Метод работы с символикой Тотема





 

С символикой Тотемов я столкнулась впервые, работая над спектаклем «Театра Мистерий» Салеха Саада из Каира в 1991 году. В процессе подготовки я и получила уникальную возможность прикоснуться к традиции, которая уходит корнями в коптскую культуру. Эта подготовка не имела ничего общего с традициями европейского и русского драматического театра, потому что строилась целиком на вхождении в транс и переживании трансовых состояний, через особые динамические или статические упражнения, часто на основе ритуальной позы. Эти упражнения, несомненно, развили способность актеров входить в незнакомые доселе «информационные пласты» и выносить оттуда богатые ощущениями, вплоть до телесных, знания. Неоднократно понимание смысла приходило целиком, только лишь после направления внимания на нужный «объект». Режиссер спектакля использовал дыхательные техники, способствующие глубокому расслаблению, в сочетании с динамичными движениями и пропеванием фонем. Настройкой служили этюды - подражание животным, и только от них мы переходили к действиям, которые совершали Божества: Тот, Изис, Сет, Нефтис, Гор, Хеб и Нут. И только тогда действия актеров были осознанны и естественны. Но самое интересное было впереди, после таких этюдов - погружений, пришло умение петь песни на «тарабарском» языке и танцевать «странные» танцы: с четким ритмом, с движениями, многократно повторяющимися или же сложно-координированными, содержащими сразу две телесных волны. Тогда, я не знала, что это и есть Тотемные танцы, но столкновение с ними очень меня впечатлило и вдохновило на изучение обрядовой культуры.

Именно обрядовые действия и навели меня на мысль, что практика работы с Тотемом не потеряла свою актуальность, а напротив, может послужить людям своими целительными возможностями. Тогда я решила попробовать связать воедино две эффективнейшие вещи: волновое движение и звук, но звук не простой, а гармоники в качестве способа достичь ИСС и тогда работать с символами Тотема по определенному «сценарию».

Волновые движения – термин современный, но сами движения, входящие в это понятие существуют тысячелетия. Они составляют пластическое «содержание» Тотемных танцев большинства культур, они наполняют собой сакральные танцы Индии, Тибета, Америки Северной и Южной, Африки и Азии. Любая практика и единоборства, содержат такие движения – по кругу, восьмерке, спирали. Они имеют уникальные «выравнивающие» свойства: устранять не только асимметрию тела, но и нормализовать работу акупунктурных каналов и сплетений – чакр. Все это приводит к устранению межполушарной функциональной асимметрии и позволяет достичь Измененного Состояния сознания, благотворного, во многих аспектах. Очень подробно об этом можно прочитать в работах наших современников, открывших для нас заново волновое движение и сформулировавших его основные принципы: Курис И.В., Кудряшова Н.И., Белякова Е.В. и др.

В работе Джонатана Голдмена, посвященной целительному звуку, я искала сведения о практическом использовании фонем, напевов в обрядах, например, шаманов. Но то, в чем удалось разобраться, это - что пропевание гармоник в фонемах, позволяло быстро достичь ИСС: «С точки зрения физиологии воздействие вокальных гармоник выражается следующими признаками: у певца изменяются ритмы дыхания, сердцебиения и мозговых волн, в результате чего он входит в измененное состояние сознания, необходимое для общения с духами. Можно предположить, что гармоники через резонанс активизируют различные доли мозга, высвобождая гормоны и нейроны, способствующие переходу сознания на иной уровень» (Джонатан Голдмэн «Целительные звуки» стр.94)

У Фелиситас Гудмэн об этом сказано шире: «Древнейшие и наиболее телесно близкие нам звуковые генераторы транса, которые всегда находятся в нашем распоряжении, - это дыхание и голос. На базе самораскручивающихся циклов обратной связи (синхронность телесного ощущения – слышание – телесное ощущение) они проявляют свое действие по стимуляции транса – более непосредственное, чем у любых звуков «внешнего происхождения». Голос – это самый быстродействующий «психотропный препарат», какой только у нас есть, и притом абсолютно лишенный всяких побочных эффектов»

Эмпирически, подбирая фонемы, сочетая движение и пение, я нашла удивительные по своему целительному воздействию сочетания, траектория движений часто имеет спирографический рисунок. Стало абсолютно ясно – пропевание гармоник многократно увеличивает эффективность волнового движения, а движение - качество звучания, и звуковой напев оказывается прекрасным «вектором» входа в работу с Тотемом.

Анализируя то, чему обучила меня традиция, я натолкнулась на некий секретный компонент: как бы хорошо ни был «скомпонован» тотемный танец с точки зрения баланса дыхательных техник, статических и динамических элементов приводящих к ИСС, все это – не более чем вход в другую реальность с конкретной целью – получить ответ на личный запрос. Главное – в любой традиции, как я это понимаю, умение работать со «сценарием», с символами, наполняющими содержание Тотема. Здесь существует, свой метод работы с образом, который я называю «трансформер» - визуальный ли это образ или определенные ощущения, нужно вступать во взаимодействие и ним, чтобы вызвать поток трансформаций – которые и будут вполне понятной «развернутой речью». Систематизируя «сценарии, « по которым развивались «путешествия» с Тотемом у разных людей под моим руководством, у меня самой и, учитывая то, какие описания дает Никки Скалли, я нашла целую группу символов, которые фигурируют почти у всех путешественников. Сюда входят Плавание по реке, по морю или озеру, Переправа через мост, вброд, Проход через ворота, лабиринт, дом, Спуск в колодец, пещеру, подземный тоннель, Пребывание в могиле, саркофаге, Полет, Подъем на гору, в башню, и … Поглощение еды или питья. Я думаю, что в этом списке отыщется много знакомого по символике снов и фантазий, сказок и мифов. То действие, которым мы пользуемся при входе – это вектор, то «направление ветра», где может отыскаться ответ на доступном нашему пониманию языке. В этом главная прелесть Тотема – донести суть, продвигаясь от простого к сложному. Обычно, по завершении погружения я прошу «путешественников» интерпретировать понятое. И зачастую, слышу сначала такую фразу: «Я не знаю, что это значит…но…» и после этого «но» следует очень точное и конкретное изложение сути! Становится совершенно ясно, что язык «послания» оказался хорошо доступен пониманию.

Подобный метод работы с символикой Тотемов очень хорошо себя зарекомендовал, как способ повышения осознанности, телесной интеграции, раскрытия голоса и творческих способностей.

У него огромный потенциал, каждый, кто нарабатывает определенный опыт в общении с Тотемами, открывает в себе дар «сочинять» собственные песни и танцы силы.





Читайте также:
Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как...
Своеобразие родной литературы: Толстой Л.Н. «Два товарища». Приёмы создания характеров и ситуаций...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.