СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА
Часть 2.
Тема 1. Крито-микенская цивилизация:
Сценарии историко-культурного генезиса
План
I. Феномен Критской цивилизации.
1. Уникальность причин исторического развития Критской цивилизации.
2. Государственно-политическое устройство минойского Крита в период его наивысшего могущества.
3. Критское общество во второй половине II тыс. до н. э.:
а) предполагаемая модель общественных отношений;
б) “минойский матриархат”;
в) черты “рафинированного примитивизма” в организации жизни критского общества.
4. Мировосприятие минойцев и его связь с мироощущением древних греков.
5. Критская культура в фокусе межкультурных контактов.
6. Причины гибели Критской цивилизации.
Методические указания
Каждый пункт плана представляет собой научную проблему, для рассмотрения которой предлагается серия вопросов и заданий, позволяющих более глубоко осмыслить предмет исследования и выбрать правильные ориентиры при подготовке к семинарским занятиям
I.1. Объясните вывод Ю. В. Андреева: “Уникальный феномен минойской цивилизации находит свое объяснение в столь же уникальном стечении благоприятных исторических, географических и этно-психологических обстоятельств, благодаря которым Крит смог отделиться от конгломерата эгейских культур...”.
I.2. В чем заключается своеобразие источников по истории Критской цивилизации? Какие источники использует А. А. Молчанов для изучения государственно-политического устройства минойского Крита? Можно ли доверять данным мифолого-исторической традиции? Почему Критскую цивилизацию называют минойской? Докажите с помощью материалов статьи А. А. Молчанова существование на Крите монархии в форме теократии. Какие показатели расцвета Критского государства в XVI-XV вв. вы считаете наиболее существенными?
I.3. Объясните, почему представления ученых о характере общественных отношений на Крите не отличаются глубиной и обстоятельностью? Почему термин “минойский матриархат”, использованный Ю. В. Андреевым в заглавии статьи, взят в кавычки? Почему Ю. В. Андреев апеллирует к ненаучной терминологии в своем исследовании? В чем заключаются предпосылки, сущность, последствия “минойского матриархата”? В какой сфере жизни критского общества наиболее отчетливо проявился “минойский матриархат”?
I.4. Охарактеризуйте систему ценностей древних критян и укажите (вслед за Ю. В. Андреевым) ее воздействие на формирование мироощущения древних греков.
I.5. Найдите информацию об особенностях критского зодчества, изобразительного искусства и объясните, в чем проявились “идущие извне культурные импульсы”.
I.6. Рассматривая совокупность причин гибели древнего Крита, постарайтесь объяснить мысль Ю. В. Андреева о “двойственности исторического статуса” минойской цивилизации.
Источники и литература
Андреев Ю. В. Между Евразией и Европой (К вопросу об исторической специфике минойской цивилизации)///ВДИ. 1995. № 2.
Андреев Ю. В. “Минойский матриархат”//ВДИ. 1992. № 2.
Андреев Ю. В. Эгейский мир в преддверии цивилизации//ВДИ. 1995. № 1.
Греция во втором тысячелетии до н. э. Древнейший Крит//Хрестоматия по истории Древней Греции/Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. С. 30-36.
Златковская Т. Д. У истоков европейской культуры (Троя, Крит, Микены). М., 1961.
История древней Греции/Под ред. В. И. Кузищина. Последнее издание.
Молчанов А. А. Государственно-политическое устройство минойского Крита по данным античной мифолого-исторической традиции//ВДИ. 1983. № 3.
Удивительные эгейские царства: Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”. М., 1997.
Тема 2. Ахейская Греция во II тыс. до н. э.
План
1. Своеобразие процессов исторического развития ахейской цивилизации.
2. Ахейская цивилизация в период наивысшего могущества: основные показатели расцвета.
3. Социальная стратификация ахейского общества.
а) особенности землевладения и землепользования (по материалам Пилосского дворца);
б) элитарные слои общества;
в) свободные производители материальных благ;
г) рабы. Своеобразие рабства.
4. Духовный мир ахейского общества.
5. Причины гибели ахейской цивилизации.
Методические указания
II.1. Объясните причины формирования “автономного культурно-исторического” феномена ахейской (микенской) цивилизации. Используйте метод исторического сравнения, противопоставляя факторы генезиса Критской и ахейской цивилизаций.
II.2. Найдите в исследовании Т. В. Блаватской информацию об ахейской цивилизации в период ее наивысшего расцвета и прокомментируйте приводимые в работе факты.
II.3. Проанализируйте документы № 32-37 “Хрестоматии...” и представьте графически (в виде сегментов в круге) основные фонды земельной собственности в ахейских государствах и их структуру в соответствии с предназначением земельных участков и условиями землепользования. Объясните причину широкого развития арендных отношений. Докажите поземельную зависимость всех слоев населения от укреплявшейся царской власти.
Рассмотрите статус, особенности, повседневную жизнь основных слоев ахейского общества, используя источники и дополнительную литературу.
Можно ли считать, что в ахейских государствах формировалось рабство “смешанного” (патриархально-производственного) типа?
Объясните, почему определение типа общественных отношений в ахейской цивилизации вызывает затруднения у исследователей.
II.4. При изучении духовного мира человека ахейского общества используйте материалы статьи Ю. В. Андреева. Отличалось ли мировосприятие ахейцев и минойцев? Почему?
II.5. Как вы считаете, внешние обстоятельства или проблемы внутреннего развития ахейских царств явились главной причиной их гибели?
Источники и литература
Андреев Ю. В. В ожидании “греческого чуда” (Духовный мир микенского общества)//ВДИ. 1993. № 4.
Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.
Блаватская Т. В. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. М., 1966.
Блаватская Т. В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.
Греция во втором тысячелетии до н. э. Микенская Греция//Хрестоматия по истории древней Греции/Под ред. Д. П. Каллистова. М., 1964. С. 36-53.
История древней Греции/Под ред. В. И. Кузищина. Последнее издание.
Ленцман Я. А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.
Полякова Г. Ф. Социально-политическая структура пилосского общества (по данным линейного письма Б). М., 1978.
Штоль. Генрих Шлиман. М., 1991.
ТЕМА 3.
Хозяйственный уклад, общественно-политический строй