Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти
Направление подготовки | Экономика |
Код | 38.03.01 |
Направленность (профиль) | Финансы и кредит |
Квалификация выпускника | бакалавр |
Москва
2018 г.
Рабочая программа дисциплины «Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Экономика».
Дисциплина относится к базовой части учебного плана.
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных наук № _____
«_____» ___________201____ г.
Зав. кафедрой______________________ д.ф.н. А.И. Извеков
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Компетенция | Планируемые результаты обучения по дисциплине |
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: -основные категории, принципы, методы и закономерности курса «Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти»; -сущность антикоррупционной политики, формы и методы ее проведения, - признаки и причины коррупции; - основные положения законодательства о противодействии коррупции. Уметь: -анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества, коррупции и противодействия ей, - применять теоретические знания по организации противодействия коррупции для формирования гражданской позиции. Владеть: - навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества, - навыками применять теоретические знания в сфере противодействия коррупции для формирования гражданской позиции. |
ОК - 6 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | Знать: -основные категории, принципы, методы и закономерности курса «Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти»; -сущность антикоррупционной политики, формы и методы ее проведения, - признаки и причины коррупции; -основные положения законодательства о противодействии коррупции. Уметь: -использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; -оценивать результаты и последствия профессиональной деятельности используя основы правовых знаний. Владеть: -навыками использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности; - навыками анализа результата и последствий профессиональной деятельности на правовой основе. |
|
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к базовой части блока 1 «Дисциплины (модули)»
Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОП и изучается параллельно с такими дисциплинами, как: «Бухгалтерский учет», «Финансовый менеджмент», «Комплексный экономический анализ», «Бухгалтерский финансовый учет и отчетность», «Лабораторный практикум по финансовому и бухгалтерскому учету.
|
Освоение дисциплины «Противодействие коррупции в органах законодательной и исполнительной власти» является необходимой основой для изучения последующих дисциплин «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетный учет и отчетность», «Контроль и ревизия», «Финансовый контроль».
Изучение дисциплины позволит обучающимся реализовывать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в деятельности:
экономических, финансовых, маркетинговых, производственно-экономических и аналитических служб организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
финансовых, кредитных и страховых учреждений;
органов государственной и муниципальной власти;
академических и ведомственных научно-исследовательские организаций;
учреждений системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системы дополнительного образования.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
В частности, выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с выбранными видами деятельности, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
|
обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов;
проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов;
участие в разработке проектных решений в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ.
Объем дисциплины
Виды учебной работы | Формы обучения | |||
Очная | Очно-заочная | Заочная | ||
Общая трудоемкость: зачетные единицы/часы | 2/72 | 2/72 | 2/72 | |
Контактная работа(всего): | ||||
Занятия лекционного типа | ||||
Занятия семинарского типа | ||||
Промежуточная аттестация:*Зачет / зачет с оценкой / экзамен / | ||||
Самостоятельная работа (СРС) |
*- зачет и зачет с оценкой по очной форме обучения проводится в рамках занятий семинарского типа. В учебном плане часы не выделены.
Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам / разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Распределение часов по разделам/темам и видам работы
4.1.1. Очная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Виды учебной работы (в часах) | ||||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | |||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||||||
Лекции | Иные учебные занятия | Практические занятия | Семинары | Лабораторные раб. | Иные занятия | |||
1. | Понятие и сущность коррупции. Коррупция как социальное явление | |||||||
2. | Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции | |||||||
3. | Организационно-правовые основы противодействия коррупции | |||||||
4. | Антикоррупционные ограничения в сфере государственной и муниципальной службы | |||||||
5. | Формы и виды ответственности за коррупционное поведение | |||||||
Итого |
*- в интерактивной форме
4.1.2. Очно-заочная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Виды учебной работы (в часах) | ||||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | |||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||||||
Лекции | Иные учебные занятия | Практические занятия | Семинары | Лабораторные работы | Иные | |||
1. | Понятие и сущность коррупции. Коррупция как социальное явление | |||||||
2. | Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции | |||||||
3. | Организационно-правовые основы противодействия коррупции | |||||||
4. | Антикоррупционные ограничения в сфере государственной и муниципальной службы | |||||||
5. | Формы и виды ответственности за коррупционное поведение | |||||||
Итого |
4.1.3. Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел/тема | Виды учебной работы (в часах) | ||||||
Контактная работа | Самостоятельная работа | |||||||
Занятия лекционного типа | Занятия семинарского типа | |||||||
Лекции | Иные учебные занятия | Практические занятия | Семинары | Лабораторные работы | Иные | |||
1. | Понятие и сущность коррупции. Коррупция как социальное явление | |||||||
2. | Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции | |||||||
3. | Организационно-правовые основы противодействия коррупции | |||||||
4. | Антикоррупционные ограничения в сфере государственной и муниципальной службы | |||||||
5. | Формы и виды ответственности за коррупционное поведение | |||||||
Итого |
*- в интерактивной форме
4.2. Программа дисциплины,структурированная по темам / разделам
4.2.1. Содержание лекционного курса
№ п/п | Наименование темы (раздела) дисциплины | Содержание лекционного занятия |
1. | Понятие и сущность коррупции. Коррупция как социальное явление | Понятие и содержание коррупции как социально - правового феномена. Основные подходы к определению термина «коррупция». Виды и типология коррупционных правонарушений. Сферы распространения коррупции. Причины и условия коррупционного поведения. Социально - политический анализ коррупционных проявлений (бюрократия, административный ресурс, лоббирование, рейдерство и др.). Взаимосвязь коррупционных проявлений и политического (государственного) режима. Основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере противодействия коррупции. |
2. | Исторические этапы и международный опыт противодействия коррупции | Историческое развитие представлений о коррупции и борьбе с ней на различных этапах Опыт международной борьбы с коррупцией. Способы борьбы с коррупцией, их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах доколониального Востока. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Нового времени. Эволюции коррупции в развитых странах на рубеже XIX-XX вв. Современное мировое сообщество в борьбе с коррупцией. Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве. |
3. | Организационно-правовые основы противодействия коррупции | Понятие антикоррупционной политики, ее содержание. Международное антикоррупционное законодательство (Конвенция ООН против коррупции. Конвенция Совета Европы по уголовной ответственности за коррупцию и др.). Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ. Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291). Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25 декабря 2008). Меры государственного и общественного контроля за реализацией антикоррупционной программы в РФ. |
4. | Антикоррупционные ограничения в сфере государственной и муниципальной службы | Правовое положение государственного служащего. Пределы служебного усмотрения. Факторы, влияющие на формирование коррупциогенного сознания государственного и муниципального служащих. Основные проявления коррупции в системе государственной службы и способы противодействия. Обеспечение соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей. Организация предоставления государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. |
5. | Формы и виды ответственности за коррупционное поведение | Кодексы этического поведения – основа организации работы по противодействию коррупции. Факторы угрозы коррупции и возможность защиты. Снятие угрозы коррупции, в том числе при получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства. Уголовная и административная ответственность сторон коррупционных отношений. Соотношение терминов «взятка» и «обычный подарок». Законодательство о государственной и муниципальной службе как инструмент противодействия коррупции. |
4.2.2. Содержание практических занятий