МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой истории и
теории журналистики
____________ Лепилкина О.И.
«30» января 2015 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История журналистики Ставрополья
Направление подготовки
42.03.02 – Журналистика
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Учебный план 2012 г.
Изучается в 6 семестре
РАЗРАБОТАНО: | |
Зав. кафедрой истории и теории журналистики ______________Лепилкина О.И. "30" января 2015 г. Должность разработчиков: проф. О.И. Лепилкина "30" января 2015 г. |
Ставрополь, 2015
Предисловие
1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины «История журналистики Ставрополья» -формирование обще профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки 031300.62 - Журналистика.
Задачами освоения дисциплины «История журналистики Ставрополья» являются:
·дать представление об изменениях в системе местной периодической печати и процессе формирования ставропольских радиовещания и телевидения,
·изучить профессиональный опыт конкретных СМИ и журналистов,
·сформировать у студентов представление о месте ставропольской журналистики в отечественной и национальной культуре;
·закрепить у студентов навыки типологического анализа отдельных СМИ;
·закрепить у студентов навыки филологического анализа журналистских текстов.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
|
№ п/п | Содержание компетенции | Шифр |
Общепрофессиональные компетенции | ОПК-(№) | |
способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития отечественной литературы и журналистики, использовать этот опыт в практике профессиональной деятельности | ОПК-4 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ЗНАТЬ | исторический и современный опыт ставропольских СМИ, ориентироваться в основных тенденциях развития региональной медиаотрасли (содержательных и технологических). |
УМЕТЬ | анализировать журналистские тексты разных исторических эпох по нескольким параметрам: проблематика, особенности идейной позиции, специфика творческой манеры публициста. |
ВЛАДЕТЬ | историко-журналистскими понятиями, навыками и готовностью использовать профессиональный опыт журналистов прошлого в современной журналистской практике. |
Учебно-методическое пособие содержит предисловие, перечень практических занятий, включающий задания к практических занятиям, методические рекомендации по их выполнению, перечень заданий для контроля владения компетенциями и список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, а также приложение – примерную схему анализа публицистического текста.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1
Тема 1: Создание и развитие официальной прессы («Ставропольские губернские ведомости»)
Цель: способствовать формированию компетенции посредством тщательного изучения особенностей становления ставропольской официальной прессы.
Вопросы для обсуждения:
|
1. История возникновения и существования «Ставропольских губернских ведомостей».
2. Программа как ведущий типообразующий признак газеты.
3. Области информационного внимания в издании.
4. Структура и функции «Ставропольских губернских ведомостей».
5. Круг лиц, причастных к изданию губернских ведомостей.
6. Роль И.В. Бентковского в «Ставропольских губернских ведомостях». Его публикации.
Методические рекомендации:
1. Подготовьтесь к обсуждению заявленных вопросов.
2. Изучите программу неофициальной части «Ставропольских губернских ведомостей» и первую публикацию И.В. Бентковского в хрестоматии.
3. Подготовьте материал о личности и творческой биографии И.В. Бентковского (с использованием указанной в списке литературы и интернет-ресурсов).
Литература для подготовки.
Основная:
1. Лепилкина О.И. История ставропольской журналистики: Учебное пособие и хрестоматия. – Часть I. XIX – начало XX вв. (дооктябрьский период). – Ставрополь, 2010.
Дополнительная
2. Станько А.И. История журналистики Дона и Северного Кавказа (XIX в.). – Ростов н/Д.: НМЦ «Логос», 2006. – 174 с.
3. Городецкий Б.М. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе. – Екатеринодар, 1914.
4. Ерохина Ю.М. Личность и публицистика И.В. Бентковского: Методические указания и материалы к спецкурсу по истории отечественной журналистики. – Ростов н/Д., 1997.
5. Клец Ю.А.Жанровое своеобразие неофициальной части «Ставропольских губернских ведомостей» в период расцвета (1875-1882) // i- формат. Журналистика провинции. Научно-публицистический альманах. – 2005. – Выпуск 1. – С. 154 – 158.
|
Лепилкина О.И., Клец Ю.А. «Ставропольские губернские ведомости» (1850 – 1917 гг.) в разные периоды развития: изменения типологических характеристик // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. Выпуск 58 (5). С. 53-60.
6. Самольянова Ю.А. Какой редактор – такая и газета: Неофициальная часть «Ставропольских губернских ведомостей» // Ставропольская журналистика: история и современность: К 10-летию специальности «Журналистика» в Ставропольском государственном университете / Под ред. А.А. Серебрякова, О.И. Лепилкиной, Е.Н. Ежовой. – Ставрополь, 2004. – С. 121 – 126.
Интернет-ресурсы:
- https://e.lanbook.com
- https://www.biblioclub.ru
- https://evartist.narod.ru.
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- https://www.biografia.ru
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2
Тема 4: «Северный Кавказ» – первая ставропольская частная газета
Цель: способствовать формированию компетенции посредством тщательного изучения особенностей становления ставропольской частной прессы.
Вопросы для обсуждения:
1. Программа и внутренняя структура газеты.
2. Социально-политическое, экономическое, правовое, культурное просвещение читательской аудитории.
3. Местная тематика в газете.
4. Роль передовой статьи в «Северном Кавказе».
5. Д.И. Евсеев – редактор.
6. Участие Коста Хетагурова в «Северном Кавказе».
7. Публицистика Г.Н. Прозрителева и И.Д. Сургучева.
Методические рекомендации:
1. Подготовьтесь к обсуждению заявленных вопросов.
2. Изучите публицистические тексты Г.Н. Прозрителева и И.Д. Сургучева (по хрестоматии).
3. Проанализируйте их письменно в соответствии со схемой (см. Приложение 1).
4. Подготовьте компьютерные презентации о личности Коста Хетагурова, Д.И. Евсеева, Г.Н. Прозрителева и И.Д. Сургучева и их участии в газете «Северный Кавказ» (с использованием указанной в списке литературы и интернет-ресурсов).
Литература для подготовки.
Основная:
1. Лепилкина О.И. История ставропольской журналистики: Учебное пособие и хрестоматия. – Часть I. XIX – начало XX вв. (дооктябрьский период). – Ставрополь, 2010.
Дополнительная
1. Городецкий Б.М. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе. – Екатеринодар, 1914.
2. Дорошенко Н.А.Д.И. Евсеев – редактор, журналист, общественный деятель // I - формат. Журналистика провинции. Научно-публицистический альманах. – 2005. – Выпуск 1. – С. 167 – 172.
3. Дорошенко Н.А. «Пионер и вождь независимой местной печати»: О личности редактора первой частной ставропольской газеты «Северный Кавказ» // Ставропольская журналистика: история и современность: К 10-летию специальности «Журналистика» в Ставропольском государственном университете / Под ред. А.А. Серебрякова, О.И. Лепилкиной, Е.Н. Ежовой. – Ставрополь, 2004. – С. 113 – 120.
4. История русской журналистики XVIII – XIX веков / Под ред. Л.П. Громовой. – СПб., 2015.
5. Лепилкина О.И., Заморкин А.Б. Ставропольская публицистика И.Д. Сургучева начала XX века: жанрово-тематическая характеристика // В мире научных открытий. – 2013. - №11.6(47). – С. 177-181.
6. Станько А.И. История журналистики Дона и Северного Кавказа (XIX в.). – Ростов н/Д.: НМЦ «Логос», 2006. – 174 с.
7. Фокин А.А. Страницы журналистской биографии И.Д. Сургучева // I-формат. Журналистика провинции. Научно-публицистический альманах. – Выпуск 4. – Ставрополь, 2008. – С. 163-180.
8. Юткина Ю.И.Г.Н. Прозрителев – журналист и редактор // i- формат. Журналистика провинции. Научно-публицистический альманах. – 2005. – Выпуск 1. – С. 173 – 178.
Интернет-ресурсы:
- https://e.lanbook.com
- https://www.biblioclub.ru
- https://evartist.narod.ru.
- https://ru.wikipedia.org/wiki
- https://www.biografia.ru
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3