Часть III. Эволюция человека.




И Все во всем и Все есть Бог:

Сиянье звезд и пыль дорог,

В тумане тихие леса,

Ребенка малого слеза,

Дыханье властное огня

И сердца стук внутри тебя.

Осталось одно живое существо, которое не достигло еще своего совершенства, и в которое воплотилась вся эволюция - это человек. В повседневной жизни, наверное, каждый из нас встречал такое противоречие: трепетное отношение человека к животным при этом жестокое отношение этого же человека к окружающим людям. Дело в том, что он неосознанно чувствует совершенство животных и несовершенство (т.е. нахождение на этапе развития) людей. Отвлекаясь от основного направления, заметим, что несовершенство человека влияет на гомеостаз биосферы и может привести к необратимому процессу нарушения ее единства с плачевными последствиями для самого человека, подобная ситуация уже была и будет описана ниже. Так кто он - человек? Откуда он появился и куда направляется в своем развитии?

Несколько фактов из совместного исследования антропологов и генетиков: примерно 250 тыс. лет назад произошло первое распространение прародителей человека разумного из Африки по Евразийскому континенту; человек разумный с соответствующей нам физиологией появился примерно 150 тыс. лет назад в Африке; прародительницей человечества является одна женщина; появлению человека разумного предшествовало резкое сокращение численности непосредственных предков человека разумного (по одним данным до нескольких тысяч, по другим до нескольких сотен); примерно 50 тыс. лет назад началось второе распространение уже человека разумного и по всему миру. Существует множество гипотез о причинах появления человека разумного, начиная от воздействия радиации и заканчивая влиянием из космоса. Внесем и мы свою лепту, пополнив общий список.

Появление человека разумного сопровождалось нарушением принципов гомеостаза биосферы - ее единства. Нарушение первого принципа "узкой специализации" произошло, когда предчеловечество стало всеядным, перейдя от потребления растительной пищи к животной. Нарушение второго принципа "адаптивности и рождаемости" возникло при резком росте адаптивности предчеловечества и не уменьшении, а скорее увеличении, способности размножаться. Опишем примерный сценарий развития событий той эпохи. Несколько миллионов лет назад наши предки мало чем отличались от современных человекообразных обезьян. Они питались в основном растительной пищей, занимая узкую нишу или иначе одно из звеньев в цепочке экосистемы. Это были целостные существа. Они жили в гармонии с собой и с внешним миром, хотя эта гармония ими не осознавалась. Они были совершенны, точнее совершенной частью целого. К ним, а не к современному человечеству, подходит определение Карла Маркса - "общественное животное", в силу совершенства животного. Психика и поведение предчеловека тоже проявлялись как целостные, полностью соответствуя той экологической нише и тому звену в экосистеме, которое он занимал. Все было бы хорошо, если бы у предчеловека не начали развиваться зачатки интеллекта, которые мы наблюдаем у человекообразных обезьян.

Исследования обезьян были проведены в первой половине XX века немецким ученым Вольфгангом Келером. Способность человекообразных обезьян решать несложные задачи было названо "инсайтом", что в переводе с английского означает "озарение", "понимание". Инсайт позволяет человекообразной обезьяне решить задачу мгновенно или никогда не решить ее. К тому же, обращая внимание на теорию ориентировочной деятельности и ориентировочный рефлекс, открытые И.П. Павловым, предположим, что психика животных придерживается следующего комплекса действий. Основываясь на главных инстинктах (размножения и сохранения), имея центры удовольствия, неудовольствия и центр "Что такое?" (ориентировочный рефлекс), в процессе обучения психика высших животных формируется через образование ассоциативных структур, необходимых на все случаи жизни. Когда животное попадает в знакомую ситуацию, психика находит необходимую ассоциативную структуру и животное начинает действовать в соответствии с этой структурой, достигая получения удовольствия или избежания неудовольствия. В незнакомой ситуации возникает ориентировочный рефлекс ("Что такое?"), который заставляет создавать новую ассоциативную структуру из уже имеющихся, закрепление новой структуры происходит при достижении животным удовольствия или при избежании неудовольствия. Поэтому животные могут быстро изменять свое поведение при резком изменении внешних условий. В отличие от них, насекомые, жизнь которых полностью диктуется инстинктами, при изменении внешних условий будут продолжать выполнять запущенную ранее программу действий, даже если это приведет к бессмысленному результату.

Особенность предчеловека создавать сложные объединяющие ассоциативные структуры и, в первую очередь, ассоциативные структуры, отвечающие за детализацию, способствовала освоению применения окружающих предметов, а после и изготовлению орудий, что, в свою очередь, явилось причиной перехода на животную пищу. Именно способность к детализации выделила предчеловека из животного мира и дала предпосылки к развитию речи. Первая ассоциативная структура, отвечающая за детализацию, возникла после того, как много раз, случайно расколотый, камень находил то или иное полезное применение. В дальнейшем эволюционном развитии психика предчеловека разделилась на две области, первая включала в себя ассоциативные структуры обобщающего характера, вторая - детализирующего. Это позволяло с помощью изготовленных орудий и совместных действий сообщества предлюдей при минимальных затратах энергии загонять целые стада животных в пропасти или болота. Это был первый шаг к нарушению гомеостаза экосистемы, точнее нарушение принципа "узкой специализации". Способность охотиться на крупных животных стала причиной размножения предлюдей и перемещения части их на большие расстояния от мест, где животные уничтожены, к местам, где есть изобилие животных. За 200 тыс. лет до экспансии человека разумного, произошло первое распространение предлюдей. Антропологи нашли их останки в Африке и на Евразийском континентах и дали им название неандертальцы, соответственно месту первой находки. Неандертальцы это боковая тупиковая ветвь развития человечества. Та часть предчеловечества, которая не стала участвовать в распространении и осталась в Африке, согласно исследованиям генетиков, является непосредственным нашим прародителем. Эта часть предлюдей, скорее всего, отличалась от неандертальцев тем, что сохранила свою всеядность, в отличие от возвращения к специализации теперь уже на охоте последних. Вторым шагом нарушения гомеостаза биосферы стало использование огня, обустройство жилища в пещерах и изготовление одежды из шкур животных предчеловеком. Постоянные относительно комфортные условия существования наших прародителей сократили интервал между брачными периодами, фактически сделав этот период непрерывным, Подобный процесс наблюдается в наше время у домашних животных. Если на неандертальцев, пока они распространялись, это повышение способности размножаться никак не отразилось, то для наших прародителей и для экосистемы, где они существовали, это обернулось великим бедствием. Непомерный рост численности предлюдей сопровождался уничтожением всех доступных источников пищи, распространению на другие территории препятствовали уже освоившие их неандертальцы. Стремление к распространению, подогреваемое внутренним стремлением к размножению, отсутствие объединительно-ограничивающего принципа, подобного принципам гомеостаза экосистемы, и невозможность распространяться разорвало общность предлюдей. Нашим предкам ничего не оставалось, как питаться себе подобными, в дальнейшем это стало нормой, что и привело к резкому сокращению численности предлюдей. Вся эта мясорубка и неестественный отбор позволяли оставаться в живых наиболее сообразительным, тем, кто научился отличать себя от других (впервые появляется ассоциативная структура самоидентификации), дав толчок к развитию зачатков индивидуального Я и ускорив процесс неестественного отбора в борьбе всех против всех. Это длилось до тех пор, пока одна семья, уже людей, под давлением инстинкта самосохранения не осознала себя единой силой, способной противостоять существующему хаосу, этому способствовало генетическое и физиологическое изменение произошедшее в этой семье. В психике возникает мощная ассоциативная структура общности, на ее основе развивается система правил поведения и табу, в первую очередь табу на убийство члена семьи. Дальнейшее уничтожение (продолжение процесса неестественного отбора), теперь уже со стороны общины, было направлено на пытающихся нарушить табу, обладателей высоким стремлением к распространению (размножению и чревоугодничеству). Табу тормозит и вытесняет в бессознательное стремления к распространению. Ассоциативные структуры связанные с поведением в общине, затем, и в обществе формируются в "Сверх Я" (описанная З. Фрейдом как неосознаваемая человеком психическая структура, возникающая под воздействием социальных правил и воспитательных запретов, проявляющая себя в сознании как совесть). Автоматически под воздействием "Сверх Я" возникает вытеснение стремлений нарушающих табу, т.е. вытеснение части структуры психики, присущей животным (включая инстинкт размножения и все ассоциативные структуры связанные с распространением). Это вытеснение формирует "Бессознательное" (так же открытое З. Фрейдом, названное им "Оно"). На границе между "Сверх Я" и "Бессознательным" появляется "Я"-сознание на основе ассоциативной структуры самоидентификации, сформированной в эпоху борьбы всех против всех. Так возник человек разумный.

В человеке разумном эволюция разрушила целостность психики животного. У животных нет "Я", "Сверх Я", иначе совести или морали, ни, соответственно, загнанных в "Бессознательное" комплексов. Эволюция выделила эти три структуры и закрепила их физиологическими и генетическими изменениями. В настоящее время эволюция психики человека происходит уже только за счет развития этих структур и взаимоотношения между ними, без генетических изменений. Описание психических процессов человека, его установок (интроверсия-экстроверсия) и предпочтительных функций хорошо представлены в работах К. Г. Юнга.

Особенность восприятия окружающего мира сознанием человека заключается в том, что человек, за счет асимметрии полушарий головного мозга, одновременно воспринимает окружающий мир целостной картинкой через ассоциативные структуры правого полушария (функция ощущения по Юнгу) и различает детали через ассоциативные структуры левого полушария (мыслительная функция по Юнгу). В ходе сознательного мыслительного процесса человек только детализирует или строит логические цепи, которые не приемлют противоречия (мыслительная функция). Для преодоления противоречий приходит на помощь "Бессознательное". Озарение (инсайт), иначе интуиция, в "Бессознательном" формирует новую ассоциативную структуру и выдает уже готовую картинку в сознание, снимающую противоречия. Яркими примерами интуиции могут служить озарение И. Ньютона при открытии законов Небесной механики или сон Д. Менделеева, открывший Периодическую таблицу химических элементов. Интуиция человека - это развитый инсайт высших животных (интуитивная функция по Юнгу). Часто человек воспринимает ситуации целиком и определяет свое отношение к ситуации по принципу "нравится - не нравится", это - не что иное, как неосознанное сравнение ситуации со структурами "Сверх Я" (чувственная функция по Юнгу). Эволюция заложила, с помощью разделения психики на "Сверх Я", "Бессознательное" и "Я", противоречие не только внутри человека, но и противоречие между людьми, за счет преобладания в каждом индивиде той или иной психической функции. Фактически, из-за этого мы говорим друг с другом на разных языках, но об этом в следующей части.

Итак, человек - это противоречивое существо, самоидентификация которого ограничивается сознанием и рамками своего тела, а большая часть психических процессов не осознается, к ним относятся процессы в структурах "Сверх Я" и "Бессознательного". Те же проявления "Бессознательного", что все-таки, достигают сознание в виде аффектов, воспринимаются нами, чаще всего, резко отрицательно. Почему это происходит? Если в "Сверх Я" человека воплотился закон живой материи (стремление к хаосу на нижнем уровне объединяет систему на верхнем уровне), то в "Бессознательном" наоборот - закон неживой материи (стремление к объединению на нижнем уровне рождает многообразие верхнего уровня). Сознание, отражая, но, не понимая это противоречие, остается, пока, мечущимся между небом и землей странником.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: