1. Расставь такты в мелодиях и перепиши их в инструментальной группировке:
г)
![]() | ||
![]() |
2. Найди и подчеркни ошибки в группировке длительностей в указанных размерах. Запиши правильный вариант:
1. Запиши гамму h-moll, подпиши ступени, выполни все построения,
играй и пой:
Натуральный вид гармонический вид
Мелодический вид
тритоны и характерные интервалы D7 с обращениями
2. Построй и спой в тональности h-moll:
- последовательность ступеней I – VII# - II – III – VI – V - âVII# – I:
- последовательность интервалов: б.6 ч.4 ум.5 б.3 ум.7 ч.5
III III II III VII# I
- последовательность аккордов: t53 – D64г – III53г – t6 – D43 – t53
3. Спой мелодию с дирижированием:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЕ
1. Поставить стрелочки от знаков тональностей к их названиям:
b-moll H-dur c-moll B-dur fis -moll A-dur
Es-dur gis-moll Fis-dur g-moll Des-dur dis-moll
2. Определить тональность, лад, вид лада, тональный план:
а)_______________________________________________________________
б)_______________________________________________________________
в)______________________________________________________________
Чешская песня
г) __________________________________________________________________
д)______________________________________________________________
М. Глинка. Песня Вани из оперы «Жизнь за Царя»
4. Найти тритоны и характерные интервалы, выделить, подписать:
а) Г.Ф. Гендель
б) Й. Гайдн
в) Ф. Шуберт
г) И. Дунаевский
3. Найти в мелодии движение по аккордам, подписать:
а)
б)
5. Найти и отметить в мелодии фразы, предложения:
М. Глинка. «Ах ты, ночь ли, ноченька»
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫVII СТУПЕНИ – DVII7.
|
Септаккорды VII, вводной ступени так и называются – вводные септаккорды. Они также относятся к аккордам доминантовой группы, поэтому их полное обозначение DVII7.
В мажоре на VII ступени строится малый вводный септаккорд – М.VII7. Малый вводный септаккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада (VII, II, IV, VI) и требует обязательного разрешения. Общепринятым разрешением М.VII7 является следующее:
м.VII7 Т53
В гармоническом виде мажора и минора на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд – Ум.VII7, так как его крайние звуки составляют уменьшённую септиму. Он состоит из трёх малых терций (м.3+м.3+м.3) или уменьшённых трезвучий VII и II ступеней. Уменьшённый септаккорд, как и малый вводный, звучит неустойчиво и разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном:
Еще один способ разрешения септаккордов VII ступени – через D65, который, в свою очередь разрешается в Т53 как обычно:
1. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами малый вводный септаккорд в тональностях Es-dur, A-dur, B-dur, уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом виде D-dur, E-dur, As-dur.
2. Сыграй тоническое трезвучие, затем спой и разреши двумя способами уменьшённый вводный септаккорд в тональностях c-moll, h-moll, f-moll.
3. Выучи следующую аккордовую цепочку:
полный гармонический оборот с вводным септаккордом
![]() |
Выбери пару одноимённых тональностей: A-dur – a-moll; D-dur – d-moll; B-dur – b-moll.
Играй и пой аккордовую цепочку в таком порядке:
1 – в натуральном мажоре, 2 – в гармоническом миноре, 3 – в гармоническом мажоре.
|
4. Пой по нотам музыкальные примеры. В мелодиях найди, выдели и подпиши движение по звукам аккордов:
5.
6.