История Русской культуры XIX века




 

 

Учебная программа

 

Самара 2010


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Предмет и задачи курса. Отличительные черты русской культуры 19-го столетия. Возрастание ее роли в мировой культуре. Периодизация культурного процесса. История изучения данного этапа развития русской культуры. Основные собрания и публикации памятников культуры России XIX века.

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века. Наука, образование, книжное дело и периодика

Предпосылки “золотого века” русской культуры. Влияние экономического развития, укрепления хозяйственных и торговых связей, распространения отходничества на культуру. Столица и провинциальный город, усадьба и деревня в культурном процессе. Культурно-информационная инфраструктура: пути сообщения, транспорт, почта.

Политика государства в области культуры. Цензура. Рост общественного интереса к вопросам культуры. Меценатство. Межнациональные и зарубежные культурные связи.

Война 1812 года и подъем национального самосознания. Возрастание интереса к отечественной истории. “История государства Российского” Н.М. Карамзина. Начало систематического собирания и публикации источников по русской истории. Интерес к фольклору со стороны образованной части общества. П.И. Киреевский. Научные учреждения и общества. Успехи естественных и гуманитарных наук в России. Выдающиеся деятели науки и техники. Великие географические открытия русских мореплавателей.

Реформы в области образования при Александре I и Николае I. Рост числа начальных школ различных ведомств. Уровень грамотности дореформенной России. Развитие религиозной, профессиональной, средней общеобразовательной и высшей школы. Художественное образование в России. Изменения в Академии художеств. Открытие Московского училища живописи и ваяния.

Формирование системы культурно-просветительских учреждений. Библиотеки. Возникновение государственной публичной библиотеки в Петербурге. Музеи. Открытие для широкой публики Оружейной палаты Кремля и Императорского Эрмитажа. Частные собрания.

Книгоиздательское дело и книжная торговля. Крупнейшие издатели. Рост периодики. Журналы, их тематическая и идейная направленность. Разнообразие столичных газет. “Губернские ведомости” – первые официальные газеты в провинции.

2. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль, музыка и театр первой половины XIX века

Литература - ведущая область русской культуры первой половины XIX века и основная форма выражения общественно-политических идей. Художественные направления в литературе.

Сентиментализм Н.М. Карамзина и его последователей. Споры о литературном языке и стилистике. А.С. Шишков и “Беседа любителей русского слова”. Романтизм 1810-1820-х гг. В.А. Жуковский. Литературные общества “Арзамас”, “Зеленая лампа”, “Вольное общество любителей русской словесности”. Литературные салоны и их расцвет во второй четверти XIX в. Реализм. Становление русской классической литературы “золотого века” и утверждение новых норм литературного языка в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и их современников. Темы патриотизма, гражданственности, народа в творчестве русских писателей. Нравственность и гуманизм русской литературы. Исторические романы М. Загоскина и И. Лажечникова.

“Натуральная” школа и “критический” реализм в 1840-1850‑е гг. Превращение литературно-художественной критики в оружие идейной и общественно-политической борьбы.

Основные направления общественно-политической мысли. Углубление идейного размежевания в общественном сознании. Идеи декабристов и их влияние на общество. Теория “официальной народности”. “Философические письма” П.Я. Чаадаева и споры вокруг них. Интерес к классической немецкой философии в России. Западники и славянофилы – российские либералы. Русский утопический социализм. В.Г. Белинский. А.И. Герцен.

Развитие эстетической мысли. “Вольное общество любителей Российской словесности, наук и художеств”, “Общество поощрения художеств”, их роль в развитии культуры и искусства. Первые художественные журналы в России.

Связь театрального и музыкального искусства с литературой, с идейными спорами, общественными настроениями. Основные центры театральной культуры. Малый театр и его роль в становлении реализма на русской сцене. М.С. Щепкин и другие выдающиеся актеры. Театр в провинции. Утверждение национальной школы в оперной и симфонической музыке. М.И. Глинка. А.С. Даргомыжский. Музыка в быту. Русский романс.

3. Высокий классицизм в архитектуре Петербурга первой половины XIX в.

Архитектура первой трети ХIХ в. Основные черты стиля высокого (позднего) классицизма. Развитие городского ансамбля при строительстве общественных зданий. Синтез архитектуры и скульптуры. Внедрение новых технических приемов и новых строительных материалов. Два этапа в развитии архитектуры позднего классицизма, до войны 1812 года и после ее окончания.

Первый этап высокого классицизма Петербурга. Д. Кваренги. Смольный институт. А.Н. Воронихин. Его работа в малых архитектурных формах и декоративном искусстве. Казанский собор и создание городского ансамбля на главной улице Петербурга. А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства и принцип решения крупного ансамбля в историческом центре Петербурга. Роль скульптурной декорации в оформлении фасада и интерьеров. Проектирование ансамбля Стрелки Васильевского острова. Тома де Томон. Биржа. Ростральные колонны.

Второй этап высокого классицизма Петербурга. К.И. Росси – великий архитектор, мастер монументальных и величавых построек, крупных городских ансамблей. Михайловский дворец. Здание Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади. Александринский театр, площадь и улицы, примыкающие к нему. Здание Сената и Синода, Сенатская площадь. Усиление роли декоративных элементов и скульптуры в художественном решении зданий.

Завершение застройки Стрелки Васильевского острова. И.Ф. Лукини. Здания Таможни и пакгаузов. Архитектурное творчество В.П. Стасова. Павловские казармы в Петербурге. Проекты полковых соборов. Участие В.П. Стасова в застройке Москвы (Провиантские склады) и Костромы (Табачные ряды). Жилые постройки архитекторов П. Жако и Д. Адамини. Петербургские мостостроители В.И. Гесте, Е.А. Адам, Г. Треттер и их сооружения: Зеленый (Полицейский), Трехколенный, Почтамтский и Банковский мосты.

4. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве, подмосковных усадьбах и провинциальных городах. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX в.

Особенности московской архитектурной школы высокого классицизма. Необходимость решения важных градостроительных задач после пожара Москвы в 1812 г. Роль архитектора О.И. Бове в создании нового облика древней столицы. Реконструкция Красной площади. Закладка Александровского сада у кремлевской стены на месте поймы реки Неглинной. Здание Манежа (совместно с инженером А. Бетанкуром) и Манежная площадь. Здание Большого театра (совместно с А.А. Михайловым) и ансамбль Театральной площади. Триумфальная арка. Роль скульптур работы И. Витали в ее решении. Первая Градская больница. Церковь Всех Скорбящих Радости.

Своеобразие композиционных решений жилых и общественных зданий Д.И. Жилярди в Москве. Дом Луниных на Никитском бульваре. Здание Опекунского совета на Солянке. Реконструкция здания Московского университета. Ансамбли загородных усадеб Высокие Горы и Кузьминки. А.Г. Григорьев – ученик и последователь Д.И. Жилярди. Особняки Хрущевых и Станицкой на Пречистенке. Церковь Большое Вознесение у Никитских ворот. Особенности московского “ампира”, черты камерности, лиризма. Типовые приемы скульптурной декорации. А. Витберг. Проект Храма Христа Спасителя в Москве. Е.Д. Тюрин. Собор Богоявления в Елохове.

Ансамбль подмосковной усадьбы Юсуповых в Архангельском. Участие в его создании крепостных архитекторов и мастеров. Садово-парковое дело в России. Расцвет пейзажного искусства.

Причины разложения стиля классицизма и перехода к эклектике (историзму). Появление новых типов зданий и сооружений: музеев, железнодорожных вокзалов, магазинов-пассажей и др. Эклектика в Петербурге. О. Монферран. Исаакиевский собор и Александрийская колонна. А.П. Брюллов. Лютеранская церковь святого Петра. Аничков мост (совместно с инженером А.Д. Готманом и скульптором П.К. Клодтом). А.И. Штакеншнейдер. Дворец Белосельских-Белозерских. Интерьеры Зимнего дворца. Л. Кленце. Новый Эрмитаж. Р.А. Желязевич. Пассаж.

Архитектурная эклектика Москвы. Работы М.Д. Быковского в Страстном и Ивановском монастырях. К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Большой Кремлевский дворец. Оружейная палата. Железнодорожные вокзалы в столицах.

Провинциальный классицизм и эклектика. Памятники и ансамбли Ярославля, Костромы, других городов России. Творчество губернских архитекторов. П.Я. Паньков. П.И. Фурсов. Воспроизведение приемов каменной архитектуры классицизма и эклектики в деревянной застройке. Памятники Вологды.

5. Особенности живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и их современники

Своеобразие позднего классицизма в живописи. Стилевое разнообразие в произведениях искусства. От классицизма к романтизму и реализму.

Творчество В.К. Шебуева и его деятельность в Академии Художеств. “Гадание. Автопортрет”. А.И. Варнек. “Автопортрет” и “Портрет графа Т. Потоцкого”. П.Е. Заболотский “Портрет М.Ю. Лермонтова”.

О.А. Кипренский. Ранний период творчества. Портреты мальчика Челищева, Хвостовой, Давыдова, Ростопчиных, Жуковского, Уварова. Графические портреты периода Отечественной войны. Пенсионерская поездка в Европу и возвращение на родину. Поздний период творчества. Портреты Авдулиной, А.С. Пушкина. Эволюция образа художника в автопортретах Кипренского. Черты романтизма и реализма в работах Кипренского. Новаторство художника в содержании портретных образов и в формах выражения.

В.А. Тропинин. Развитие интимного портрета. Своеобразие творческих приемов, проявление жанровых элементов и формирование нового типа портрета. Работы московского периода. “Портрет сына”, “Портрет П.А. Булакова”, “Портрет А.С. Пушкина”, “Гитарист”, “Кружевница”, “Белошвейка”, “Пряха”, “Автопортрет”, “Портрет И.П. Шереметевской”.

Народный бытовой портрет. Произведения непрофессиональных, неизвестных и провинциальных художников.

6. Утверждение в русском искусстве первой половины XIX века пейзажа, бытового жанра, натюрморта

С.Ф. Щедрин – основоположник русского лирического пейзажа. Романтическая окраска творчества художника и его эволюция в итальянский период. Элементы жанра в пейзажах Щедрина. “Новый Рим. Замок св. Ангела”. “Берег Сорренто с видом на остров Капри”. “Большая гавань на острове Капри”. “Терраса, обвитая виноградом”. “Терраса на берегу моря. Капуччини близ Соренто”. “Набережная Мерджеллина в Неаполе”.

А.Г. Венецианов. Ранние работы и карикатуры. Жанровые композиции и пейзажные изображения русской природы. “Гумно”. “На пашне. Весна”. “На жатве. Лето”. Отдельные крестьянские образы, характер их трактовки, приемы идеализации. “Захарка”. “Пряха”. “Девушка с теленком”. “Жнецы”. “Девушка с бураком”. “Спящий пастушок”. “Девушка в платке”. Автопортрет и портреты В.К. Головачевского, В.С. Путятиной, дочерей художника, В.П. Кочубея. Интерьер в картинах Венецианова. “Утро помещицы”. Школа Венецианова. Г.В. Сорока. “Кабинет дома в Островках”, “Рыбаки”, “Портрет А.Г. Венецианова”, “Автопортрет”. Е.Ф. Крендовский. “Сборы на охоту”. А.В. Тыранов. “Мастерская художников братьев Чернецовых”, “Вид на реке Тосно”. Н.С. Крылов. “Зима”. С.К. Зарянко. “Портрет Ф.П. Толстого”, “Мужской портрет”. К.А. Зеленцов. “В комнатах. Гостиная с колоннами на антресолях”.

Пейзажная живопись М.Н. Воробьева (“Вид Дворцовой набережной”, “Вид пристани с египетскими сфинксами днем”), М.И. Лебедева (“Аричча близ Рима”, “В парке”), А.М. Дорогова (“Вид Константинополя”). Кавказские, крымские и волжские пейзажи братьев Н.Г. и Г.Г. Чернецовых. Г. Чернецов как мастер группового портрета. Развитие от романтического к реалистическому пейзажу в творчестве И.К. Айвазовского (“Вид Одессы в лунную ночь”, “Девятый вал”, “Черное море”).

Русский натюрморт. И.Т. Хруцкий. “Цветы и плоды”. Другие жанры в творчестве этого художника.

7. Исторический жанр в живописи первой половины XIX века. Творчество К.И. Брюллова и А.А. Иванова. Зарождение критического реализма

Исторический жанр. Кризис академического искусства. Ф.А. Бруни. “Смерть Камиллы, сестры Горация”. “Медный змий”. Росписи Исаакиевского собора.

К.И. Брюллов. Эволюция творчества. Сочетание традиций классицизма с чертами романтизма и реализма. “Итальянский полдень”. “Вирсавия”. Картина “Последний день Помпеи” и ее место в русской исторической живописи. Портрет в творчестве Брюллова. “Всадница”, портреты Н. Кукольника, А. Струговщикова, Ю. Самойловой, Е.П. Строгановой, великой княгини Елены Павловны, М.-А. Ланчи, автопортреты.

А.А. Иванов. Философская глубина и психологизм произведений. Ранние работы. “Приам, испрашивающий у Ахилла тело Гектора”, “Аполлон, Кипарис и Гиацинт, занимающиеся музыкой”, “Явление Христа Марии Магдалине”. Работа над картиной “Явление Христа народу”. Характер замысла и особенности его воплощения. Этюды к картине. Жанровые работы и пейзажи Иванова. Эволюция миросозерцания.

Графика и ее значение в развитии русского искусства. Военные картинки 1812 года И.И. Теребенева и других авторов. Зарождение критического отношения к действительности. Работы В.Ф. Тимма и Т.Г. Шевченко. Сближение графического искусства с литературой своего времени. Иллюстрации А.А. Агина к “Мертвым душам” Н. Гоголя и Г.Г. Гагарина к “Тарантасу” В. Сологуба.

П.А. Федотов и развитие бытового жанра. Ранние графичекие работы. Обращение к станковой живописи. “Разборчивая невеста”, “Свежий кавалер”, “Завтрак аристократа”, “Сватовство майора”. Поздние произведения. “Вдовушка”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор!”. Портрет и пейзаж в творчестве Федотова. Воздействие Федотова на русскую живопись.

8. Скульптура и декоративно-прикладное искусство первой половины XIX в.

Связь скульптуры с архитектурой. Работы мастера-каменотеса С.К. Суханова на здании Биржи и ростральных колоннах. Жанры скульптуры и ее стилевая эволюция. Мотивы сентиментализма в скульптуре. П.П. Соколов. “Молочница с разбитым кувшином”.

И.П. Мартос – блестящий выразитель идей русского классицизма в различных жанрах. Путь скульптора от ранних произведений к зрелому периоду. Стилистика позднего классицизма в работах начала ХIХ столетия. Тема надгробия, развитие идеи и формы ее выражения. Рельефы Казанского собора (совместно с И.П. Прокофьевым). Памятник Минину и Пожарскому.

Ф.Ф. Щедрин и И.И. Теребенев. Путь к монументальному стилю. Патриотический пафос их работ. Решение синтеза скульптуры и архитектуры в здании Адмиралтейства.

С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский. Монументальные и декоративные работы. Скульптурные группы у здания Горного института. Колесницы Славы над аркой Генерального штаба и Аполлона на Александринском театре. “Русский Сцевола”. Портретные работы. Надгробные памятники.

Ф.П. Толстой и его место в скульптуре классицизма. Своеобразие творческого пути. Медали в память Отечественной войны 1812 года. Барельефы. Круглая скульптура. Графика Ф.П. Толстого.

Б.И. Орловский. Станковая скульптура, памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли перед Казанским собором. П.К. Клодт. Скульптурные группы на Аничковом мосту, памятники Николаю I и И.А. Крылову.

Н.С. Пименов и А.В. Логановский, их скульптуры играющих крестьянских парней. И.П. Витали в оформлении Триумфальных ворот в Москве и Исаакиевского собора в Петербурге. Портреты работы И.П. Витали и С.И. Гальберга. Н.А. Рамазанов. “Портрет Н.В. Гоголя”. А.И. Теребенев. Атланты портика Нового Эрмитажа.

Малые скульптурные формы в украшении бытовых предметов. Я. Самарин.

Декоративно-прикладное искусство в культуре России первой половины ХIХ века. Его особенности и виды. Вклад Академии Художеств и крепостных мастеров в развитие декоративного искусства. Художественное ремесло в убранстве царских резиденций (Зимний дворец, Большой Кремлевский дворец и др.), музеев (Новый Эрмитаж), аристократических усадеб (Архангельское) и в быту: мебель, светильники, декоративные вазы, изделия из камня и металла. Обработка малахита – вершина русского камнерезного дела. Малахитовая гостиная Эрмитажа. Ювелирное искусство. Произведения в стиле “второго (или “ложного”) барокко” фирмы Никольс и Плинке и фабрики Сазикова. Табакерки и другие изделия мастера И.В. Кейбеля. Становление ювелирной фабрики И. Губкина. Ордена и медали. Церковная утварь. Посуда. Распространение самоваров. Фарфор. Стекло. Одежда и мода. Освоение изготовления и украшения булатной стали (Златоуст), флинтглясса (Гусь-Хрустальный), папье-маше (Федоскино), “мороза” по жести (Великий Устюг).

9. Особенности русской культуры второй половины XIX века. Наука и просвещение, книжное дело и периодика, графика и фотография

Влияние отмены крепостного права и реформ 1860-1870-х гг. на культурный процесс. Отражение в культуре экономического развития и изменений в социальной структуре общества. Социокультурный облик пореформенного города. Усиление влияния города на культуру села. Закат усадебной культуры. Расширение возможностей культурного обмена и распространения достижений культуры в связи с развитием транспорта, почты, телеграфа, звукозаписи.

Правительственный курс и преобразования в области культуры в царствование Александра II и Александра III. Отношение к культуре различных общественных сил и течений. Частная инициатива и благотворительность в области культуры. Международные культурные связи России и ее вклад в мировую культуру второй половины XIX века.

Условия развития науки и техники. Первые научные съезды в России. Научно-просветительское движение. Влияние успехов естественных наук на духовную и умственную жизнь. Выдающиеся достижения русских ученых и изобретателей. Подъем исторической науки. С.М. Соловьев. В.О. Ключевский. Русские путешественники, географы, этнографы, фольклористы.

Объективные условия развития просвещения в эпоху капиталистической модернизации. Политика властей в отношении начальной школы. Министерские школы. Участие интеллигенции в развитии народного образования. Появление и расцвет земской школы. Роль церкви в распространении грамотности и просвещения. Церковно-приходские школы. Воскресные школы и формы внешкольного образования. Состояние общего среднего и профессионального образования. Гимназии. Реальные училища. Технические училища. Университеты и высшая специальная школа. Эволюция художественного образования. Основание консерваторий в Петербурге и Москве. Женское образование. Высшие женские курсы в Москве и Петербурге.

Развитие системы культурно-просветительских учреждений. Развитие искусствоведческой науки, музейного дела. Художественные и промышленные выставки. Общедоступные музеи и частные коллекции. Создание Третьяковской галереи. Библиотеки. Открытие публичной библиотеки в Москве. Книгоиздание. Распространение книги в народной среде. Лубочная литература. Офени. Русская периодика в столицах и провинции. Эмигрантские и подпольные издания. Книжная и журнальная графика. Появление и распространение фотографии в России.

10. Общественно-политическая мысль, литература, театр и музыка второй половины XIX века

Основные проблемы социально-политической и экономической жизни в русской общественной мысли. Активизация общественной жизни и идейной борьбы. Охранительное течение и его идеологи. Русский либерализм, разнообразие его проявлений. Подъем радикальной революционной мысли. Демократы-“шестидесятники”. Народничество. Распространение марксизма в России. Нравственно-религиозные поиски русских мыслителей. Почвенничество. Создание Н.Я. Данилевским теории культурно-исторических типов. Философские и эстетические идеи времени.

Расцвет критического реализма в русской литературе второй половины XIX века и ее обличительный пафос. Нигилизм как общественно-культурное явление и антинигилистическая литература. Гуманизм и просветительство в литературных произведениях. Отход ведущих мастеров слова от “злобы дня” к общечеловеческим, философско-нравственным проблемам. Отражение в литературе утраты общественного оптимизма демократической интеллигенцией.

Художественные достижения выдающихся русских писателей и общественное звучание их творчества, жизни и деятельности. Н.Г. Чернышевский. И.С. Тургенев. И.А. Гончаров. Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский. Л.Н. Толстой. А.П. Чехов. В.Г. Короленко. Влияние литературной критики на формирование идейных воззрений и художественных вкусов читателей. Развитие публицистики, ее тем и направлений.

Театральная и музыкальная жизнь столиц и провинциальных городов. Утверждение в драматургии и музыке принципов реализма, народности, национального своеобразия. Театр А.Н. Островского. Композиторы “Могучей кучки”. Музыкальный мир П.И. Чайковского. Формирование русской оперной национальной исполнительской школы. Становление русской хореографической школы. Романс и песня. Фольклор в музыкальной культуре. Духовная музыка.

11. Архитектура второй половины XIX века

Внедрение в архитектуру достижений промышленного прогресса, совершенствование строительной техники, дальнейшее развитие типологии зданий. Тенденция перехода от дворца к особняку, от усадьбы к даче. Упадок дворянской усадьбы и появление новых объектов садово-паркового искусства. Карабиха. Абрамцево. Спасское-Лутовиново. Ясная Поляна. Городские и курортные бульвары, сады, парки. Появление типа многоэтажного доходного дома. Негативные последствия капиталистического развития городов – хаотичность застройки, диспропорции и несогласованность в масштабах сооружений, резкий контраст между торжественным и парадным центром и убогими окраинами.

Смешение “исторических” стилей, исчезновение из их числа классицистических традиций. Использование принципа стилизаторства – имитации в убранстве фасадов зданий типичных форм и деталей одного или сразу нескольких стилей (ренессанса, готики, мавританского и др.) Дворец Великого князя Владимира Александровича (арх. А.И. Резанов), Архив Государственного Совета (ныне РГАВМФ) и дворец Великого князя Михаила Михайловича (арх. М.Е. Месмахер), Балтийский вокзал и особняк Штиглица (арх. А.И. Кракау) – петербургские постройки в стиле неоренессанс.

“Русский” (или псевдорусский) стиль как одна из разновидностей эклектики. Этапное событие в его оформлении – постройка архитектором Н.В. Никитиным “Погодинской избы” (дома историка М. Погодина) в Москве. Каменные московские сооружения – здания Исторического (арх. А.А. Семенов и В.О. Шервуд) и Политехнического (арх. И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеев, Городской думы (арх. Д.Н. Чичагов), Биржи (арх. А.С. Каминский), Верхних торговых рядов (ныне здание ГУМа, арх. А.Н. Померанцев). Церковь Воскресения “на крови” в Петербурге (арх. А. Парланд). Главный дом Нижегородской ярмарки (арх. К.В. Трайман, А.Т. Трамбицкий, А.И. фон Гоген). Работы архитекторов В.А. Гартмана и И.П. Ропета (Петрова).

12. Утверждение реализма в живописи второй половины XIX века. Творчество художников-реалистов московской и академической школ в 1860-е гг. Родоначальники передвижничества: В.Г. Перов и И.Н. Крамской

Ведущая роль живописи среди других видов изобразительного искусства. Доминирующее значение реалистического направления. Поиски новых средств художественной выразительности, обновление языка живописи. Размывание традиционных границ жанров, совмещение приемов и задач разных жанров в одном полотне.

В.Г. Перов. Начало творческого пути. Связь с традициями П. Федотова. Обличительные черты в живописи: “Проповедь на селе”, “Сельский крестный ход на Пасху”, “Чаепитие в Мытищах”, “Трапеза”. Зрелый период творчества: “Гитарист-бобыль”, “Проводы покойника”, “Тройка”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “Последний кабак у заставы”, “Утопленница”, “На могиле сына”. Типичность образов, их социально-заостренный характер, документальность. Портретный жанр в творчестве Перова. Портреты А.Н. Островского и Ф.М. Достоевского. Поздние работы: “Птицелов”, “Рыболов”, “Охотники на привале”. Исторический жанр в творчестве Перова. “Спор о вере”.

Московская художественная школа – оплот реализма в живописи 1860-х гг. Бытовой жанр в картинах И.М. Прянишникова “Шутники. Гостиный двор”, В.В. Пукирева “В мастерской художника” и “Неравный брак”, А.И. Соломаткина “Славильщики-городовые”. Реалистическое обращение к темам близкого и давнего прошлого. Н.В. Неврев “Торг”. В. Шварц. “Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче”.

Художественная жизнь середины XIX века в Академии художеств и отражение в ней социальных проблем. “Привал арестантов” В.И. Якоби. “Искушение” Н.Г. Шильдера – первая картина в коллекции П.М. Третьякова.

“Бунт четырнадцати” во главе с И.Н. Крамским (1863). Санкт-Петербургская Артель художников. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870). Основные направления деятельности Товарищества. Важность просветительской функции. Сложность взаимоотношений Товарищества и Академии художеств. Борьба новых идей с консервативными тенденциями. В.В. Стасов – художественный критик и идеолог нового поколения художников. П.М. Третьяков – собиратель произведений нового русского искусства. И.Н. Крамской – теоретик и вожак “передвижничества”.

Творчество Крамского-художника. Автопортрет и портреты деятелей культуры: фотографа М.Д. Тулинова, писателей Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, мецената П.М. Третьякова, издателя А.С. Суворина, философа В.С. Соловьева, художника И.И. Шишкина, астронома О.В. Струве. Психологизм портретов художника. Постановка этических вопросов в живописи на евангельские темы. “Христос в пустыне”. Другие жанры в творчестве Крамского. “Крестьянин с уздечкой”. “Русалки (Майская ночь)”. “Осмотр старого дома”. “Лунная ночь”. “Неизвестная (Незнакомка)”. “Неутешное горе”.

13. Реализм в историческом, религиозно-философском, бытовом, батальном жанрах второй половины XIX в. Традиции академизма в работах на темы античности и русской истории

Н.Н. Ге – ближайший сподвижник И.Н. Крамского. Влияние традиций Брюллова и Иванова на формирование художника. Библейские темы в раннем творчестве Ге. “Саул у Аэндорской волшебницы”, “Тайная вечеря”. Особенности исторической живописи мастера. “Петр I допрашивает царевича Алексея Петергофе”. Обращение к религиозно-нравственной тематике и поиски новой живописной выразительности в поздних работах. “Что есть истина? Христос и Пилат”. “Голгофа”. Ге как портретист. Автопортрет. Потрет Е.О. Лихачевой.

Жанровая живопись передвижников. Укрупнение формата картин, стремление к объективно-эпическому стилю. Г.Г. Мясоедов – инициатор создания Товарищества передвижных выставок. “Земство обедает”. “Страдная пора. Косцы”. Темы крестьянского быта и умирающей барской усадьбы в творчестве В.М. Максимова. “Больной муж”. “Приход колдуна на крестьянскую свадьбу”. “Бабушкины сказки”. “Все в прошлом”. Мастер многофигурных композиций К.А. Савицкий. “Ремонтные работы на железной дороге”. “Встреча иконы”. “На войну”.

Новые темы и образы в произведениях Н.А. Ярошенко: “Студент”, “Курсистка”, “Заключенный”, “Кочегар”. Картина “Всюду жизнь”, ее философский и идейный смысл. Портрет актрисы П.А. Стрепетовой.

Традиционное понимание и новое осмысление жанра В.Е. Маковским. “Осужденный”. “На бульваре”. “Вечеринка”. “Крах банка”. Тема детства в произведениях В.Е. и К.Е. Маковских “Свидание”, “Дети, бегущие от грозы”. Образы Востока у К.Е. Маковского. “Перенесение священного ковра в Каире”.

В.В. Верещагин. “Туркестанская” и “балканская” серии батальных картин: “Двери Тимура”, “Торжествуют”, “Смертельно раненый”, “Перед атакой”, “Панихида по убитым”, “Шипка – Шейново. Скобелев под Шипкой”. “Апофеоз войны” – квинтэссенция пацифизма художника. Незаконченная “индийская” серия. Историческая серия “1812 год. Наполеон в России”. Тема 1812 года в творчестве А.Д. Кившенко. “Военный совет в Филях”.

В.И. Суриков. Философское осмысление русской истории в картинах “Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”. Монументальность полотен художника, сила их художественной выразительности. Мастерство композиции, особенности света и цвета в бытовых и героических композициях “Взятие снежного городка”, “Переход Суворова через Альпы”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Степан Разин”, “Посещение царевной женского монастыря”. Портрет в творчестве Сурикова.

Традиции академизма в исторической живописи. К.Д. Флавицкий. “Христианские мученики в Колизее”. “Княжна Тараканова”. В. Смирнов. “Князь Михаил Черниговский перед ставкой Батыя”. “Смерть Нерона”. Г.И. Семирадский. “Римская оргия”. “Танец среди мечей”. “Фрина на празднике Посейдона в Элевсине”. “Похороны знатного руса (по ибн-Фадлану)”. С. Бакалович. “Гладиаторы перед выходом на арену”.

14. Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. “Вид в Ораниенбауме”. Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин “Грачи прилетели” и “Разлив Волги под Ярославлем”. Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. “Вид на Волге. Барки”. “Оттепель”. “Мокрый луг”. “Болото в лесу. Осень”. “В крымских горах”.

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. “Рожь”. “Полдень. В окрестностях Москвы”. “Корабельная роща”. “Среди долины ровныя…”. “Дубовая роща”. “Дождь в дубовом лесу”. “Утро в сосновом бору”.

А.И. Куинджи – непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. “Вечер на Украине”. “Ночь на Днепре”. “Березовая роща”. “Радуга”.

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. “Московский дворик”. “Бабушкин сад”. “Заросший пруд”. Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. “Христос и грешница”. “На Тивериадском (Генисаретском) озере”.

Творчество И.И. Левитана – завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах Левитана. “Осенний день. Сокольники”. Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. “Вечер. Золотой Плёс”. “После дождя. Плёс”. “Золотая осень”. “Тихая обитель”. “У омута”. “Март” “Летний вечер”. “Сумерки. Стога”. “Владимирка”. “Над вечным покоем”. “Тишина”. “Озеро”.

15. Достижение в произведениях И.Е. Репина вершин русского реализма. Отход от реалистического искусства и зарождение русского декоративного модерна в творчестве В.М. Васнецова

Мастерство и многогранность творчества И.Е. Репина. Постижение высот академической школы. “Воскрешение дочери Иаира”. “Садко”. Картины “Бурлаки на Волге” и “Крестный ход в Курской губернии” как произведения программного характера. Образы “Протодиакона” и “Горбуна” и их социальное значение.

Обращение Репина к историческим темам. “Царевна Софья”. “Иван Грозный и его сын Иван. 18 ноября 1581 г.”. “Запорожцы”. Отражение революционного движения в картинах “Арест пропагандиста”, “Отказ от исповеди”, “Не ждали”.

Творчество Репина в портретном жанре. Богатство психологической и эмоциональной характеристики образов В. Стасова, Л. Толстого, М. Мусоргского, А. Глазунова, П. Третьякова. Камерный характер портретов родных и близких художника. Выдающееся мастерство в создании сложных групповых портретов. “Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве”. Картина “Заседание Государственного Совета” и ее значение. Этюды к картине как новый метод портретирования. Репин – педагог. Эпистолярное и мемуарное наследие художника.

В.М. Васнецов как живописец. Ранние произведения в бытовом жанре и отказ от него. Обращение к истории и сказке. “После побоища Игоря Святославича с половцами”. “Три царевны подземного царства”. “Аленушка”. “Ковер-самолет”. “Витязь на распутье”. “Иван Грозный”. Нарастание декоративного начала в его живописи. Монументальная композиция “Каменный век” в Историческом музее Москвы.

Стремление Васнецова к возрождению древнерусского религиозного искусства. “Крещение Руси”, “Богоматерь Благодатное небо”, другие сюжеты художественной росписи Владимирского собора в Киеве и икон.

Театрально-декорационная работа Васнецова над сказкой “Снегурочка”. Картина “Богатыри” как первое обращение в живописи к былинному эпосу и как декоративное панно. Ведущая роль Васнецова в зарождении национально-романтического направления русского модерна.

16. Скульптура и декоративно-прикладное искусство второй половины XIX века

Постепенная утрата скульптурой монументальных черт. Увлечение повествовательностью, большее внимание деталям, дробность форм – свидетельства отступления от классицистических норм. Распад большого синтеза искусств, проявления эклектического “бесстилья” в середине XIX века. Появление предпосылок возрождения стилевого единства, начало поисков нового стиля и синтеза искусств к концу века.

Кризисные явления и достижения в скульптуре. Памятники “Тысячелетие России” в Новгороде и Екатерине II в Петербурге (скульптор М.О. Микешин). Памятники в Москве А.С. Пушкину (скульптор А.М. Опекушин) и первопечатнику Ивану Федорову (скульптор С. Волнухин).

М.М. Антокольский. Отход от монументальных средств скульптуры и замена их обращением к скульптурным образам “монументальных личностей”: Сократ, Христос, Нестор, Иван Грозный, Ермак, Петр I. Скульптурные портреты современников.

Бытовой жанр в скульптуре. Ф.Ф. Каменский. “Первый шаг”. М. Чижов. “Крестьянин в беде”. В.А. Беклемишев. “Деревенская любовь”.

Мелкая пластика. Вклад Е.А. Лансере в развитие анималистического и исторического жанров. “Святослав”. “Царский сокольничий”.

Мемориальная, садово-парковая и декоративно-прикладная скульптура.

Ведущие ювелирные фирмы и фабрики страны (О. Курдюкаева, К.Э. Болина, П.А. Овчинникова, Д. Орлова, И.С. Губкина, Ф. Фульда, Грачевых, Сазиковых, И.П. Хлебникова, К.Ф. Верфеля и др.) Превращение мастерской ювелиров Фаберже в крупнейшую ювелирную фирму России. Использование “натуральных форм” в ювелирных изделиях. Воспроизведение архитектурных ландшафтов, бытовых сцен и “русской темы”. Имитация в драгоценном металле других материалов.

Декоративное искусство в интерьере общественных, жилых, промышленных помещений. Ме­бель и ее мастера. Фарфор. Стекло. Культура одежды и обуви. Мода. Модные салоны. Развитие народных художественных промыслов. Выставки изделий художественного ремесла и декоративного искусства.

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫХIХ ВЕКА

1. Особенности русской культуры первой половины XIX века.

2. Наука и образование первой половины XIX века.

3. Книжное дело и периодика первой половины XIX века.

4. Литература, эстетическая и общественно-политическая мысль первой половины XIX века.

5. Музыка первой половины XIX века.

6. Театр первой половины XIX века.

7. Высокий классицизм в архитектуре Пе­тербурга первой половины ХIХ века.

8. Восстановление и строительство общественных зданий Москвы после войны 1812 года. Архитектура классицизма первой половины XIX века в Москве.

9. Усадебное строительство первой половины XIX века. Классицизм в архитектуре русской провинции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: