Тактические особенности производства обысков




ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. В. ХОЛОПОВ

МЕТОДИКА

РАССЛЕДОВАНИЯ

РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ

Учебное пособие

 

Часть II

 

Санкт-Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

А. В. ХОЛОПОВ

 

 

МЕТОДИКА

РАССЛЕДОВАНИЯ

РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ

 

Учебное пособие

 

Часть II

 

 

Санкт-Петербург

УДК 34

ББК 67.52

Холопов, А. В.

Методика расследования ритуальных убийств: учебное пособие / А. В. Холопов; СПб юрид. ин-т Генеральной прокуратуры РФ. Ч. II. СПб., 2007. 52 с.

Р е ц е н з е н т ы

Е. Г. КИЛЕССО, зам. начальника Управления криминалистики Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук;

Г. Ю. ЛУТОШКИН, начальник кафедры криминалистики СПб университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

 

 

В учебном пособии рассматриваются следующие вопросы: тактические особенности организации и производства осмотра места происшествия и трупа, допросов и обысков, тактика назначения судебно-медицинской, судебно-религиоведческой и судебной психолого-психиатрической экспертиз, а также использование специальных познаний в области религиоведения при расследовании ритуальных убийств.

Пособие предназначено для использования в учебном процессе подготовки и повышения квалификации прокурорско-следственных кадров.

 

Санкт- Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры Российской Федерации,  
©

 

Г л а в а 3. ТАКТИКА ПРОИЗВОДСТВА
ОТДЕЛЬНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ

 

3.1. Тактические особенности организации
и производства осмотра места происшествия и трупа
на месте его обнаружения

 

Осмотр места происшествия. На основе изучения и анализа судебно-следственной практики, а также специальной литературы, посвященной вопросам исполнения ритуалов религиозного характера, можно выделить следующие признаки, указывающие на совершение ритуала религиозного характера, направленного на причинение смерти жертве:

1) ритуальные убийства совершаются в определенных типичных местах — как правило, используются специально подготовленные и приспособленные для отправления ритуалов помещения (частные квартиры, подвалы, загородные дома, дачи, заброшенные дома), а также места, имеющие для преступников ритуально-магический смысл (заброшенные храмы, кладбища, места древних захоронений или места расположения древних городищ, храмов, святилищ), другие малолюдные и отдаленные места и участки местности (строящиеся объекты, подземные коммуникации, как естественного, так и искусственного происхождения, лесопарковые зоны и т. д.);

2) взаимное расположение предметов окружающей обстановки на месте происшествия типично для совершения ритуала религиозного характера, направленного на умерщвление человека (наличие, например, на открытой местности больших плоских камней, расположенных в определенном порядке, используемых преступниками в качестве жертвенного алтаря, различных деревянных построек в виде больших крестов различного вида, каменных сооружений мегалитического характера);

3) наличие на месте происшествия надписей, знаков и символов ритуально-магического и оккультно-мистического характера, например магических кругов, внутри которых, как правило, совершаются ритуалы умерщвления человека. Знаки и символы могут быть вычерчены на земле, нарисованы на полу и т. д. При их осмотре необходимо определить и тщательно отразить в протоколе, каким способом и, если возможно, в какой последовательности нанесены знаки и символы, поскольку способ и последовательность начертания знаков ритуально-магического характера подчиняются определенным правилам, например: «Гексаграмма состоит из двух равносторонних треугольников, повернутых вершинами вверх. Начните с вершины верхнего треугольника и начертите его по часовой стрелке. Затем укажите вершину второго треугольника и начертите его по часовой стрелке. Вершина нижнего треугольника должна совпадать с центром верхнего»[1]. Практически для написания всех знаков и символов ритуально-магического характера существует универсальное правило: они должны вычерчиваться одной непрерывной линией. От соблюдения этих правил зависит успех осуществления ритуала в целом. Таким образом, изучив способ нанесения знаков на поверхность, можно получить предварительную информацию о лицах, совершивших преступление, а следовательно, о характере группы (секты) в целом.

Знаки и символы могут быть вычерчены острым предметом (магические шпага или жезл), отсыпаны белым или иного цвета порошкообразным веществом (образцы этого вещества необходимо взять для сравнительного исследования), нанесены краской или какой-либо другой жидкостью, например кровью (их образцы также необходимо изъять с места происшествия для последующего экспертного исследования), и т. д.

Знаки и символы ритуально-магического характера могут располагаться не только на поверхности земли или пола, но и на стенах помещений или рядом стоящих построек, на стволах деревьев, камнях и т. д. Расположение и общий вид этих знаков и символов необходимо тщательным образом зафиксировать в протоколе и провести их узловую и детальную фотосъемку;

4) наличие ритуальных орудий и средств, применяемых для причинения жертве особых психофизических страданий, умерщвления жертвы, сбора крови, изъятия и хранения органов и тканей жертвы (ритуальные кинжалы, иглы, чаши, специальные ножи).

На одном из Интернет-сайтов сатанинского толка приводится классификация ритуального оружия:

«1) для жертвоприношения;

2) для ритуального мучительства;

3) для вырезания, начертания и для другой работы с материалом;

4) для работы с травами и другими ингредиентами;

5) универсальный ритуальный нож (так называемый магический кинжал)[2]».

Там же даются рекомендации по созданию и приобретению ритуального оружия: «…Можно купить. Но лучше всего сделать самому. Для этого понадобится в первую очередь кусок стали. Лучше всего — специальная заготовка или кирпичное железо, из которой потом и куется оружие, но, к сожалению, не все умеют ковать. Так что будем искать просто полоску стали. Можно купить на строительном рынке, но в таком случае суть (душа) металла будет не совсем соответствовать целям. Можно провести ритуал очищения (если знаете какой-нибудь). Самый лучший способ — переплавить, но не у всех есть такая возможность…

Функции ножа определены, теперь следует подумать о символике (хотя можно обойтись и без нее). Это могут быть руны, магические символы и просто рисунки, олицетворяющие суть ножа…

Если нож имеет обоюдоострый клинок, то можно нанести символы вдоль обеих режущих кромок. Символы могут быть одинаковыми по смыслу или различными в случае с ножом... Можно так же нанести более двух различных по смыслу символов… например на один клинок наносятся символы одного смысла, а на второй противоположного, а на рукоятку — либо нейтрального, либо не совпадающего с двумя другими.

Есть еще один вариант приобретения оружия — это заказать либо на фирме, занимающейся изготовлением холодного оружия, либо у мастера (второй вариант более предпочтительный), хотя это будет стоить гораздо дороже, чем покупка готового ножа»[3].

На территории монастыря Оптина Пустынь 18 апреля 1993 г. были убиты иноки о. Ферапонт, о. Трофим и иеромонах о. Василий специально приготовленным для этого кинжалом. «Аверин Н. Н. 15 апреля 1993 г. около 20 часов с применением металлообрабатывающих станков, не имея соответствующего разрешения на изготовление и ношение холодного оружия, изготовил в механических мастерских колхоза… самодельный меч, являющийся холодным оружием, а в ночь с 17 на 18 апреля 1993 г. носил при себе указанный меч и нож, изготовленный по типу кинжалов, также являющийся холодным оружием. При осмотре места совершения преступления был обнаружен нож типа тесака. Рукоятка ножа обмотана изоляционной лентой светло-коричневого цвета… На лезвии ножа, от конца до рукоятки, имеются наложения вещества бурого цвета, похожие на кровь. На лезвии ножа имеется выцарапанная надпись: «САТАНА 666». Общая длина ножа 63,5 см, длина лезвия 40 см, ширина лезвия 3,8 см, конец лезвия сведен на угол, равновеликий с обеих сторон, обе стороны ножа заострены»[4].

В древней ритуальной практике жертвоприношений орудию убийства жертвы уделялось большое внимание. Простой нож в этом действии применяться не мог — необходимо было специальное орудие, которое изготавливалось особым образом по строгим рекомендациям.

Обнаруженный при осмотре места происшествия нож с выгравированной на лезвии надписью «САТАНА 666», может свидетельствовать о принадлежности преступника к секте сатанинского толка.

Изучение орудия убийства (допустим, ножа с сатанинскими символами) может дать первоначальную информацию о преступнике. Необходимая информация может быть получена при производстве трасологической экспертизы и криминалистической экспертизы холодного оружия, в ходе которой эксперт выясняет, каким способом изготовлено орудие убийства — заводским или кустарным, каким способом на орудие нанесены символы и знаки, где изготовлено.

Данные о способе изготовления орудия убийства и гравирования на нем магических символов и знаков, а также профессионализме изготовителя могут дать следствию направление поиска непосредственного изготовителя орудия убийства либо того, кто наносил знаки и символы на орудие.

Действия по изготовлению или приобретению орудия убийства позволяют говорить о заранее обдуманных поступках преступника и мотивах преступления.

На мотив преступления могут указывать не только различные надписи, символы и знаки ритуально-магического характера, но также форма и вид самого ритуального орудия.

«П. самостоятельно изготовил, так как работал на предприятии, позволяющем работать с обработкой металла, пятипалую перчатку черного цвета и три скрепленных между собой способом пришивания металлических основания клинков к перчатке. Длина перчатки от кончика среднего пальца до манжеты 280 мм, ширина 120 мм. На указательном, среднем и безымянном пальцах перчатки были прикреплены предметы, изготовленные из металла стального цвета. Каждый предмет состоит из клинка, цилиндрической трубки и защиты. Длина клинков: 137 мм, толщина 1,3 мм, ширина 12 мм каждого. По заключению экспертизы, данный предмет является атипичным оружием, предназначенным для нанесения телесных повреждений. Предмет изготовлен самодельным способом по неустановленному типу (образцу)»[5].

В качестве образца для изготовления этого орудия преступник использовал подобную перчатку с клинками из фильма «Кошмар на улице Вязов».

Как уже было отмечено выше, на месте совершения ритуального убийства могут быть обнаружены не только непосредственные орудия убийства (кинжал, ритуальный нож, иглы), но и другие предметы, также позволяющие выдвинуть версию о совершении ритуального убийства. К таким предметам относятся емкости для сбора крови (ритуальные чаши). Эти емкости также могут быть выполнены различными способами. Один из способов изготовления подобной чаши можно найти в книге «Практическая магия»: «Надо иметь чашу, в которую вливается несколько капель жертвенной крови для отпечатков и письма. Эта чаша должна быть глиняная и не глазированная...»[6];

5) наличие разбитых православных икон или осколков от них, разорванных, сожженных Библии, молитвослова или листов из них, разбитых или сломанных христианских крестов;

6) наличие следов босых ног и обуви, свидетельствующих об исполнении на месте совершения преступления религиозных обрядов. В литературе, посвященной ритуальной магии, приводится характерный для ритуальных убийств рисунок расположения участников на месте совершения ритуала. В связи с этим в ходе производства осмотра места совершения преступления важно установить не только положение жертвы, но и положение и возможные перемещения самих преступников.

При установлении границ осмотра места происшествия следует иметь в виду, что на определенном удалении от места обнаружения трупа могут находиться следы шин автотранспортных средств, на которых преступники прибыли на место. Если вблизи или на определенном удалении отсутствуют следы шин автомобиля, но по совокупности признаков убийство носит ритуальный характер, то следователю необходимо решить вопрос относительно способа доставления жертвы на место преступления. В таком случае необходимо будет рассмотреть частную версию о личности потерпевшего, а именно потерпевший был знаком с преступниками, являлся членом секты, но за какую-либо провинность стал жертвой ритуального убийства либо, будучи знаком с преступниками, был завлечен на место преступления обманным путем (например, жертву пригласили члены секты присутствовать при совершении ритуального убийства животного);

7) наличие на месте преступления или вблизи него останков животных или птиц — во многих черномагических ритуалах перед умерщвлением человека убивается черная кошка, а ее кровь используется для дальнейших магических манипуляций. В некоторых случаях перед обрядом умерщвления человека требуется принести в жертву, например, петуха, что в большей степени характерно для культов Вуду, но также может встречаться и в сатанинских черномагических ритуалах;

8) наличие микрочастиц черного воска от свечей, используемых в сатанинских черномагических ритуалах (появляется возможность выйти на преступников, выявив места приобретения или изготовления такого рода свечей), пепла от сжигания различных благовоний и трав, порошков, изготовленных для использования в ритуально-магических целях и состоящих из измельченных трав, кореньев, сушеных насекомых, минеральных и органических веществ и т. п., волокон от специфической одежды участников ритуала, например от балахонов черного цвета, и т. д.

Сочетание приведенных выше признаков позволяет в ходе производства осмотра места происшествия установить ритуальный характер совершенного убийства. При наличии только одного из признаков следствием должна выдвигаться и рассматриваться версия об инсценировке ритуального убийства с целью сокрытия истинных мотивов совершения преступления.

Если обстановка на месте совершения убийства отличается излишней демонстративностью, указывающей на совершение ритуального убийства, то можно предположить, что это преступление совершено одним лицом с психическими отклонениями или группой лиц (подростками) по предварительному сговору. Если труп жертвы был обнаружен вне реального места совершения преступления и некоторые повреждения на нем указывают на ритуальный характер причинения смерти, то можно с большой степенью вероятности предположить, что данное преступление совершено организованной группой или преступным сообществом (сектой), при этом преступники не желали, чтобы правоохранительные органы обнаружили следы совершенного ритуального убийства (данный факт указывает на то, что преступники и в последующем намерены совершать ритуальные убийства).

К протоколу осмотра места происшествия необходимо приложить масштабный план, в котором следует схематически отразить расположение трупа и орудий преступления, местонахождение и взаиморасположение обнаруженных предметов, знаков и символов.

Осмотр трупа на месте его обнаружения. Осмотр трупа по делам о ритуальных убийствах следователь должен производить, руководствуясь общим алгоритмом производства осмотра трупа или частей тела трупа, поскольку структура и последовательность действий по осмотру тела жертвы в расследовании различного рода убийств остается неизменной.

Однако осмотр трупа жертвы ритуального убийства отличается некоторыми особенностями, заключающимися в обнаружении, выявлении, фиксации, предварительном исследовании, а также в распознавании специфических признаков, позволяющих выдвигать и рассматривать версию о совершении убийства ритуального характера и, основываясь на этой версии, проводить дальнейший осмотр. При обнаружении определенной совокупности характерных следов можно утверждать, что действия преступников представляли собой процесс исполнения ритуала религиозного характера, направленного на умерщвление человека.

Факт перемещения тела трупа или его частей указывает на то, что преступник преследовал цель скрыть реальное место совершения преступления.

Обезображивание тела трупа свидетельствует о попытке преступника скрыть личность потерпевшего.

Важную роль при осмотре трупа на месте его обнаружения играет специалист в области судебной медицины или любой врач.

«Задачи врача при осмотре места происшествия и трупа на месте его обнаружения: 1) установить факт смерти; 2) выявить признаки, позволяющие судить о времени и причине смерти, характере и механизме возникновения повреждений, а также другие данные, имеющие значение для установления обстоятельств происшествия; 3) оказывать следователю помощь в обнаружении, изъятии и сохранении биологических следов на вещественных доказательствах; 4) содействовать следователю при описании в протоколе состояния трупа и биологических следов на вещественных доказательствах; 5) обращать внимание следователя на все особенности, имеющие значение для расследования данного случая; 6) давать пояснения по поводу выполняемых врачом действий. На основании осмотра трупа и места его обнаружения врач может устно ответить следователю на следующие вопросы: какова давность смерти, не менялось ли положение трупа, имеются ли наружные повреждения, каким предметом они причинены, нанесены ли повреждения там, где был обнаружен труп, какова возможная причина смерти. Врач может дать устные ответы и на другие вопросы, если они находятся в пределах его компетенции и не требуют специальных дополнительных исследований. Высказывания врача, основанные только на данных наружного осмотра трупа, являются чаще всего предположениями, носящими устный характер и не должны рассматриваться как экспертное заключение»[7].

Участие врача в осмотре трупа на месте его обнаружения по делам о ритуальных убийствах предполагает оказание всесторонней помощи следователю не только в фиксации обстановки на месте происшествия, но и в изъятии вещественных доказательств с биологическими следами для последующего назначения и проведения судебно-медицинских экспертиз трупа и вещественных доказательств.

На основе изучения и анализа судебно-следственной практики, а также специальной литературы, посвященной исполнению ритуалов религиозного характера, можно выделить следующие признаки, указывающие на совершение ритуала религиозного характера, направленного на причинение смерти жертве:

1) труп находится в месте, типичном для совершения ритуальных убийств;

2) труп окружают культовые предметы, используемые при совершении ритуальных убийств — ритуальный кинжал, обрывки литературы религиозного характера (например, разорванная Библия), алтарь в виде специально подготовленных приспособлений (крест) или естественных природных объектов (например, алтарь на большом плоском камне) и т. п.;

3) поза трупа имеет специфический рисунок, характерный для ритуального жертвоприношения. В следственной практике встречались случаи, когда жертву помещали на заранее подготовленное приспособление в виде креста. О таком способе совершения убийства свидетельствует сочетание особой локализации и особого характера повреждений в виде сквозных ран на кистях и стопах.

В январе 2000 года в Подольском районе Московской области М. на почве увлечения оккультными науками и черной магией заранее приготовил крест из бревен с целью совершения человеческого жертвоприношения. Далее М. совместно с С. и Б. распяли на данном кресте несовершеннолетнего А. вверх ногами, тем самым причиняя ему особые страдания. При этом М. специально приготовленным ритуальным ножом типа кортика сделал надрез на предплечье А. и стал по очереди с С. собирать кровь в приготовленную кастрюлю для разбавления спиртным [8].

Поза трупа может быть иной. Например, конечности тела жертвы могут быть раздвинуты в виде пятиконечной звезды (пентаграммы).

Если поза трупа не имеет специфического рисунка, указывающего на ритуальный характер совершенного убийства, и установлено, что тело жертвы было перенесено с реального места совершения преступления, необходимо определить позу трупа в момент убийства. Это можно сделать, например, по следам от веревок на шее, руках, ногах и т. д.;

4) на отдельных участках тела трупа, по конфигурации напоминающих ритуальные предметы, отсутствуют трупные пятна (предметы отпечатываются на теле трупа в виде бледных пятен или рельефных следов в результате сдавливания сосудов);

Расположение трупных пятен может помочь в решении вопроса о том, изменялось ли положение трупа после смерти и в каком положении тело находилось в течение первых часов после смерти. Это имеет большое значение, так как после окончания ритуала умерщвления жертвы с трупом могут совершаться различные действия ритуально-магического характера: например, труп помещается вниз головой для сбора жертвенной крови, изымаются органы и ткани и т. д.;

5) жертва облачена в специальное одеяние, например в белую накидку (или балахон), на которую нанесены знаки и символы ритуально-магического характера. По виду одежды и находящимся на ней знакам и символам можно установить вид совершенного ритуала, а иногда и личность потерпевшего, если он являлся членом секты или имел непосредственное к ней отношение. Впоследствии с помощью специалиста в области религиоведения по виду одежды, знакам и символам, обнаруженным на ней, можно установить вид группы (секты), характер ее деятельности, возможные места ее расположения.

Орудия причинения смерти, обнаруженные на трупе, также могут указывать на ритуальный характер совершенного убийства. Речь идет о ритуальных орудиях и средствах, применяемых для причинения жертве особых психофизических страданий, умерщвления жертвы, сбора крови, изъятия и хранения органов и тканей жертвы (ритуальные кинжалы, иглы, чаши, специальные ножи для изъятия органов и тканей жертвы).

Если орудие причинения смерти механически соединено с трупом, то оно осматривается до раздевания трупа и осмотра одежды, чтобы при этих действиях положение и состояние орудия не были нарушены.

Можно выделить следующий комплекс признаков, обнаруженных при осмотре тела трупа, указывающих на ритуальный характер совершенного убийства:

1) следы повреждений на теле трупа в виде вырезанных символов и знаков ритуально-ма­ги­чес­кого характера, например различного рода крестов, пентаграмм, слов на латинском, арамейском и т. д.;

2) следы повреждений на теле жертвы в виде единичного ранения острым колющим предметом в жизненно важный орган (например, ранение в сердце или надрез на горле для сбора крови) при условии отсутствия следов борьбы — жертва была обездвижена или приведена в состояние беспомощности.

Если для подавления сопротивления жертвы и ее обездвиживания использовались наркотические или психотропные вещества, на теле жертвы должны быть следы уколов. При назначении судебно-меди­цин­ской экспертизы следователю необходимо поставить перед экспертом вопрос об идентификации использованного препарата.

Во исполнение культового обряда, связанного с завладением душой человека, Васильев обманным путем, под надуманным предлогом, был привезен Кондрашовым и Заикой в лесной массив, где, действуя согласованно и реализуя единый преступный умысел на совершение умышленного убийства, Кондрашов нанес Васильеву специально приготовленной для этой цели палкой несколько ударов в область шеи, после чего Заика при помощи специально приготовленного шприца ввел Васильеву в вену медицинский препарат парализующего действия, как было далее установлено — протаргол, что повлекло за собой невозможность сопротивления потерпевшего, т. е. своими совместными действиями Заика и Кондрашов привели жертву в беспомощное состояние»[9].

Также могут наблюдаться следы повреждений на теле жертвы в виде множественных, как изолированных, так и не изолированных, ранений острым колющим предметом, не затрагивающих жизненно важных органов, — в момент нанесения указанных повреждений жертва находилась в сознании. По характеру нанесения подобные повреждения были направлены на причинение жертве особых психофизических мучений, что необходимо практически во всех ритуалах с целью умерщвления жертвы. Множественность подобных повреждений на теле жертвы может указывать на групповой характер совершенного убийства, а также на вид исполненного ритуала. Например, в ритуале посвящения в члены секты каждый посвященный должен нанести жертве удар ритуальным кинжалом, не причиняя ей смерти, но причиняя мучения и страдания. Кроме этого, к повреждениям на теле жертвы, указывающим на ритуальный характер совершенного убийства, следует отнести надрез на затылке, так как в ритуально-магической практике считается, что сквозь подобный надрез «забирается» душа человека;

3) следы обривания волосяного покрова на голове, груди, половых органах и т. д. Удаление волос на теле жертвы может являться одним из элементов ритуала — представлять собой обряд лишения человека «защитной, духовной энергии», содержащейся в волосяном покрове. «Полагали, что душа человека обитает в волосах и нанесенное увечье может отрицательно отозваться на ней. По древнеегипетским понятиям, жизненная сила человека была сосредоточена в его волосах, и их не удаляли при мумификации. Древние иудеи также считали, что душа (немаша, нефет, руах) пребывает не только в сердце, внутренностях, чреслах, печени, внутреннем сале, груди и крови, но также и в волосах… В античном мире рабам стригли волосы не только, чтобы этим отметить их положение, но также чтобы лишить покровительства их племенных богов. Если душа человека локализуется в волосах, то в них находится источник его психической и физической силы»[10]. Удаленные с тела жертвы волосы могут впоследствии храниться у лица, совершившего ритуал, как объект, содержащий духовную энергию убитого человека. Удаление волос с головы жертвы в совокупности со следами повреждений магистральных артерий на шее может указывать на то, что в ходе ритуала проводился сбор жертвенной крови, в процессе которого тело жертвы переворачивается вниз головой для лучшего кровоистечения;

4) татуировки на теле жертвы в виде знаков и символов ритуально-магического или оккультно-мистического содержания, что указывает на ритуальный характер совершенного убийства и на то, что потерпевший являлся членом секты или пытался вступить в секту. На основе таких следов можно выдвинуть частные версии относительно личности преступников, потерпевшего и вида совершенного ритуала, а именно совершен ритуал мести над членом секты за нарушение каких-либо внутренних правил или ритуал посвящения в члены секты, где жертвой ритуального убийства стал сам посвящаемый. Важно установить время нанесения татуировок, поскольку они могут быть сделаны после наступления смерти или незадолго до причинения смерти;

5) следы изъятия органов и тканей. Следователю необходимо получить от врача, осуществляющего осмотр трупа, первоначаль­ную информацию о том, какие органы и ткани отсутствуют. Факт изъятия органов и тканей позволяет следствию выдвинуть сразу несколько версий: версию о совершении убийства с целью использования человеческих органов и тканей для трансплантации, версию о совершении убийства с извлечением органов и тканей в целях каннибализма, версию о совершении убийства с последующим извлечением органов и тканей в целях полового фетишизма и версию о совершении ритуального убийства с извлечением органов и тканей жертвы для последующего использования в ритуально-магических целях. Указанные версии можно разграничить, основываясь на видах и способах извлечения органов и тканей. Так, в трансплантологии используются только некоторые органы и ткани человека (сердце, почки, печень), тогда как в ритуально-магических целях могут использоваться кроме перечисленных и другие органы и ткани.

Приведем пример использования некоторых органов и тканей в ритуально-магических целях.

Использование крови. В оккультно-мистических учениях считается, что душа, жизненная сила и т. д. растворены в крови. Также «мистическая оценка крови позволила признать за ней магические способности излечивать разные болезни. Особенно если это была кровь казненного, т. е. умершего неестественной смертью человека…»[11]. При совершении ритуального убийства с дальнейшим использованием жертвенной крови на теле трупа, помимо непосредственных следов причинения смерти, должны быть следы в виде надрезов магистральных артерий или глубоких проникающих ран для обеспечения необходимого кровоистечения.

Использование человеческого жира. «Существовало поверье, что ведьмы из человеческого жира, особенно выплавленного из детских трупов, изготавливают волшебные мази, которые обладают магической силой... Преступники из жира делали свечи, которые показывают место, где скрыты сокровища... Аборигены Австралии были убеждены, что источником жизненной силы и энергии человека является жир, расположенный на внутренних органах...»[12].

Использование кожи. Отсутствие на теле трупа участков кожи на спине, затылке, животе и груди также может указывать на ритуальный характер совершенного убийства. «…Ритуал сдирания кожи символизировал преображение и очищение через смерть. Человек, потерявший кожу полностью или частично, становится больше или меньше открытым для воздействия нематериального мира… В средневековой Европе знали пергамент, сделанный из кожи недоношенных младенцев. Полагали, что черти на коже человека писали договор о продаже души»[13]. В ранее приводившемся примере «Кондрашов и Заика, как они полагали, “завладели душой своей жертвы”, отрезав кусок кожи с шеи потерпевшего, который поместили в баночку с духами и спрятали в качестве фетиша на лестничной площадке по месту жительства Заики…»[14].

В случае полового фетишизма преступник извлекает из тела жертвы в основном половые органы. В ритуально-магических целях также могут использоваться половые органы человека, но в результате изучения судебно-следственной практики нами не было выявлено случаев совершения ритуальных убийств с последующим изъятием только лишь половых органов жертвы — как правило, извлекаются и другие органы и ткани.

При совершении убийства на почве каннибализма на теле жертвы остаются следы изъятия, например, не только сердца и печени, но и мышечной ткани, которая крайне редко используется в ритуально-магических целях.

Каннибализм имеет глубокие исторические корни. Так, воины многих племен Африки и Южной Америки поедали некоторые органы и ткани убитого, чтобы получить его силу. Со временем подобного рода ритуальные традиции были восприняты и воплотились как обязательный элемент магических ритуалов. В свою очередь, ритуальный каннибализм был воспринят культом Сатаны, где в совершении ритуалов «черной» магии получил свое оккультно-мистическое значение. Ритуальный каннибализм и сейчас в некоторых случаях является неотъемлемым атрибутом ритуальных убийств.

«Сердце и мозги съедал учитель, “менее ценные органы” раздавались на ритуальное поедание остальным сатанистам в зависимости от их иерархической принадлежности. “Все ели без сострадания во славу Сатаны”. Остатки вывозили в лес, обливали бензином и сжигали, а затем закапывали»[15].

Действия в целях каннибализма при совершении ритуального убийства оставляют на теле жертвы определенные следы, а именно следы зубов, на основе которых можно сделать слепок, что позволит в последствии идентифицировать преступника. Из следов зубов можно выделить следы биологического происхождения, т. е. слюну, что позволит при назначении медико-био­логи­ческой экспертизы установить группу крови преступника, его ДНК.

«В 1999 году в г. Челябинске К. лишил жизни Г., полагая, что получит жизненную энергию Г., принесет его в жертву представителям сверхъестественных темных сил, а также совершит в будущем культовые магические операции с органами Г. После смерти Г. при помощи ножа и ножовки К. расчленил труп Г. Кисть левой руки трупа Г. и его глазные яблоки К. поместил в емкости с формалином для консервации с целью применения их в будущем в магических операциях и оставил у себя в квартире. С аналогичной целью К. оставил у себя в квартире нижнюю челюсть трупа Г., предварительно выварив ее и отделив от головы»[16].

Извлечение органов и тканей при совершении ритуального убийства может указывать на некоторые черты личности преступника, а именно на то, обладает ли он знаниями в области медицины и анатомии человека, может указывать на профессиональные навыки преступника. Так, в вышеприведенном случае преступник проявлял большой интерес к анатомии, медицине, химии, биологии, проходил школьную практику в урологическом отделении в перевязочной, помогал в патологоанатомическом отделении, хотел стать хирургом или патологоанатомом, готовился к поступлению в медицинский институт.

Способ совершения ритуального убийства, направленный на извлечение и последующее использование органов и тканей жертвы в ритуально-магических целях, имеет корреляционные связи с другими элементами криминалистической характеристики ритуального убийства. Такой способ совершения убийства мо­жет явно указывать на мотив преступления, что позволяет выдвигать версию о совершении ритуального убийства. Кроме того, подобный способ убийства позволяет следователю сделать предположение о типе и характере используемых орудий и средств преступления. Преступником могут использоваться специальные медицинские инструменты, что, в свою очередь, дает основание говорить о профессиональных навыках преступника (месте работы), его личностных психофизических качествах. Встречаются случаи, когда органы и ткани вырваны из тела жертвы, что указывает на физическую силу преступника;

6) следы полового сношения участников ритуала с жертвой. Эти следы указывают на ритуальный характер совершенного убийства в совокупности с вышеприведенными следами, выявленными при осмотре трупа на месте его обнаружения. На теле жертвы также могут быть обнаружены следы укусов, полученных в момент совершения полового акта. Впоследствии, как по следам зубов, так и по следам слюны и спермы, можно идентифицировать преступника (преступников);





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!