Семинар №6. Реклама как феномен культуры




СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2 СРАБ

 

Семинар №1. Игровая концепция культуры

План семинара:

1. Игра и ее признаки. Игра в системе других понятий.

2. Игровые элементы в правосудии.

3. Игровые элементы в ратном деле.

4. Игровые элементы в мудрствовании.

5. Игровые элементы в поэзии.

6. Игровые элементы в современной культуре.

7. Анализ современных игр (на занятии).

 

Основная литература:

1. Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс – Традиция, 1997. С. 21-44, 85-134, 186-202. (Или другое издание. Главы I – «Характер и значение игры как явления культуры», IV – «Игра и правосудие», V – «Игра и ратное дело», VI – «Игра и мудрствование», VII – «Игра и поэзия», XII –«Игровой элемент современной культуры»).

Дополнительная литература:

1. Селиверстов Д. Текст повествования в контексте игры // Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс – Традиция, 1997. С. 9-18.

2. Лотман Ю.М. Карточная игра // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. С. 136-163.

Семинар №2. Поведение и культура

 

План семинара:

1. Понятие поэтики бытового поведения. Специфика поведения русского дворянства в XVIII – начале XIX века.

2. Стили и жанры поведения (амплуа) русского дворянства.

3. Сюжет поведения (Радищев, декабристы).

4. Основные черты декабриста как типа.

5. Женский мир в русской культуре XVIII – начала XIX века.

6. Анализ современного бытового поведения (на занятии).

 

Основная литература:

1. Лотман Ю.М. Женский мир. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. С.46-74, 331-384.

2. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII в. // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2002. С.233-254. (Или см.: Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. Т.1. С.248-268).

 

Дополнительная литература:

1. Лотман Ю.М. Введение: Быт и культура. Женское образование в XVIII – начале XIX века. Бал. Дуэль. Век богатырей. Две женщины. Люди 1812 года // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. С.5-16, 75-102, 164-179, 232-330.

 

Семинар №3. Субкультура и контркультура (на примере молодежных субкультур).

План семинара:

1. Специфика молодежной субкультуры.

2. Предпосылки появления молодежной культуры.

3. Молодежная культура в контексте контркультуры.

4. Символика молодежных субкультур (на примере Системы).

5. Анализ молодежных субкультур (по выбору студента).

 

Основная литература:

1. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. С.9-86, 117-158, 210-219.

2. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. 1986-1989 гг. СПб.: Наука, 1993. С.50-65, 224-238.

 

Дополнительная литература:

1. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т.2. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С.236-237.

2. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. С.3-84.

3. Михайлова Л.И. Социология культуры: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. С.121-142.

 

Семинар №4. Массовая культура как современный феномен.

План семинара:

1. Теории массовой культуры:

а) теории культурного модернизма;

б) исследования Франкфуртской школы;

в) семиотический анализ;

г) феминистский анализ.

2. Формы проявления (институты) массовой культуры.

3. Принципы массовой культуры (подготовить перечень наиболее показательных из них).

 

Основная литература:

1. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. С. 20-22.

2. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С.3-75.

 

Дополнительная литература:

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (основы культурологии): Учебное пособие. М.: Издательство Федора Конюхова; Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. С.486-488.

2. Кара-Мурза С.Г. Массовая культура и ее институты. Общественные институты. Средства массовой информации // Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С.205-263.

3. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 2001. С.221-225.

4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. С.370-391.

 

 

Семинар №5. Телевидение как феномен культуры

План семинара:

1. Анализ телевидения в работе С.Г. Кара-Мурзы:

а) телевидение как «товар»;

б) телевидение и изменение сознания;

в) проблема сопротивления общества.

2. Анализ телевидения в работе П. Бурдье:

а) цензура и отбор фактов;

б) круговорот информации;

в) теледебаты и их участники.

3. Анализ телевизионной продукции (на занятии).

 

Основная литература:

1. Бурдье П. О телевидении // Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002. С. 21-88.

2. Кара-Мурза С.Г. Телевидение // Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С. 263-290.

 

Дополнительная литература:

1. Массовая культура: Учебное пособие / К.З. Акопян и др. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. С. 230-255.

2. Шматко Н.А. Блеск и нищета масс-медиа // Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002. С. 21-88.

Семинар №6. Реклама как феномен культуры

План семинара:

1. Концепция Р. Барта:

а) структура мифа, уровни его создания и расшифровки;

б) мифы из книги Р. Барта (по выбору студента).

2. Концепция Ж. Бодрийяра:

а) характерные черты рекламы, одаривание и подавление;

б) коллектив в рекламе;

в) марка, понятие потребления.

3. Анализ рекламной продукции (по выбору студентов).

4. Создание рекламной продукции (на занятии).

Основная литература:

1. Барт Р. Мир, где состязаются в кетче. Пеномоющие средства. Марсиане. Игрушки. «Глубинная» реклама. Мозг Эйнштейна. Стриптиз. Пластмасса. Миф сегодня // Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. С.59-69, 82-84, 86-88, 102-104, 125-127, 133-136, 188-191, 212-214, 233-264. (Или см.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994).

2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. С. 7-16, 177-218. (Или издание 1995 года – главы «Введение», «Реклама»).

Дополнительная литература:

1. Зенкин С. О первой книге Жана Бодрийяра // Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 1999. – С.3-6.

2. Зенкин С. Ролан Барт – теоретик и практик мифологии // Барт Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000. С.5-53.

3. Зенкин С. Жан Бодрийяр: время симулякров // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. С.5-40.

4. Косиков Г.К. Ролан Барт – семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С.3-45.

5. Марков Б.В. После оргии // Бодрийяр Ж. Америка. СПб.: Владимир Даль, 2000. С.5-64.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: