Общая характеристика эпохи Возрождения




Содержание

Введение

1. Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

2. Общая характеристика эпохи Возрождения

3. Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

4. «Новые люди»

5. Содержание потребностей в эпоху Возрождения

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В качестве темы курсовой работы я выбрала «Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения», потому что именно в эпоху Возрождения произошел огромный прогресс культуры, и в корне изменился подход к человеку и его потребностям.

Эта тема актуальна в наше время и вызывает неподдельный интерес. Само слово «возрождение» обозначает возобновление великолепных достижений греко-римской культуры, которые были утрачены в эпоху Средневековья. В эпоху Возрождения философы обращаются к опыту и идеям античности, возрастает роль умственного труда, и это выражается в увеличении числа свободных профессий. Также ослабляется влияние церкви, на первое место выходит человек, его потребности, начинает цениться образованность и талант человека. Колоссальные достижения духовной культуры в эту эпоху стали предметом пристального внимания, изучения и восхищения на долгие века.

Цель работы – изучить основные потребности людей эпохи Возрождения

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- выявить сущность понятия «потребность»

- рассмотреть классификацию потребностей

- изучить мировоззрение и деятельность гуманистов XIV-XVI вв.;

- рассмотреть особенности мироощущения людей эпохи Возрождения и их отношение к основным проблемам человеческого бытия;

- определить содержание потребностей в эпоху Возрождения.

 


 

Содержание понятия «потребность», классификация потребностей

Рассмотрим общие характеристики потребности как явления, которые связаны с индивидуальной жизнедеятельностью человека. Духовные и материальные потребности – это явления человеческой психики. Современная наука, доказывая биогенность ряда потребностей человека, называет их «витальными», призванными обеспечить его индивидуальное и видовое существование.

Биологические, или витальные, потребности являются основой материальных «квазипотребностей» (т.е. производных от первых). А квазипотребности уже трансформируются в соответствующие потребности человека как социального существа – в пище, в одежде, в жилище. Конкретный же характер этих потребностей, размеры и способы удовлетворения являются уже результатом конкретного общества. Витальные потребности показывают объективную связь человека с природой и зависимостью от неё.

Объективной является и зависимость человека от общества. Вне общества не могут формироваться ни сознание, ни язык, ни вся совокупность качеств человека как личности. Окружающий предметный мир, уровень производства и развития общества навязывают социально-предметную программу, которая с младенческих лет усваивается индивидом. Но находясь в одном и том же обществе, люди по своим чертам характера, по отношению к окружающей действительности, по своим потребностям существенно отличаются друг от друга. Следовательно, не только социальная среда определяет формирование личности, но и её индивидуальные особенности.

Видов классификации потребностей много. Наиболее простым является деление потребностей на две основные группы:

- потребности физического существования;

- потребности социального существования.

Какие же из них наиболее важные? Существуют различные точки зрения. Одни считают, что человек – существо социальное, а это качество отличает его от других существ животного мира. Поэтому на первое место ставят потребности социальные. Но этот подход уводит в сторону от многих реальных проблем. Прежде всего, игнорируется тот факт, что человеческое существование связано с природой, что существует объективная зависимость человека от природы.

Американский психолог А. Маслоу считает, что неудовлетворенная потребность в пище может блокировать все иные мотивы поведения человека, такие как стремление к свободе, к знанию, ощущение общности, уважения, любовь и т.п. Фундаментальной потребностью является и потребность в безопасности. В её основе лежит инстинкт самосохранения. Многие философы, такие как Т.Гоббс, Д.Локк и другие, считали, что возникновение государства связано с проблемой безопасности людей. Значительным вкладом в проблему потребностей является теория Абрахама Маслоу. С его точки зрения, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста. Люди обладают свободой, которая ограничена только внешними физическими и социальными воздействиями. Маслоу разделил все потребности на пять групп:

- физиологические потребности – основные и наиболее сильные из всех потребностей человека (в еде, сне, любви и т.д.);

- потребности безопасности и защиты – основные потребности, которые мотивируют человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения;

- потребности в принадлежности и любви – потребности, которые мотивируют человека к близким взаимоотношениям с людьми;

- потребности в самоуважении – потребности, которые мотивируют искать признания и уважения других людей;

- потребности в самоактуализации – потребности, которые мотивируют человека к личностному росту.

Представляет интерес и типология потребностей, автором которой является Генри Мюррей. В этой типологии потребности классифицируются по четырем основаниям:

- первичные и вторичные;

- позитивные и негативные;

- явные и латентные;

- осознанные и неосознанные.

На основе этого Г.Мюррей выводит 20 потребностей: в самоунижении, достижении, в аффиляции, агрессии, автономии, противодействии, защите, уважении, доминировании, эксгибиции, в избегании позора, в избегании ущерба, опеке, порядке, игре, отвержении, чувственных впечатлениях, сексе, поддержке, понимании.

Данные потребности существуют в трех состояниях:

- рефракторном, когда никакой стимул не способствует пробуждению потребности;

- внушаемом, когда потребность пассивна, но может быть возбуждена;

- активном, когда потребность определяет поведение индивида. В целом все потребности взаимодействуют и взаимовлияют.

Анализ природы потребностей человека необходим для познания общественной жизни. Потребность – глубинная побудительная сила человеческой деятельности. Через потребности человек привязан к внешнему миру, зависим от него. Потребности человека – важнейший фактор общественной и индивидуальной жизни. Их изучение – одно из важнейших условий развития общества, создания условий для достойной жизни человека.

 

Общая характеристика эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения явилась величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством, эпохой, которая «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуально богатых и плодотворных эпох. И все же, европейский — в первую очередь итальянский — Ренессанс XIV—XVI вв. стал Ренессансом с заглавной буквы.

Да и сам этот термин — Возрождение — возник именно тогда, в среде флорентийских поэтов, художников и знатоков, когда в Европе, в ее культурной и общественной жизни стали происходить существеннейшие изменения. Поэтому особенно значим культурный переворот, совершенный Ренессансом, разумеется, для духовной жизни Европы. Но прямо или косвенно, сразу или через несколько столетий он сказался на культуре и жизненном укладе всех народов мира, потому что именно ренессансный дух — индивидуальной свободы, смелого познания, преклонения перед античной интеллектуальной ненасытностью — позволил европейцам занять политическую, культурную и экономическую гегемонию во всем мире.

Но начиналось Возрождение очень скромно, вполне невинно и уж тем более не повсеместно. Родина Возрождения — несомненно, Флоренция. Именно во Флоренции в 1293 году, то есть как раз на заре Возрождения, была принята первая, фактически, республиканская конституция в христианской Европе, причем конституция весьмя демократическая.

Во Флоренции, а чуть позже — в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которые называли гуманистами. Но не в современном — нравственном — значении этого слова, указывающем на человеколюбие, уважение к человеческому достоинству, а в более узком - образовательном смысле. Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы. Сам термин произошел от названия того круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы: studia humanitatis. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое. Ренессансный «гуманизм — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин „гуманизм“ в этом плане является в чем-то синонимом слова „антропоцентризм“ и противостоит термину „теоцентризм“. В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и неземными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические».

Ранние флорентийские гуманисты, чаще всего политические деятели, адвокаты, правоведы, например, великий Данте, бывший дипломатом и депутатом от партии «белых гвельфов», Франческо Петрарка — не только великий лирический поэт, но и автор политических стихотворений; а также целая группа ораторов, публицистов XV в. — Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Джаноццо Манетти, Маттео Пальмиери, Донато Аччайуоли. Их литературно-публицистическое творчество лежит в русле гражданского гуманизма. Но гуманизм — не политическая доктрина, хотя политика всегда входила в сферу интересов гуманистов.

Главным направлением деятельности гуманистов была филологическая наука. Гуманисты начали отыскивать переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности, в первую очередь статуи. Тем более, что и во Флоренции — древнем городе, основанном еще в античности, и в Риме, и в Равенне, и в Неаполе сохранилось более всего греческих и римских статуй, расписных сосудов, наконец, зданий. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам, а как к произведениям искусства. То же самое можно сказать и об античных книгах.

Сами гуманисты рассказывали о себе следующим образом: Леонардо Бруни определял studia humanitatis так — «познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека». Салютати полагал, что в этом слове соединились «добродетель и учёность», причем «ученость» предполагала универсальность знаний на основе владения «словесностью», а «добродетель» включала душевную кроткость и благожелательность, означающая способность правильно себя вести. Эта добродетель, по мнению гуманистов, была неотторжима от классической образованности, и таким образом, оказывалась не врожденным качествам, а чем-то индивидуально достигнутым благодаря бдениям над классиками. В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.

Именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Поэты и художники стремятся подражать древним авторам, вообще возродить античное искусство. Гуманисты обращали пристальное внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме того, им внушала глубокое отвращение «варварская латынь», на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Хотя некоторые из гуманистов были членами старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело к этому отношения.

Возник новый идеал личности, порожденный светскими и классическими устремлениями гуманистического мировоззрения. В гуманистической литературе он получил свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической этики Ренессанса было учение о высоком назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему.

Слово «возрождение» появилось позже, чем слово «гуманизм» — в труде живописца, архитектора и историка искусств XVI в. Джорджо Вазари. При этом Вазари с изумлением говорит о возрождении искусства после тысячелетнего, как он считает, его прозябания.

Гуманисты не стремились возродить античную культуру на ее же собственном фундаменте — олимпийской религии и языческой мифологии, хотя мифологию изучали весьма старательно, особенно по «Метаморфозам» Овидия. Гуманисты никогда не противопоставляли себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией.

Почти все гуманисты и художники Ренессанса — христиане, в каких бы отношениях с официальной церковью они не оказывались. Пожалуй, лишь Лоренцо Балла и Пьстро Помпонацци — гуманисты XV в. — скептически относились к религии вообще. Почти все живописцы, скульпторы, композиторы Возрождения работали в русле церковной тематики, в церковных жанрах и формах. Более того, нередко религиозный фанатизм, обскурантизм и Невежество ополчались против гуманизма и, одновременно, против официальной церкви, которая, по мнению иных пуристов (сторонников чистоты учения), погрязла в язычестве.

Среди гуманистов были люди разных политических, религиозных, философских и естественно-научных взглядов. Объединяло их другое — приверженность образованности, хорошему литературному слогу. Гуманисты возродили правильный литературный латинский язык, на котором и писали ученые сочинения, произносили проповеди, поучения. С XV в. начинается изучение древнегреческого языка и внедрение его в школьное образование. Европейцы получили возможность читать в подлинниках Гомера, Софокла, Феокрита. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что именно гуманисты Возрождения, поборники чистоты латинского языка, любители древности, знатоки греко-римской мифологии стали одновременно создателями литературы на национальных языках. В первую очередь, это Данте Алигьери, написавший грандиозную поэму о своем воображаемом посещении загробного мира — «Божественную комедию» на тосканском диалекте. Тосканский диалект и лег в основу общеитальянского литературного языка с легкой руки Данте, Петрарки, Боккаччо. Но факт остается фактом: гуманисты возрождают классическую латынь и одновременно создают художественные произведения на живых национальных языках.

Второй парадокс Возрождения: бурная секуляризация (то есть переход из церковного в светское состояние) всей культуры — особенно образования — при том, что ярчайшие художественные творения рождаются в русле церковного искусства. Все великие мастера Возрождения — Джотто и Чимабуэ, Леонардо, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело создают фрески, проектируют и расписывают соборы, обращаются к библейским и новозаветным персонажам и сюжетам в скульптуре. Музыканты создают мессы и мотеты. Гуманисты заново переводят, комментируют Библию и занимаются теологическими изысканиями. И все же, если охватить в целом всю художественную жизнь Ренессанса, возникает, что искусство вышло из-под церковного диктата. Видимо этому впечатлению способствует то, что и в светских, и в церковных работах мастера Возрождения говорят одним и тем же художественным языком.

Взаимопроникновение церковного и светского происходит и в музыке. Конечно, Жоскен де Пре, Орландо Лассо, Палестрина пишут на латинские тексты мессы, мотеты в строгой полифонической манере. Но они же пишут многоголосные светские песни — французские шансон, немецкие Lied, итальянские мадригалы. И вот удивительно: в светских песнях применяются те же приемы полифонии, что и в мессах, а в основу месс кладутся темы светских песен.

Поэтому можно сказать, что в искусстве Возрождения происходит не только секуляризация, обмирщение искусства, сколько взаимопроникновение, смешение фольклорного, светского и церковного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: