Рекомендации к проведению мероприятия
«Урок о добровольчестве»
Мероприятие «Уроки о добровольчестве» (далее – Уроки) проводятся с целью популяризации Добровольческого движения Красноярского края.
Задачи:
- Информирование молодежи о Добровольческом Движении Красноярского края;
- Вовлечение новых добровольцев в деятельность ФП «Добровольчество»;
- Разработка новых идей, решений, повышение активности участников и стимулирование их к социальной активности;
- Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
Темы, обсуждаемые в рамках Уроков:
- Что такое добровольчество;
- Специфика добровольческой деятельности среди молодежи на территории Красноярского края;
- Что привлекает людей заниматься добровольческой деятельностью;
- Каковы основные принципы добровольческой деятельности;
- Как я могу помочь (рефлексия).
Участники Уроков: школьники и учащиеся ССУЗов.
Рекомендации к проведению Урока:
Урок состоит из лекционного материала и интерактивных обсуждений с участниками. Особое внимание следует уделить основным понятиям добровольческой деятельности. Позволить участникам высказывать свое мнение, обсуждая важность общественно полезной деятельности; поинтересоваться об индивидуальном опыте добровольческой деятельности участников, а также привести примеры деятельности различных организаций. В ходе проведения уроков можно использовать любую дополнительную литературу, презентации, видеоматериалы по добровольческой тематике.
Что такое добровольчество (10-20 минут).
1.1. Информационный материал.
Добровольческое движение в России имеет давнюю историю. Общественная благотворительность зародилась еще в домонгольский период, позднее значительную роль в ее поддержке сыграла церковь. В XVII веке впервые появились многочисленные благотворительные заведения, которые заложили фундамент системы социальной опеки. Следует отметить, отношение к добровольчеству в российском общественном сознании отнюдь неоднозначное. На бытовом уровне данное понятие включает в себя и людей согласившихся участвовать в научных экспериментах, и военных, пожелавших служить в армии, и тех, кто вызвался помогать в чрезвычайных ситуациях.
|
1.2. Задание для участников урока.
Спросите у аудитории, какие еще представления о добровольчестве они знают.
1.3. Информационный материал.
Самое главное, что большинство улавливают суть данного явления, заключающегося в доброй воле людей участвовать в чем-то конкретном, что выходит за рамки индивидуальных или семейных интересов. В российском законодательстве понятие «доброволец» упомянуто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». По сути, добровольческая деятельность пока является частью благотворительной.
Добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры/добровольцы - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года
№ 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
|
Быть добровольцем или волонтером в развитых странах мира очень почетно, в то же время это является выражением активной гражданской позиции. Добровольческая деятельность – неотъемлемая часть жизни практически каждого гражданина независимо от рода деятельности и возраста. Например, в Великобритании благодаря сотрудничеству промышленных, торговых предприятий, банков с общественными организациями, работодатели поощряют волонтерскую деятельность своих сотрудников. «Типичный» волонтер, поддерживаемый работодателем, пару часов в месяц работает в социальных организациях. Уникален опыт Германии: здесь на добровольной основе работают пожарные дружины, работают волонтерские биржи, а молодые люди в большинстве земель должны пройти добровольческую практику.
Отдельная тема – международные добровольческие лагеря: работа в них может быть разной, это зависит от нужд принимающей стороны. В таких проектах можно поучаствовать на 12 территориях: Австрия, Австралия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия и др.
1.4. Задание для участников урока.
Спросите у аудитории, какие направления добровольческой деятельности они знают. Напишите на ватмане (доске). Обсудите, какие еще есть направления (приведите простые и яркие примеры деятельности добровольцев).
|
Например, социальное добровольчество (адресная помощь пожилым людям и инвалидам, помощь малообеспеченным семьям и детям в трудной жизненной ситуации); медицинское добровольчество (донорство крови, помощь в учреждениях здравоохранения, больничные клоунады, профилактика ЗППП (заболевания, передающиеся половым путем); помощь животным (сбор кормов, лечение, поиск приемных семей); помощь при чрезвычайных ситуациях (сбор гуманитарной помощи); поиск пропавших людей (информирование населения, распространение листовок).
1.5. Информационный материал
Основные направления благотворительной деятельности отражены в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:
- работа с социально не защищенными слоями населения, людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию (включая оказание помощи пенсионерам, инвалидам, детям, оставшимся без попечения родителей);
- формирование у детей и молодежи определенной социально-профессиональной позиции и ответственности (молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности);
- формирование здорового стиля жизни и пропаганда занятий физической культурой и спортом; профилактика социально негативных явлений (наркомания, алкоголи.зм, табакокурение, инфекции, передаваемые половым путем, ВИЧ/СПИД);
- работа с детьми и молодежью и для детей и молодежи, включая «группу риска» (например, выпуск информационных материалов, реализация программ патриотического воспитания); содействие в организации и проведении крупных культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий;
- содействие развитию иных добровольческих инициатив.
Основной сферой деятельности добровольцев является социальная, так как считается, что от ее состояния во многом зависит стабильность страны в целом.