Основные задачи экзаменатора-собеседника и экзаменатора-эксперта




Краткие рекомендации к репетиционному итоговому собеседованию. Декабрь 2019

Задание 1. Чтение текста

Особенности задания:

o предложен текст научно-популярного стиля о выдающихся людях России (160 – 200 слов);

o на подготовку отводится две минуты, при подготовке экзаменуемый имеет право делать графические пометы, вести краткие записи (подчёркивать ключевые или трудные слова и выражения) в КИМ [1].

o контролируются навыки техники осмысленного чтения, то есть проверяется понимание экзаменуемым содержания читаемого, проявляющееся в правильном оформлении фонетической стороны устной речи:

- соответствие интонации знакам препинания текста - паузация, словесное ударение, повышение и понижение громкости голоса ИЧ,

- темп чтения ТЧ,

- соблюдение орфоэпических норм О,

- грамматических норм Г,

- отсутствие искажений слов Иск.;

o проверяются умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, сопровождающий имена собственные и сложные термины О, а также владение навыком правильного склонения имён числительных при чтении Г.

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания

Особенности задания:

o текст пересказывается подробно, поэтому экспертам-организаторам во время знакомства с КИМ до начала проведения итогового собеседования необходимо определить количество микротем текста для чтения и сформулировать основное содержание каждой из них, что послужит основой оценивания П1;

o при подготовке к заданию экзаменуемый работает и с текстом (задание 1) и с цитатой (задание 2), так как он должен определить за две минуты подготовки, в какой части текста уместно и логично (П3) использовать приведённое в задании 2 высказывание и выбрать для этого любой способ цитирования (П4)[2];

o важно, чтобы пересказ и включённое в него высказывание составляли цельный текст[3].

Задание 3. Монологическое высказывание

Особенности задания:

o задание имеет альтернативный характер: выпускнику предоставляется выбор одного из трёх вариантов монолога, отличающихся реализуемыми целями, набором специфических средств;

o все предложенные темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, кругу интересов, психологическим особенностям школьников подросткового возраста, но следует обратить внимание сдающего, что в формулировке задания акцент делается на выбор одной из предложенных тем беседы, то есть, делая выбор, важно понимать: по данной теме есть, что сказать, и есть, о чём затем вести диалог (опыт у каждого ученика свой);

o монологическое тематическое высказывание создаётся с опорой на вербальную и визуальную информацию, на подготовку даётся одна минута;

o важен объём высказывания – не менее 10 фраз (под фразой в данном случае понимается как каждое простое предложение, так и каждая часть сложных предложений), что и должен во время ответа учитывать эксперт М1;

o выпускник, строя высказывание, должен учитывать речевую ситуацию М2;

o высказывание должно характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, отсутствием логических ошибок М3.

Задание 4. Диалог

Особенности задания:

o цель собеседника – эмоционально расположить экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность[4].

o переход от монолога ученика к диалогу с собеседником должен быть естественным: по окончании монологического высказывания ученика собеседник-экзаменатор задаёт три вопроса, заранее сформулированных и зафиксированных в карточке собеседника;

o вопросы подобраны таким образом, что помогают разнообразить содержательный и языковой аспекты речи экзаменуемого, стимулируют сдающего к использованию новых типов речи и расширению языкового материала Д1;

o важно понимать: в зависимости от содержания монологического высказывания выпускника собеседник вправе менять последовательность вопросов, задавать другие вопросы, позволяющие уточнять и дополнять информацию, содержащуюся в ответе ученика;

o оценивается диалог в целом по всем ответам учащегося на вопросы;

o выпускник должен формулировать ответы, учитывая речевую ситуацию, а эксперт вести оценивание диалога с учётом условий речевой ситуации Д2;

Речевое оформление заданий 3 и 4 оценивается совместно (таблица 6), следует обратить внимание на прямую зависимость положительного оценивания критерия РО от результата критерия Р.

Основные задачи экзаменатора-собеседника и экзаменатора-эксперта

Экзаменатор- собеседник:

Ø ведёт экзамен;

Ø создаёт доброжелательную рабочую атмосферу;

Ø выполняет роль собеседника - равноправный, заинтересованный участник всего процесса.

Экзаменатор- экспер т:

Ø хорошо знает задание, выполнение которого будет оценивать;

Ø умеет оценивать каждое задание по всем критериям;

Ø НЕ вмешивается в беседу ученика и экзаменатора-собеседника.


[1] КИМ по первой части (Задание 1 и Задание 2) распечатывается на каждого экзаменуемого.

[2] Экзаменуемый во время пересказа имеет право зачитать высказывание.

[3] Текст для чтения (задание 1) перед началом пересказа сдаётся экзаменатору-собеседнику.

[4] Если учащийся отказывается отвечать на вопросы (произносит фразы «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика, то же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: