Краткие рекомендации к репетиционному итоговому собеседованию. Декабрь 2019
Задание 1. Чтение текста
Особенности задания:
o предложен текст научно-популярного стиля о выдающихся людях России (160 – 200 слов);
o на подготовку отводится две минуты, при подготовке экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи (подчёркивать ключевые или трудные слова и выражения) в КИМ [1].
o контролируются навыки техники осмысленного чтения, то есть проверяется понимание экзаменуемым содержания читаемого, проявляющееся в правильном оформлении фонетической стороны устной речи:
- соответствие интонации знакам препинания текста - паузация, словесное ударение, повышение и понижение громкости голоса ИЧ,
- темп чтения ТЧ,
- соблюдение орфоэпических норм О,
- грамматических норм Г,
- отсутствие искажений слов Иск.;
o проверяются умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, сопровождающий имена собственные и сложные термины О, а также владение навыком правильного склонения имён числительных при чтении Г.
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Особенности задания:
o текст пересказывается подробно, поэтому экспертам-организаторам во время знакомства с КИМ до начала проведения итогового собеседования необходимо определить количество микротем текста для чтения и сформулировать основное содержание каждой из них, что послужит основой оценивания П1;
o при подготовке к заданию экзаменуемый работает и с текстом (задание 1) и с цитатой (задание 2), так как он должен определить за две минуты подготовки, в какой части текста уместно и логично (П3) использовать приведённое в задании 2 высказывание и выбрать для этого любой способ цитирования (П4)[2];
|
o важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст[3].
Задание 3. Монологическое высказывание
Особенности задания:
o задание имеет альтернативный характер: выпускнику предоставляется выбор одного из трёх вариантов монолога, отличающихся реализуемыми целями, набором специфических средств;
o все предложенные темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста, но следует обратить внимание сдающего, что в формулировке задания акцент делается на выбор одной из предложенных тем беседы, то есть, делая выбор, важно понимать: по данной теме есть, что сказать, и есть, о чём затем вести диалог (опыт у каждого ученика свой);
o монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию, на подготовку даётся одна минута;
o важен объём высказывания – не менее 10 фраз (под фразой в данном случае понимается как каждое простое предложение, так и каждая часть сложных предложений), что и должен во время ответа учитывать эксперт М1;
o выпускник, строя высказывание, должен учитывать речевую ситуацию М2;
o высказывание должно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок М3.
Задание 4. Диалог
Особенности задания:
o цель собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность[4].
|
o переход от монолога ученика к диалогу с собеседником должен быть естественным: по окончании монологического высказывания ученика собеседник-экзаменатор задаёт три вопроса, заранее сформулированных и зафиксированных в карточке собеседника;
o вопросы подобраны таким образом, что помогают разнообразить содержательный и языковой аспекты речи экзаменуемого, стимулируют сдающего к использованию новых типов речи и расширению языкового материала Д1;
o важно понимать: в зависимости от содержания монологического высказывания выпускника собеседник вправе менять последовательность вопросов, задавать другие вопросы, позволяющие уточнять и дополнять информацию, содержащуюся в ответе ученика;
o оценивается диалог в целом по всем ответам учащегося на вопросы;
o выпускник должен формулировать ответы, учитывая речевую ситуацию, а эксперт вести оценивание диалога с учётом условий речевой ситуации Д2;
Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно (таблица 6), следует обратить внимание на прямую зависимость положительного оценивания критерия РО от результата критерия Р.
Основные задачи экзаменатора-собеседника и экзаменатора-эксперта
Экзаменатор- собеседник:
Ø ведёт экзамен;
Ø создаёт доброжелательную рабочую атмосферу;
Ø выполняет роль собеседника - равноправный, заинтересованный участник всего процесса.
Экзаменатор- экспер т:
Ø хорошо знает задание, выполнение которого будет оценивать;
Ø умеет оценивать каждое задание по всем критериям;
|
Ø НЕ вмешивается в беседу ученика и экзаменатора-собеседника.
[1] КИМ по первой части (Задание 1 и Задание 2) распечатывается на каждого экзаменуемого.
[2] Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.
[3] Текст для чтения (задание 1) перед началом пересказа сдаётся экзаменатору-собеседнику.
[4] Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика, то же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.