Краткое описание содержания программы




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

“Средняя общеобразовательная школа № 32”

Городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

 

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения руководитель ШМО _________Т.В.Рудакова протокол №____ от «____»___________года Согласовано Заместитель директора ________Э.Р.Уразбахтина   «_____»_________201__года Утверждаю Директор МАОУ «СОШ № 32» ________З.Я.Ишбаев Приказ о введении в действие № ___от «___» августа 201_года  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Юный краевед»

(название программы)

Направление «Духовно-нравственное»

Для 1-4 классов

(ступень обучения)

Срок реализации данной программы: 4 года

 

 

Составитель:

Ибрагимова А.Я.,

учитель начальных классов

 

 

 

 

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

1) Приказа Минобрнауки РФ от 06. 10. 2009г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. №17785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

2) Приказа Минобрнауки РФ 26.11.2010. № 1241, зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011г., рег. №17707 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

3) Приказа Минобрнауки РФ от 22.09.2011г. № 2357, зарегистрирован Минюстом России 12.12.2011г., рег. №22540 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»;

4) Приказа Минобрнауки РФ от 04.10.2010г. №986, зарегистрирован Минюстом России 03.02.2011г., рег. №19682 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

5) Примерных программ начального общего образования. Ч.1,2. – М.: Просвещение, 2011;

6) ООП НОО МАОУ «СОШ № 32» на 2011-2015 учебные года;

Особенности курса: в курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Предмет использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, родного языка и литературного чтения,окружающего мира, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения.

Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цельвоспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 

Психолого-педагогические принципы программы: в основе программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

2) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

3) ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

4) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

5) учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

6) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7) разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

8) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Программа рассчитана на 135 учебных часов: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 часа в год. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю с 1 по 4 класс. Длительность занятия в 1 классе – 35 минут, 2-4 класс – 45 минут. Занятия проводятся в кабинетах начальных классов и за пределами школы (экскурсии).

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

- Беседы

- Классный час

- Сообщения

- Встречи с интересными людьми

- Литературно – музыкальные композиции

- Просмотр и обсуждение видеоматериала

- Экскурсии

- Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия:

- Творческие конкурсы

- Выставки декоративно-прикладного искусства

- Коллективные творческие дела

- Соревнования

- Показательные выступления

- Праздники

- Викторины

- Интеллектуально-познавательные игры

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

- Заочные путешествия

- Творческие проекты, презентации

- Проведение выставок семейного художественного творчества

- Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания

Цель программы: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

 

Задачи программы:

1) расширить и углубить знания детей о родном районе, городе, области, крае, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;

2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям находящимся вокруг;

3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;

4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;

5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №32».

Учебно-тематическое планирование

Темы (разделы) курса Количество часов по рабочей программе
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Начало начал        
Знакомые незнакомцы        
Я – гражданин России        
Мой родной город        
Мой родной край        
Литературный край        
Музыкальный край        
Фенологические наблюдения        
Россия – Родина моя        
Повторение        
Итого 33 ч 34 ч 34 ч 34 ч

Краткое описание содержания программы

 

Курс состоит из тем, которые изучаются на протяжении четырёх лет обучения постепенно расширяя и уточняя знания обучающихся по краеведению, полученный при изучении учебных предметов.

1) «Начало начал»

Дети узнают, что понятие Родина складывается из понятий: «семья», «дом», «школа», «город», «страна». Узнают значение своих имён и имён своих близких. Уточняют понятия «дом», «семья», «школа», выводят правила культурного общения в социуме.

2) «Знакомые незнакомцы»

При изучении данной темы внимание детей обращается на знакомый мир вокруг. Дети учатся всматриваться в него и видеть его красоту, учатся разгадывать его тайны. Во время экскурсий развиваются эстетические чувства детей средствами общения с родной природой.

3) «Я – гражданин России»

При изучении темы изучается духовный мир человека. Дети знакомятся с общепринятыми ценностями, правилами поведения, эмоциями и качествами личности и учатся ими управлять. Во время работы предусмотрено много практических занятий включающих театрализацию, рисование, декламацию и др.

4) «Мой родной город»

Экскурсии по городу различной тематики, изучение истории города, его культурной, спортивной жизни, экономики и общественной жизни.

5) «Мой родной край»

При изучении темы обучающиеся знакомятся с историей края, географией Республики Башкортостан, растениями, животными, населяющими край; культурой народов, проживающих в Республике.

6) «Литературный край»

Знакомство с творчеством детских писателей и поэтов Республики Башкортостан.

7) «Музыкальный край»

Знакомство с творчеством музыкантов и композиторов родного края, посещение концертных залов и театров города.

8) «Фенологические наблюдения»

Изучение климатических особенностей региона, наблюдение над погодой, знакомство с народными приметами, предсказывающими погоду.

9) «Россия – Родина моя»

Республика Башкортостан на карте России. Жители республики – часть большой многонациональной страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: