Этапы формирования коллектива.




Тема № 14. Коллектив и личность. Социально-психологические особенности

взаимодействия людей в малой группе.

План:

1.Коллектив. Формирование коллектива.

2. Распределение ролей в коллективе.

3.Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе.

4. Психологические качества лидера. Стили управления.

 

1. Коллектив. Формирование коллектива.

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединяющих целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы.

Большинству из нас хотелось бы жить и работать среди людей, которые нас понимают, могут нас поддержать в трудную минуту, являются единомышленниками, т.е. быть членом сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:

Этапы формирования коллектива.

1 ступень – «песчаная россыпь» (или каждый сам по себе) – не хотят понять друг друга, не общих интересов, нет авторитетного центра, нет радости и удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень – «мягкая глина» (глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить разные изделия). В руках хорошего мастера этот материал превращается в прекрасную группу. Отношения в основном доброжелательные, изредка внимательны друг к другу, готовы прийти на помощь. Настоящего организатора нет или ему трудно, т.к. некому поддержать его.

3 ступень – «мерцающий маяк» - в такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.

4 ступень – «алый парус» - у большинства членов группы проявляется чувство гордости за коллектив, переживают за неудачу другого. Ноне всегда признает ошибки, отстаивает свои интересы – это положение можно исправить.

5 ступень – «горящий факел» - настоящий коллектив, где есть дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность.

 

2. Распределение ролей в коллективе.

Можно выделить социометрические роли.

Лидер: 1.Эмоциональный (проводят с ним свободное время, общаются).

2.Деловой (с ним хорошо вместе работать, он не подведет, умеет организовать

дело).

Часто эти лидерские качества объединяются в одном человеке, но не всегда.

Предпочитаемые – те люди, с которыми большинство предпочитают общаться.

Принимаемые – те люди, кого принимают не все, а только некоторые.

Пренебрегаемые – «серые мышки», которых в коллективе не особо замечают.

Отверженные – те люди, которых в группе явно не любят.

 

3. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники.

Групповые нормы – это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами.

Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер (байкот, снижение интенсивности общения с провинившимися, понижение его статуса).

В ситуациях группового давления могут иметь место самоманипуляции и самооправдания. («Уже поздно отказаться от выпивки, потому что истрачены все деньги»)

Выделяют 4 типа (варианта) отношения к данному вопросу (принятие системы групповых норм):

1. сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы.

2. вынужденное принятие под угрозой санкций группы.

3. демонстрация антагонизма по отношению к группе («А я не такой как все»).

4. свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до выхода из группы.

2 и 3 варианты позволяют человеку оставаться в группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера» - отверженного. Второй вариант – явление очень распространенное.

Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой выхода из этой группы или потери ее расположения, а также своего устойчивого положения в группе получил название конформизма, который рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы.

Конформизм – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

Конформизм – это подчинение суждений или действий индивида групповому давлении. Таким образом разрешается конфликт между собственным мнением человека и мнением группы, конформное поведение проявляется в ситуации, когда он предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. (приспособленчество)

Факторы, влияющие на уровень конформности (от чего зависит уровень конформности человека?):

· от значимости для него высказываемого мнения (чем важнее лично для него, тем ниже уровень конформности).

· от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше статус, тем выше конформность).

· от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия.

· от возраста и пола человека (женщины более конформны, чем мужчины, а дети – чем взрослые).

Негативизм – это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, отрицая, во что бы то ни стало, все стандарты и нормы группы.

Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своим желаниям и интересам, менять свое мнение под влиянием мнения группы, испытывая страх оказаться «белой вороной» и стремление «быть как все».

4. Лидерство

Морально психологический климат коллектива – это устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Создать такой климат в группе (коллективе) может руководитель, лидер.

В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Знания и способности лидера оцениваются всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Лидер в основном осуществляет регуляцию неформальных отношений в коллективе. Лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера зависит от настроения группы.

Руководитель обладает определенной системой функций. Сфера деятельности, влияние лидера – часть группы, а руководителя – коллектив организации.

Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров.

Выделяют три типа лидеров:

1. Вожак – самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. Он влияет словом, жестом, взглядом, активный, сильный физически, авторитетность, умение принять нужное решение, интуиция, легкость в общении, дипломатичность. Сочетание всех этих качеств не гарантирует успех, в эффективном руководстве играет стиль поведения.

2. Лидер – менее авторитетен, побуждает к действию личным примером, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.

3. Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивные соревнования, турпоход и т.д.

Качества, которыми должен обладать руководитель: организатор трудового процесса, специалист, компетентный в решении задач, человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений. Лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей.

Выделяют следующие стили управления:

1. Авторитарный – жесткое единоличное принятие всех решений, жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания, неблагоприятный психологический климат.

2. Демократический – наиболее эффективный, решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений членов коллектива. Возможен этот стиль при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях лидера.

3. Либерально – анархический стиль характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

4. Непоследовательный проявляется в непредсказуемом переходе от одного стиля к другому, что ведет к низким результатам взаимодействия и максимальному количеству конфликтов и проблем.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.

 

Вопросы для проверки знаний по теме:

1.Что такое коллектив? Каковы особенности коллектива?

2.Что влияет на формирование хорошего коллектива?

3. Охарактеризуйте этапы формирования коллектива?

4. На каком этапе развития находится ваш коллектив?

5. Какие вы видите этому причины?

6. Какие роли могут играть в группе разные люди?

7. Что влияет на распределение ролей?

8. Почему некоторые люди становятся отвергнутыми?

9. Какими нужно обладать качествами, чтобы взаимодействие с одногрупниками было успешным?

10. Что такое групповые нормы? Как происходит их формирование и соблюдение?

11. Каковы варианты отношения к групповым нормам?

12. Почему человек становится лидером?

13. Кто такой лидер? Какие бывают типы лидерства?

14. Чем отличаются различные стили управления коллективом?

15. Назовите психологические качества лидера.

16. Назовите главный критерий эффективности руководства.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: