Как научить дошкольника рисовать человека




Педагог-психолог Рыжкова Татьяна Александровна

В рисунке ребенок проявляет себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности, в процессе он одновременно экспериментирует и играет. Это способствует развитию речи, внимания, памяти, мышления, зрительных и осязательных навыков, мелкой моторики, развивает воображение, усидчивости и других качеств и навыков, важных для подготовки к школе.

 

Одним из показателей готовности к школьному обучению является умение изображать человека. Причем понятие «человек» для ребенка должно быть освоено как обобщающее. Ребенок при обследовании его готовности может по своему желанию изобразить женщину или мужчину, ребенка, себя, маму или папу. При этом к рисунку предъявляются строго определенные требования по специфики изображения фигуры, лица, частей тела.

 

Практика показала, что большой процент детей или справляется с этой задачей, или имеет значительные нарушения в изображении человека. Причин этого недостатка может быть несколько. Мне хотелось бы рассмотреть лишь одну – недостаток технических навыков. К этому может привести то, если с младшего дошкольного возраста не уделять этому должного внимания.

Все дети любят рисовать человека, они изображают маму, папу, себя. Конечно, не все сразу получается в силу возраста.

 

Если ребенку исполнилось 3 года, у него возникает большой интерес к окружностям. Рисуя круг, ребенок приходит к тому, что он похож на голову, и начинает дополнять ее различными деталями. Вплоть до 4 лет он будет рисовать «головоногов», то есть кружок, изображающий сразу голову и туловище, с некоторым количеством ответвлений. Это нормально для этого конкретного возраста.

 

В 4 года ребенок может уже использовать примитивную схему. Малыш сравнивает, анализирует и тянется к знаниям. Он использует примитивную схему. Уже можно и нужно объяснить, что у человечка есть не только голова и ручки, а еще и туловище. Покажите его отражение в зеркале. И ребенок нарисует! Конечно, это будет примитивная схема - все детали: руки, ноги, голова – будут изображены приклеенными друг к другу, туловище может быть квадратным, или овал вытянут в другую сторону, может быть меньше головы, но это является возрастной нормой.

Взрослые часто торопят естественные процессы. Это приучает жить по готовым шаблонам и убивает творческую жилку. Необходимо дать возможность ребенку самостоятельно выбирать способы и методы самовыражения. Нужно быть внимательными и чуткими, уметь похвалить и поддержать в создании очередного шедевра. Необходимо больше рассматривать с ребенком книги с картинками, чтобы у него сформировался свой образ человека.

 

Ребенок 5 лет уже способен чувствовать вертикаль и горизонталь, поэтому человек получается ровным. В этом возрасте нужно обратить внимание на пропорции тела человека, что люди бывают полными и худыми, высокими и низкими. Как научить рисовать человека? Начинаем со схемы. Проводят посередине листа прямой вертикальный отрезок такой длины, каким будет будущий человечек. На верхнем конце отрезка рисуют круг – это голова. К голове пририсовывают шею, а от шеи - большой овал (туловище). От верха овала рисуют линиями ручки. От низа овала рисуют ножки. Двумя параллельными выгнутыми линиями придают полноту видимым частям ручек и ножек. Затем одевают «человечка». Если это мальчик - рисуем брюки и т.д., если девочка – платье, дорисовать детали. А теперь можно прорисовать лицо, аккуратно изобразить глаза с носом и ртом, нарисовать прическу. Лишние линии можно удалить ластиком и приступить к раскрашиванию своего шедевра.

Обычно детям не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Очень часто ребенок рисует руки длинными, или неправдоподобно короткими, большую или очень маленькую голову. Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей. Нужно рассказать, что фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, где голова занимает одну часть.

Невозможно представить детей без динамичных смен действия, поэтому они любят изображать фигуры в движении. Необходимо, чтобы ребенок не ошибся в выразительности своего шедевра - научить рисовать сначала схему движения человека, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

Также нужно обратить внимание детей на прорисовку пальцев рук. Исходя из практики, нарисованные пальцы у детей часто похожи на ветки деревьев или круглые лепестки цветов.

Рисование портрета

Не нужно рисовать за ребенка. Необходимо помогать исправить ошибки, как глаза на лбу или сильную кривизну овала лица, рассказать, где располагаются уши, какой толщины шея, что между глазами «помещается еще один глаз» и т.д. Можно придать портрету наибольшую выразительность, придав мимику изображаемого человека (например, сдвинуть брови, если человек сердит; если он весел - нарисовать улыбку и т.д.).

Этапы рисования портрета:

· Намечаем и рисуем овал в верхней части листа.

· Рисуем шею. Рисуем плечи. Рисуем лицо: горизонтально делим лицо пополам, а вертикально на три примерно равные части. На верхней линии рисуем брови. Рисуем овалы глаз, кружок радужки и зрачок.

· Рисуем нос длинной примерно до нижней линии разметки. Уши размещаем между верхней и нижней линиями разметки. Линию рта рисуем посередине между носом и подбородком.

· Рисуем прическу и одежду. Пусть ребенок сам выберет, во что одеть портретируемого.

· Предлагаем ребенку вспомнить еще какие-нибудь особенности внешности, например - очки.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только взрослым, но и детям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: