Перевод фрагмента текста «To 1500»




Никишина София

 

Сведения о флейте и технике игры на флейте появляются в трактатах XVI века Вирдунга (1511), Агриколы (1529 и 1545) и Джамб-де-Фера (1556) (очерки Горлиера, (1558) и Ленгенбруннера, (1559) были утеряны). Вирдунг рассказывает о флейте только одного вида и размера, которую он называет "Zwerchpfeiff" (дословно - "поперечный свисток", "поперечная флейта"). В первом издании трактата Агриколы, который был написан для детей, рассказывается о довольно необычном диапазоне флейты (три октавы), также Агрикола упоминает, что на флейте следует играть с применением "вибрато".

Другие источники XVI века свидетельствуют, что вибрато считалось характерной чертой флейтового звука в то время (Hadden, "предстоящее").

Последняя редакция трактата Агриколы 1545 года содержит "транспонированные" звукоряды для инструментов in D, A, E, C, G и in D, а также "стандартные" звукоряды для инструментов in G, D и A, для которых считается более удобным диапазон в две октавы с секундой или в две октавы с секстой. Три вида флейты играли четыре партии, диапазон инструмента in D был достаточно широк, чтобы охватить две партии - тенор и контртенор. Джамб-де-Фер, чьи инструкции были для любителей, описал только два инструмента, бас флейту in G с диапазоном 15 нот, и тенор флейту in D с диапазоном 15 нот (16 качественно звучащих нот, или до 19, включая некоторые форсированные ноты в верхнем регистре). Он также писал, что для того чтобы самая высокая партия была сыграна инструментами того же размера, что и тенор/контртенор, консорт должен состоять из G-баса и трех D-флейт, которые в основном будут играть в высоком регистре.

Периодически сборники печатной музыки для инструментов давали точные указания для использования определенного вида флейт. Так, в Париже Пьер Аттеньян (1533) опубликовал аранжировки шансонов Клодена де Сермизи, Жанекена, Жоскена да Пре, Гомберта, Хьюртера, Пессеро и др., а в Нюрнберге Форстер (1539) напечатал музыку собственного сочинения, Зенфля, Вольффа и др.. Шансоны Аттеньяна разделяют на пьесы для продольного консорта и для обычного флейтового консорта. Таким образом, подтверждается мнение, выраженное Джамб-де-Фером и позже Преториусом, о том, что флейта тех времен лучше всего подходит для игры в бемольных тональностях, то есть для игры в рамках натурального звукоряда, в том числе в B, но не в D, как это принято считать сегодня.

Сохранившиеся инструменты XVI века - это преимущественно флейты in D. В основном D-флейты и бас-флейты, согласно Пульизи (1988), настраивались a '= 410, а некоторые имели настройку a' = 435. Среди сохранившихся инструментов лучше всего представлены модели мастеров из семей Бассано (Венеция и Лондон) и Рафи (Лайон). Это были исполнители и композиторы, а также создатели духовых инструментов. Для того чтобы добиться качественного звучания флейт в ансамбле, инструменты выпускались и продавались в комплекте, что ясно было прописано в договоре 1542 года между производителем Mathurin de La Noue и французским купцом, для "ung jeu de flustes unyes, facson d 'allement" ("единого ансамбля флейт"). Термин "flûte d’Allemagne" или "немецкая флейта" до конца XVIII века оставался типичным для поперечной флейты.

К концу XVI века армейские инструменты стали отличать от флейт, предназначенных для игры в помещении. Туано Арбо в трактате о танце "Орхезография" (Лангр, 1588) отметил, что военная флейта, использовавшаяся тогда немцами и швейцарцами, имела узкую мензуру и пронзительный звук. Играли на ней с жёсткой артикуляцией, и она использовалась для свободной импровизации под устойчивый барабанный ритм марша. Различие между флейтой и fife (военной флейтой-пикколо) было вновь упомянуто Преториусом (2/1619) и Мерсенном (1636-7), которые описывали разную аппликатуру и диапазон в пределах дуодецимы для флейты-пикколо. Однако Пульизи (1988) указывает, что две уцелевшие военные флейты (датируемые 1674 годом), вопреки описанию Арбо, имеют более крупную мензуру, чем у обычных флейт-пикколо, что даёт им более сильную нижнюю октаву и ограничивает звучание в 3 октаве.

Первые пьесы для поперечной флейты, которые дошли до наших дней, датируются концом XVI - началом XVII века. Трактат Джованни Бассано "Ричеркары, пассажи и каденции" (1585) - представляет собой коллекцию произведений, иллюстрирующих итальянский стиль диминуции. "Il dolcimelo" Аурелио Вирджилиано (1600) содержит в аналогичном стиле ричеркар для корнета, скрипки, поперечной флейты [траверса] и других инструментов. Книга содержит таблицу аппликатуры для D-флейты с диапазоном в две с половиной октавы. Однако в "Pratica di musica" («Музыкальная практика») Людовико Цаккони (1592) описывается диапазон всего лишь в две октавы. Флейта была частью особого английского смешанного консорта виол да гамба, лютни, флейты, кифары, бандуры и бас виолы. В музыке для подобного ансамбля (произведения Томаса Морли (1599 и 1611), Филиппа Россетера (1609) и других) в партии тенора использовалась флейта in D, которая транспонировала на октаву выше.

Основным немецким источником XVII века является трактат «Syntagma musicum» («Устройство музыки») Михаэля Преториуса (2/1619). Описываемая Преториусом флейта in D имела диапазон 19 нот (d '-a "'), включая четыре ноты, которые игрались с помощью приёма передувания, в то время как флейта in A могла играть только две октавы, и её самая высокая нота была такая же по звучанию, как у флейты in D. Преториус отметил, что бемольные тональности подходили для флейты лучше всего, и определил различные виды строя, которые использовались в разных ситуациях и фрагментах: в некоторых моментах требовался органный строй (Chor Thon), который был на целый тон ниже камерного строя (Cammer Thon). А в Англии и Нидерландах применялся строй, в рамках которого лучше звучали клавикорды и флейты и который был немного ниже камерного. Однако данный строй не использовался для больших ансамблей. Судя по данным из перечня Штутгартского двора 1589 года, корнеты настраивались согласно камерному строю (около а '= 450), в то время как корнеты с сурдинами и флейты настраивались согласно органному строю (а' = 410). Таким образом, флейты с камерным строем были скорее исключением из правил, что подтверждается наличием сохранившихся флейт XVII века. Преториус также упоминает два вида военных флейт "Schweizerpfeiff" (дословно – «швейцарская свирель») или "Feldtpfeiff" (дословно – «полевая свирель»), в in D и in G, каждая с диапазоном в 1,5 октавы.

Марен Марсенн в своём произведении "Harmonie Universelle" (1636-7) свидетельствовал об изменении конструкции флейты in D, что явилось предвестником появления барочной флейты. Его две таблицы с аппликатурой для инструментов in G и in D существенно отличались друг от друга. Раймон Мейлан (швейцарский флейтист и музыковед) указал на сходство таблицы Мерсенна для флейты in D и флейты Оттетера (1707), и утверждал, что для функционирования с заданной аппликатурой флейта Мерсенна должна была иметь конусовидную форму, притом, что в отличие от настоящей барочной флейты, она имела одну или, возможно, две части и не имела клапана. Мерсенн также упоминал, что fifes (высокие поперечные аэрофоны, похожие на пикколо) не использовались в консорте, но эти флейты, играющие в органном строе, были задействованы с басовыми партиями, которые исполнялась на сакбуте, серпенте или на другом басовом инструменте. В качестве примера он приводит четырёх частную "air de cour" ("куртуазную арию") для консорта флейт.

Несмотря на то, что инструменты с конусовидной формой изготавливались до середины XVII века, поперечные флейты с цилиндрической мензурой продолжали использоваться. Вероятно, в третьей четверти XVII века в Лионе мастером Лисьё была изготовлена флейта, которая состояла из двух частей и имела цилиндрическую мензуру, но была исполнена в протобарочном стиле (Музей истории искусств, Вена), а инструмент с аналогичными характеристиками (Германский национальный музей, Нюрнберг), возможно, был изготовлен в Аугсбурге или северной Италии.

«Флейтовый Сад наслаждений» Якоба Ван Эйка (1646-9) - нидерландский сборник пьес и диминуций (ритмических композиций) для флейты-пикколо in C или флейты in G (диапазон g' -d ".)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: