Теория категоризации Брунера. (Субъект-ориентированный).




Экологическая теория восприятия Гибсона.

(Объект-ориентированная). Экологическая - восприятие именно той среды обитания, в которой существует особь. Ядро теории Гибсона - это новое представление о стимуле и его роли для процесса В. Новое представление о стимуле: стимул - это код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Эта структурная характеристика не существует физически, но является характеристикой светового потока, структурированным светом. Понятие структурированного светового потока: сначала мы видим опорную поверхность и пространство, затем - мелкие компоненты среды, на них - еще более мелкие. Мир устроен по "принципу матрешки". Мы воспринимаем структуру окружающего мира благодаря тому, что воспринимаем свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру (по принципу встроенности). Определение: структурированный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающей среды света, где основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблюдения. Разные вещества обладают разной способностью к отражению света. Понятие инвариантных структур светового потока: Это константная структура светового потока, содержащая информацию об объективных событиях и возможностях окружающего мира, которая используется в процессе В. для порождения чувственных образов этих объектов, событий и возможностей. Процесс В. по Гибсону - это процесс извлечения информации из инвариант светового потока, который находится в структурированном свете. Событие воспринимается коль скоро оно приводит к изменению плотности светового потока, изменению телесных углов и т.д. Структура содержит так же информацию и о возможности, которую представляет или не представляет нам окружающий мир: например, плоскость: - возможность опереться или не опереться на нее - возможность обойти эту плоскость - возможность укрыться за этой плоскостью Если организм не воспринимает возможностей окружающего мира, то выжить в этом мире он не сможет. Экспериментатика: - ребенок не ползет через обрыв, который прикрыт прозрачной пластиной, взрослый идет через него, но с опаской.

а. Теория Гибсона объясняет феномен константности, конфигурации и предметности (через воспринимаемые возможности).

б. Внешнее воздействие - структурная характеристика светового потока.

в. Процесс В. - процесс извлечения информации об окружающем мире, находящейся в инвариантных структурных потоках структурированного света. + см. дополнительную распечатку с экспериментами. Табличка для запоминания, по последним трем вопросам: (опять же где?)

 

Теория восприятия Гельмгольца.

(Субъект-ориентированная). Гельмгольц выделяет три вида образов: - первичный образ - образ представления - образ восприятия (перцептивный образ)

a. Первичный образ образуется чисто физиологическими механизмами. Он не есть тема для психологического рассмотрения.

b. Образ-представление: его составляющим являются знания человека об окружающей среде, о связях предметов окружающего мира, которые человек получает в ходе практического взаимодействия с окружающим миром. В следствие практической деятельности у человека возникают определенные представления о свойствах, локализации и формах существования объектов, с которыми он взаимодействует.

c. Перцептивный образ - синтез первичного образа и образа представления. Практический опыт показывает, что всегда определенный первичный образ возникает при воздействии на органы чувств объективно существующих предметов, имеющих определенную форму и локализацию в пространстве. В данный момент человек воспринимает именно этот перцептивный образ. Теория объясняет следующие феномены: - константности - предметности - конфигурации Основная детерминанта: внутренний образ-представление Процесс В. - процесс воплощений знаний человека о внешнем мире в чувственной форме.

 

Теория категоризации Брунера. (Субъект-ориентированный).

В центре теории стоит феномен предметности восприятия. В. - сложный процесс, характеризующийся: - означенностью (воспринимается не только предмет, но и его значение). - реальностью (мы не сомневаемся в действительном существовании воспринимаемых предметов). - константностью. - полимодальностью. - вынесенностью (мы воспринимаем не образы на сетчатке, а нечто от нас отстоящее). Категоризация - процесс причисления единичных воспринимаемых предметов по их признакам к более общим классам предметов (категориям). В. - процесс возникновения перцептивных значений в процессе категоризации, категоризация - сложный процесс, состоящий из четырех стадий:

а. Первичная кристаллизация (выделяются наиболее общие признаки, по которым предметы выделяются в классы).

б. Нужный класс существует не всегда, поиск признаков для более "конкретной категоризации".

в. Проверка (подтверждение).

г. Завершение проверки. Восприятие имеет свою ценность в той мере, в какой включается в поведение. Категории имеют предвосхищающее значение. Они есть, и используются когда надо. Для перцептивной готовности - факторы двух типов: - личностные (избирательность В., установки) - ситуативные (наиболее часто используемые категории) Объясняет феномены: - предметности - означенности - избирательности - установки Описывает внутренние детерминанты: - систему категорий - состояние перцептивной готовности Процесс В. - процесс восприятия предметов и придачи им определенной смысловой нагрузки путем отнесения их к той или иной категории. Для процесса В. субъект должен находиться в состоянии перцептивной готовности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: