Родителям застенчивого ребенка...




Автор статьи психолог Юлия Анатольевна Куценко

 

 

 

То, что заложено в детстве, останется с человеком на всю жизнь. Родители становятся проводниками ребёнка в жизнь, формируя его характер.

Положительные стороны застенчивости не должны успокаивать родителей. Застенчивость неизбежно приведёт к одиночеству, человек будет обречён на постоянные самоанализ и самокритику. Застенчивость обесцвечивает человеческую жизнь, препятствуя проявлению всего многообразия человеческих возможностей. У застенчивого ребёнка эмоции переживаются и проживаются внутри, таким детям свойственно недооценивать свои способности. У них формируется искаженная, неполноценная Я-концепция (система представлений о себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности).

Задача взрослых не указывать прямо на недостатки и неудачи ребёнка и не сравнивать детей между собой - каждый ребёнок индивидуален и одарён в чем-то своём.

Доброжелательное, терпимое взаимодействие и коррекционные игры – это эффективная помощь в преодолении детской застенчивости.

Отлично повышает самооценку ребёнка признание взрослым его достоинств и заслуг; хвалить просто необходимо, особенно таких детей, которые избегают неудач, боятся любого своего самостоятельного шага, не уверены и тревожны в своих действиях. Важно давать такому ребёнку посильные задания и верить в его успешность. Ориентировать на успешное окончание начатого - одна из основных задач родителей. В быту стимулировать ребёнка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, кому-нибудь что-то передать (деньги - продавцу, спросить у прохожего, как пройти до интересующего места). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно. Родителям полезно снизить количество замечаний, адресованных ребёнку. Поэтому, им можно предложить попробовать, в течение дня, записать все замечания, высказанные ребёнку. Перечитав список, скорей всего, для родителя станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку. Ласковые прикосновения близких взрослых помогут тревожному ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства. У застенчивого ребёнка любое общение вызывает страх и реакцию отторжения. Он всячески пытается избежать межличностного контакта. Разговор со взрослым может повергнуть его в ступор, простая дружеская болтовня недосягаема для него. Когда уровень гиперстеснения средний, действенно проводить доверительные беседы между родителем и ребёнком. Если застенчивость достигла своего апогея, здесь могут помочь тренинговые занятия со специалистом. Тренинг представляет собой упорядоченный режим тренировок и определённый порядок выполнения упражнений предусматривает намеренное, поэтапное раскрепощение детей. Тренинг становится самым действенным средством для раскрепощения молчаливых детей. Тренировки коммуникативных навыков целиком направлены на развитие социального общения; ребёнок оказывается в ситуации, приближённой к жизненной, и пытается научиться правильно контактировать с людьми. В любом из тренингов могут быть представлены следующие типы упражнений:

- ролевые игры - поэтапное исполнение заранее подготовленного сценария участниками тренинга, постановка спектаклей, использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;

- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребёнка (ситуация знакомства, диалога, публичного выступления и т.д.);

- пальчиковые игры или игры на расслабление ручных мышц. Они стабилизируют давление в мышцах, сближают детей в эмоциональном плане;

- психогимнастика - упражнения для уравновешивания эмоционального состояния, научение сопереживанию и состраданию;

- арт-терапия или творческие упражнения - для выхода творческой энергии, выявления и отработки страхов, формирования доверительного общения взрослого и ребёнка, для снижения напряжения, тревожности и раскрепощения.

- подвижные игры - для разрядки обстановки, переключения внимания с внутреннего мира на внешние действия, для развития коммуникативных навыков;

- релаксация - обязательный элемент тренинга в работе с напряженными детьми. Здесь можно применять рефлексию - взаимное обсуждение пережитого для психологической разгрузки, музыкальную терапию или мышечное расслабление. Можно, в качестве релаксации, использовать чаепитие. Также рекомендуются расслабляющие массажи, растирания тела.

Для умения детей управлять своим поведением, желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению проблемы; поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом обсудить их и напомнить, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребёнка выражать словами свои переживания. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и успокоит ребёнка. Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно, в повседневной работе с ним. Можно устроить импровизированный маскарад, шоу, с приготовлением масок и костюмов. Такие игры принесут много удовольствия и снимут мышечное напряжение, снизят тревожность. В играх необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания.

Родители должны быть единодушны и последовательны в процессе воспитания и взаимодействия с ребёнком. Фон общения - спокойный и доброжелательный, свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности такие оценки недопустимы. Проявлять терпение и тактичность, пошагово развивать инициативность и самостоятельность.

Родительская любовь и забота, доверительные взаимоотношения, чувство уважения к ребёнку любого возраста, спокойная, предсказуемая и стабильная окружающая среда - очень важны для предупреждения детской застенчивости.

 

Рекомендуемая литература:

1. Вемь А. Застенчивость и как с ней бороться. - СПб.: Питер, 2011. - 256 с.: ил.

2. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. - М.: Педагогика, 1991. - 208 с.: ил.

3. Мишина Е. Застенчивый ребёнок. - СПб.: Питер, 2012. - 128 с.: ил.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: