный психологический климат (r=0,47). Этих условия, по нашему мнению, не дают закрепляться негативному поведению ребенка и позволяют ему четко осознавать границы в поведении и их непреодолимость (путь слез, капризов, требований и пр.).

 

Таким образом, проведенная КРР с детьми с нарушениями речи показала эффективность учета в ней показателей социально-психологического анамнеза. Ресурсными для коррекции речевых нарушений ребенка оказались уровень образования родителей, конструктивное отношение к успехам и неудачам ребенка, информационная среда семьи и ребенка, активное, деятельностное отношение к нарушению ребенка, в т.ч. участие родителей в коррекционных занятиях. Установлено также, что благоприятный психологический климат и единодушие в воспитании детей с нарушениями речи способствует гармонизации поведения ребенка, что важно для КРР.

В завершение работы представлены рекомендации по работе с моделью социально-психологического анамнеза ребенка с нарушением речи, в котором отражены направления и формы работы с родителями.

Спасибо за внимание!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: