УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ I




1. Расставь такты в мелодиях и перепиши их в инструментальной группировке:

 

г)

 

     
   
 
 

 

 


2. Найди и подчеркни ошибки в группировке длительностей в указанных размерах. Запиши правильный вариант:

 

1. Запиши гамму h-moll, подпиши ступени, выполни все построения,

играй и пой:

Натуральный вид гармонический вид

 

Мелодический вид

 

тритоны и характерные интервалы D7 с обращениями

 

2. Построй и спой в тональности h-moll:

- последовательность ступеней I – VII# - II – III – VI – V - âVII# – I:

 

- последовательность интервалов: б.6 ч.4 ум.5 б.3 ум.7 ч.5

III III II III VII# I

 

- последовательность аккордов: t53 – D64г – III53г – t6 – D43 – t53

 

3. Спой мелодию с дирижированием:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ

1. Поставить стрелочки от знаков тональностей к их названиям:

 

b-moll H-dur c-moll B-dur fis -moll A-dur

 

 

Es-dur gis-moll Fis-dur g-moll Des-dur dis-moll

 

2. Определить тональность, лад, вид лада, тональный план:

а)_______________________________________________________________

 

б)_______________________________________________________________

 

в)______________________________________________________________

Чешская песня

 

г) __________________________________________________________________

 

д)______________________________________________________________

М. Глинка. Песня Вани из оперы «Жизнь за Царя»

4. Найти тритоны и характерные интервалы, выделить, подписать:

а) Г.Ф. Гендель

 

 

б) Й. Гайдн

 

 

в) Ф. Шуберт

 

г) И. Дунаевский

 

 

3. Найти в мелодии движение по аккордам, подписать:

а)

 

б)

5. Найти и отметить в мелодии фразы, предложения:

 

М. Глинка. «Ах ты, ночь ли, ноченька»

 

 

ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫVII СТУПЕНИ – DVII7.

 

Септаккорды VII, вводной ступени так и называются – вводные септаккорды. Они также относятся к аккордам доминантовой группы, поэтому их полное обозначение DVII7.

В мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд – М.VII7. Малый вводный септаккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада (VII, II, IV, VI) и требует обязательного разрешения. Общепринятым разрешением М.VII7 является следующее:

 

м.VII7 Т53

 

В гармоническом виде мажора и минора на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккордУм.VII7, так как его крайние звуки составляют уменьшённую септиму. Он состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) или уменьшённых трезвучий VII и II ступеней. Уменьшённый септаккорд, как и малый вводный, звучит неустойчиво и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном:

 

 

 

Еще один способ разрешения септаккордов VII ступени – через D65, который, в свою очередь разрешается в Т53 как обычно:

 

1. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами малый вводный септаккорд в тональностях Es-dur, A-dur, B-dur, уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом виде D-dur, E-dur, As-dur.

 

2. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами уменьшённый вводный септаккорд в тональностях c-moll, h-moll, f-moll.

 

3. Выучи следующую аккордовую цепочку:

полный гармонический оборот с вводным септаккордом

 

Выбери пару одноимённых тональностей: A-dur – a-moll; D-dur – d-moll; B-dur – b-moll.

Играй и пой аккордовую цепочку в таком порядке:

1 – в натуральном мажоре, 2 – в гармоническом миноре, 3 – в гармоническом мажоре.

 

4. Пой по нотам музыкальные примеры. В мелодиях найди, выдели и подпиши движение по звукам аккордов:

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: