Понятие общения. Структура общения. Общение как социально-психологическая проблема




Общение - сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека. Общение м.б. вербальным (с помощью слов) и невербальным (с помощью мимики, голоса без слов).

В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

· коммуникативная- заключается в обмене информации между людьми

· интерактивная – обмен де йствиями, поступками.

· Перцептивная – процесс восприятия друг друга,устанавливающий взаимопонимания.

Русский мыслитель Петр Чаадаев как-то остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, посколь­ку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком толь­ко в общении. Общение, таким образом, есть способ человеческого существования вообще и чем совершеннее этот способ, т.е., чем выше уровень культуры общения, тем больше возможностей у человека решать свои жизненные задачи и получать настоящее удовлетворение от процесса общения как такового.

Исследования показали, что руководители проводят примерно 60-80% своего времени в общении

Общение м.б.: непосредственное (прямое), опосредственное (между общающимися есть техническое устройство)

Общение м.б:

· Социально-направленное (доклад)

· Групповое предметно ориентированное – в процессе труда

· Личностно-ориентированное

· Функционально-ролевое

· Анонимное

Стили общения:- совместное творчество ; - дружеское расположение ;-устрашение

В организации общения очень большая роль принадлежит дистанция. Различают:

-интимное (меньше 0,5 м)

-межличностное (до 2 м)

-социальное (до 3,5 м)

-публичное (3,7 и >)

Общение м.б.: первого рода (выступает как коммуникация, передача информации и прием), второго рода.

37 Виды общенияВ зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов. 1. По содержанию оно может быть: 1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) 1.2 Когнитивное (обмен знаниями) 1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) 1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) 1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: 2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) 2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) 3. По средствам общение может быть: 3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) 3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий) 3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) 3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: 1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. 3. Обсуждение интересующей проблемы. 4. Решение проблемы. 5. Завершение контакта (выход из него). 38 Профессиональное общение руководителя. Культура общения Общение- сложный многоплановый процесс установления развития контакта между людьми, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку единой стратегии взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.

Общение руководителя — это процесс передачи и получения информации, за счет чего происходит воз­действие на поступки и состояние членов коллектива.

Руководитель должен владеть основными нормами проф.этики:

· демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

· его доступность, внимательность;

· умение создать товарищескую атмосферу доверия;

· вежливость и корректность в обращении;

· точность и ответственное отношение к данному слову.

Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Усвоение норм общения - это результат воспитания в самом широком смысле слова. Безусловно, человека необходимо научить общению, дать ему знание различных значений, в которых выражены различные смыслы взаимоотношений, научить адекватным реакциям на поступки и действия окружающих, помочь ему усвоить принятую в данной социальной среде модель поведения.

Культура общения людей тесно связана с тем, насколько сформированы у них отдельные специфические умения и навыки общения. Это способность человека изменять свои первые впечатления о партнере при знакомстве с ним. Первое впечатление складывается на основе внешности партнера. Соответственно, внешность - физический облик, манера поведения, одежда и специфические обороты речи - существенно влияет на характер нашего первого отношения к нему.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!