Прочитайте текст и выполните задания А6 – А11




Вариант 2.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) зАняла 2) углУбить 3) бАрмен 4) водопрОвод

А2. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) За проявленную смелость при спасении детей из горящего дома молодого человека ПРЕДСТАВИЛИ к награде. 2) Эта коллекция минералов ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой большую ценность. 3) Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового ученика. 4) Мне ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ возможность поработать в Сочи во время проведения олимпиады.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на ста десятом километре 2) больная мозоль 3) всех смелее 4) более горький

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выполняя все рекомендации врача, 1) я начал выздоравливать. 2) мне пришлось на несколько дней лечь в постель. 3) хочется быстрее выздороветь. 4) маме пришлось не пойти на работу.

А5. Укажите предложение без грамматических ошибок (без нарушения синтаксической нормы).

1) В своём выступлении депутат подчеркнул о недостатках в работе коммунальных служб.

2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново.

3) Пятеро подруг пришли в театр на премьеру. 4) Большое значение в расследовании сыграли свидетельские показания.

Прочитайте текст и выполните задания А6 – А11

(1) (2)Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. (3)Чем... отличается воля от свободы? (4)Тем, что вольная воляэто свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. (5)А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. (6)Притеснять человека – это прежде всего лишать его пространства, теснить. (7)Вздох русской женщины: «Ох, тошнехонько мне!» – не только означает, что ей плохо, но и что ей тесно, некуда деваться. (По Д. Лихачёву)

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее. 2) Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. 3) Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. 4) Широкое пространство всегда владело сердцами русских.

А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении текста?

1) кажется 2) например 3) наверное 4) думаю

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений текста?

1) которых нет (№2) 2) ей плохо (№7) 3) воля – это свобода (№4) 4) притеснять – это лишать (№6)

А9. Укажите верную характеристику второго предложения текста.

1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) сложное бессоюзное

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОХ(№7)

1) предлог 2) союз 3) наречие 4) междометие

А11. Укажите значение слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ во втором (2) предложении

1) ходатайство о чём-либо 2) воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий 3) знание, понимание чего-либо 4) изображение, показ

А12. Где правильно указаны все цифры, на месте которых пишется -НН-?

В магазине уже купле(1)ы мороже(2)ные овощи, копчё(3)ная рыба, сваре(4)ые грибы.

1) 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 4

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) созд..ющий, н...тариус, заск...чить (на минутку) 2) вытв...рить, при..ритет, д..лина 3) кресло-к..чалка, патри..тический, пот..ряться 4) раст..рание, об..зательный, р..зонанс

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..бабушка, пр..изнести, предп..ложить 2) пр..емлемый, пр..вносить, пр...одолеть

3) пр..служиваться, пр..низить, пр..бирать 4) во..враща­лась, бе..покоиться, прои..шествие

А15. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

1) трепещ..щий от страха, наде..вшийся на лучшее 2) стел..щаяся трава, озёра

дремл..т 3) терп..щий поражение, ненавид..щий ложь 4) завис..щий от погоды, снежинки та..т

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. подта..вший Б. преодол..вать В. дожд..к Г. масл..це

1) В, Г 2) А, В 3) А, В, Г 4) А, Б, В

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Надо (не)медленно уходить, а то хлынет ливень. 2) (Не)ровное дно Байкала представляет собой не что иное, как систему подводных горных хребтов. 3) Купленные на рынке ягоды были (не)крупные, но сладкие. 4) Ещё (не)прочитанное мамой письмо лежало на журнальном столике.

А18. В каком предложенииоба слова пишутся раздельно:

1) В то(же) время прозвучал свисток, поезд тронулся, и все стали махать (в)след отходящему поезду. 2) Что(бы) вы ни говорили, а ошибки вашего практиканта (на)лицо. 3) Мы спрятались (за)то здание, что(бы) нас не обнаружили преследователи. 4) (В)течение нескольких минут мы смотрели на облако, которое как(будто) на золотой колеснице поднималось к солнцу.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия:

Истосковавшимися кликами мы приветствовали долину с небес () и постепенно снижались вдоль реки, спускались поближе к земле.

1) Предложение простое, нужна запятая. 2) Предложение простое, не нужна. 3) Предложение сложное, нужна. 4) Предложение сложное, не нужна.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А великое синее озеро (1) глядевшее оком в небо среди скалистых снежных гор (2) перекатывало воды в хмурых глубинах и бугрилось (3) как бы потягиваясь (4) упругими мускулами больших, медлительных волн (5)возникающих (6) и умирающих втуне.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 5, 6 3) 1, 4, 5, 6 4) 1, 2, 3, 4, 5

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Теплоход резал стальным форштевнем бледную зим­нюю воду, и мне (1) казалось (2) теперь, что он несет меня к неизбежному счастью. Ложные сигналы о помощи отвлекают спасателей и (3) безусловно (4) мешают им выполнять свои обязанности.

1) 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую

1) Плотогоны убрали сходни и отвязав канаты налегли на прочные шесты отводя тяжёлые плоты от берега прочь. 2) Виднелись или необработанные песчаные равнины или далёкие горы. 3) Во тьме трепетно вспыхивали молнии и гремел гром. 4) Музыка и рассказ о театре и говор празднично одетой толпы опьянили Клима.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в предложении?

А затем он снова стал точно к венцу готовиться: повсюду зажег электричество, наполнил все зеркала отражением света и блеска, мебели и раскрытых сундуков, стал бриться, мыться и поминутно звонить... (И. Бунин)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня­ет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы­вает на условие того, о чём говорится в первой.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Тюльпаны (1) разноцветные чаши (2) которых щедро угощают (3) своим нектаром шмелей и пчёл (4)закрываются вместе с заходом солнца.

1) 2, 4 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 1, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

И чтобы (1) когда ты тихо лежишь и любуешься небом (2) ничего страшного не случилось (3) чтобы ты никуда не исчезал (4) облака будут превращаться во всё (5) чего ты ни захочешь.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 1, 3, 4, 5 4) 3, 4, 5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Отец, который имел неутомимую страсть всё сбывать с рук, давно продал и прожил старенькое имение. 2) Ветер с запада отряхивал росу, и капельки сры­вались, радужно сверкали и падали на желанную и ласковую землю, которая пахла дождём. 3) По колевинам дороги ещё стояла дождевая влага, которая не была впитана почвой, но над Гремячим Логом уже поднимались выше тополей розо­вые утренние туманы 4) В девятнадцать лет Ломоносов твердо решил найти свой путь в жизни и приобрести знания, к которым стремился с детства.

А27. Прочитайте текст. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте.

Самый безобразный враг языка – нецензурная брань. Когда человек нецензурно бранится, он теряет всякий стыд и чувство человечности перед окружающими, идёт против своей совести. Ведь нередко при появлении разошедшегося матершинника многим бывает не по себе, как будто каждый лично становится соучастником чего-то грязного и непристойного. Поэтому среди культурных и грамотных людей нецензурщина немыслима. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым: при царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче сквернослова подвергали публичной порке.

Сама склонность к сквернословию всегда сопровождается и другими пороками, начиная с алкоголизма и кончая всевозможными формами бытовой агрессии.

1) За нецензурную брань на Руси наказывали публичной поркой. 2) На Руси с древних времён культурные и грамотные люди воспринимают сквернословие, являющееся не только врагом русского языка, но и нравственных качеств человека, как оскорбление. 3) Окружающим неприятно, когда они слышат нецензурную брань 4) Алкоголизм и агрессия всегда взаимосвязаны.

 

Прочитайте текст и выполните задания А 28 – А30 и В1 – В8, С

Идеалы и пути к ним

(1)Могут ли быть определены такие идеалы и ценности, под которыми готовы будут подписаться все граждане страны, представители разных национальностей, конфессий, культур? (2)Безусловно.

(3)В течение последнего десятилетия разработано и опубликовано в десятках книг содержание приоритетных духовных ценностей любви, свободы, социальной справедливости и созидательной деятельности, одобренных представителями Православия, Католицизма, Ислама, Буддизма, а также представителями разных стран и регионов нашей страны. (4)Думается, что именно на этих ценностях должно строиться и правовое демократическое государство, и гражданско-патриотическое воспитание.

(5)Вывод: если идеалом страны является правовое демократическое государство, то способ приближения к нему лежит через правовое воспитание с такой педагогической целью – лояльный и просвещенный гражданин, беззаветно любящий свою родину, свою семью, свое профессиональное дело.

(6)Цель воспитания отвечает на вопросы: каким должно быть гражданско-патриотическое становление человека, какими правами, свободами и какой любовью должны быть выражены честь и достоинства каждой отдельной личности, какова связь духовности и права, любви и свободы – высших нравственных ценностей человека, каков путь к идеалу?

(7)Иными словами, цель воспитания – духовно-правовая личность, свято выполняющая свои разносторонние обязанности, соблюдающая свои права на самореализацию, на утверждение духовно-правовых ценностей в своей душе, в семье, в близлежащем общении, в обществе, государстве.

(8)Эти цели воспитания выступают как идеал, внутренне принимаемый семьей, государством, педагогами, личностью воспитуемого, что является важнейшим условием эффективности гражданско-патриотического воспитания.

(9)Право и духовность в гражданско-патриотическом воспитании неразрывны. (10)Духовность – это сила проявления нравственно-волевых, интеллектуально-эстетических и физических данных личности, выраженных в общении, в хозяйственной и политической жизни общества на основе высших общечеловеческих ценностей, главными среди которых являются любовь и свобода. (11)С точки зрения религии, Любовь и Свобода есть Бог (См. Евангелие от апостолов Павла и Иоанна). (12)В светской культуре всех времен и народов эти ценности выступают как приоритетные.

(13)Право представляет собой силу закона, норм, санкционированных государством. (14)Стремление к единству, к предельно возможному совпадению права и духовности – это и есть стремление к идеалу.

(15)Слияние двух сил – права и духовности – образует ту мощь, благодаря которой крепнут и личность, и государство, и семья, и разностороннее человеческое общение.

(16)Разрабатывая проблемы новой духовности, отечественные мыслители отмечали, что новая духовность есть религия любви и свободы, которые лишены гордости и вероломства и выражают смиренномудрие и долготерпение, стремление к добру и красоте, к истине и справедливости.

(17)При государственной поддержке духовность получает больше свобод и возможностей для своего развития и обогащения. (18)В тоталитарных системах духовность резко противостоит государству, уходит в глухое подполье, ведет с тёмными силами страны борьбу, обрекая своих защитников и пророков на мученичество, пытки и даже смерть.

(19)Разумеется, государственным идеалом является максимальное единение права и духовности как основы патриотического воспитания. (20)Государство призвано на основах духовности сплачивать свой народ, с помощью справедливых законов оберегая, обогащая и развивая духовный и социально-экономический потенциал Отечества. (По Азарову Ю.П.)

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста.

1) Разработаны главные ценности, которые должны быть свойственны правовому демократическому государству. 2) Не нужно специально воспитывать тех, кто будет создавать правовое демократическое государство. 3) Право и духовность играют огромную роль в жизни человека и государства. 4) В отличие от тоталитарных государств, в демократических духовность становится свободной и обогащается.

А29. К какому стилю и типу речи относится текст? 1) художественный, рассуждение и повествование 2) официально-деловой, рассуждение 3) публицистический, повествование 4) публицистический, рассуждение

А30. В каком предложении есть синоним слову ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ:

1) 5 2) 7 3) 10 4) 1

Часть 2. Выполняя В1 – В3, ответы запишите словами; В4 – В8 – цифрами.

В1. Из № 16 выпишите слово, образованное сложением.

В2. Из № 1 – 4 выпишите частицу(ы).

В3. Из № 14 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В4. Среди № 8 – 20 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных.

В5. Среди № 7 – 15 найдите простые предложения, в которых есть обособленные определения.

В6. Среди № 1 – 12 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным присоединительным.

В7. Среди № 1 – 6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью частицы, указательного местоимения и лексического повтора.

В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие термину из списка.

Рассуждения Азарова об идеальном государстве и человеке в нём вводится с помощью _____ (№1 – 2). Автор использует многие синтаксические средства выразительности, среди которых прежде всего необходимо отметить _____ (№5, 6, 10, 16). Для уточнения, ссылки на чьё-то мнение автор использует _____ (№4, 7, 11, 19). Среди тропов нельзя не отметить большое количество ____ («лояльный и просвещенный гражданин, беззаветно любящий свою родину», «важнейшим условием эффективности гражданско-патриотического воспитания» и др.)

Список терминов: 1) пословица 2) риторическое восклицание 3) сложныепредложения

4) синтаксический параллелизм 5) метафора 6) экспрессивный повтор 7) эпитеты 8) риторический вопрос 9) вводные слова 10) аллитерация 11) вопросно-ответная форма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: