Роль социологии массовой коммуникации в ПР
Социология коммуникации - отрасль социологической науки. В социологии коммуникации различается:
· социология межличностной коммуникации;
· социология массовой коммуникации, или «коммуникавистика».
Как самостоятельная отрасль социологической науки СМК выделилась в 20-х гг. прошлого века. Это произошло в связи с развитием технических средств передачи информации, особенно радио.
Радио, телефон, позднее - ТВ и другие средства передачи информации привели:
1) к уменьшению непосредственного взаимодействия людей;
2) к необходимости специального изучения закономерностей передачи информации в социальных системах.
Объектом СМК является социальная коммуникация. Социальная коммуникация – коммуникативная деятельность людей, обусловленная социально значимыми оценками, ситуациями, сферами и нормами общения.
Предметом СМК являются особенности общения, взаимодействия и воздействия, имеющиеся в определенной социальной сфере.
СМК и смежные дисциплины.
СМК – интегративная научная дисциплина.
Как вы думаете, какие дисциплины можно отнести к смежным с коммуникавистикой?
Теория коммуникации пересекается с коммуникавистикой в объекте изучения – социальной коммуникации.
Общая социология – имеет с коммуникавистикой область пересечения - социальную структуру общества.
Городская социология – изучает проблему урбанизации
Политология изучает коммуникации власти и общества.
Менеджмент - объект пересечения с коммуникавистикой – каналы управления; коммуникации являются связующим звеном управленческой деятельности; коммуникации – необходимое условие управления.
Причины развития коммуникавистики .
А) Прагматическая причина
Развитие коммуникавистики как науки совпало с производственными потребностями – с необходимостью специально заниматься проблемами маркетинга, т.е. задействовать и массовые информационные источники. Именно через них реклама как информационный заменитель товара достигала своего адресата, т.е. будущих клиентов.
Так определился очень мощный прагматический интерес к исследованиям в области СМК. Исследования прессы совпадали с общей идеологией изучения потребителя. рекламодатели на Западе финансировали массу исследований, связанных с изучением Аудитории отдельных каналов, экспериментов по изучению механизмов воздействия информации на слушателя, читателя и зрителя.
Б) Идеологическая причина
СМК – сфера взаимодействия государства и широких слоёв населения. Характер этого взаимодействия различен в различных типах общества, он описывается в терминах формирования и выражения ОМ, тотального воздействия государства и удовлетворения насущных информационных потребностей индивидов. Главное, что и та, и другая сторона объективно заинтересованы в изучении этих процессов: одни, чтобы знать, как воздействовать, другие – в какой мере реализуются их интересы.
До «перестройки» в нашей стране не было рынка, а существовала система распределения. Таким образом, не было и мощной экономической причины для развития социологии вообще и социологии МК в частности, не нуждался в правде о себе самом и государственный институт прессы с его монопольным правом на информацию, на выработку стратегии деятельности СМК. Точно так же не нуждался в правде о функционировании монопольной однонаправленной структуры коммуникации и Издатель.
Определяющим организационным принципом взаимоотношений СМК и общества была триада, выраженная в формуле: «агитация, пропаганда и организация». Триада происходит от высказывания ветерана немецкой социал-демократии В. Либкнехта: «Учиться, пропагандировать, организовывать – и центральным пунктом этой деятельности может и должен быть только орган Партии».
Формула «агитация, пропаганда и организация» стала основой не только практики, но и теоретических изысканий в области изучения функционирования печати, радио и ТВ в нашей стране на долгие десятилетия. Преобладание партийных интересов во взаимодействии Коммуникатора и индивида практически исключила из зоны исследовательского внимания Аудиторию, вернее, оставила ей пассивную роль в механизме функционирования прессы и общества.
Не случайно представители демократического направления в среде научной общественности, осознавшие антидемократический, тоталитарный характер социальной жизни в стране, воспользовались «хрущевской оттепелью» 50-х – н.60-х годов, чтобы начать свои социологические исследования аудитории.