РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С РДА




I ГРУППА

С раннего возраста поражают своим внимательным, «умным» взглядом. Такой ребенок спокоен, достаточно пассивно подчиняется всем режимным требованиям. Рано начинает реагировать на лицо взрослого, отвечать улыбкой на его улыбку, но активно контакта не требует, на руки сам не просится. Такой ребенок до года никогда ничего не тащит в рот, его можно оставить одного в кроватке или в манеже на довольно длительный срок.

В самом раннем возрасте отмечается особая чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам повышенной интенсивности, особенно к звукам (гудение кофемолки, шум пылесоса, треск погремушки). Но эти впечатления не фиксируются надолго. На 2-3 году жизни наблюдаются парадоксальные реакции на сильные раздражители (отсутствие отклика на холод, боль).

С раннего вораста дети не пользуются активно игрушками, уже до года проявляют особый интерес к книгам, любят слушать классическую музыку. Рано проявляется особый интерес к свету, движениям.

Первые проблемы обнаруживаются, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться. Ранее пассивный, спокойный малыш становится неуправляемым. Ребенок не реагирует на обращение взрослых, не откликается на имя, не следит за указательным жестом, не заглядывает в лицо маме, и сам все больше отводит взгляд. Постепенно его поведение становится полевым.

 

II ГРУППА

В младенческом возрасте с детьми много проблем, связанных с уходом за ними. Они активны, требовательны в выражении своих желаний, избирательны в первых контактах с окружающим миром, в том числе и с близкими. Ребенок сам диктует матери, как с ним следует обращаться. Очень рано и очень жестко складываются первые стереотипы взаимодействия малыша с его ближайшим окружением.

Ребенок рано начинает выделять маму, но привязанность, которая формируется по отношению к ней, носит характер примитивной симбиотической связи. Создается и сохраняется на протяжении долгого времени экстремальная стабильность ограниченного выбора его возможных контактов со средой. К 2-3 годам у ребенка накапливается определенный набор привычных действий, менять которые ребенок не позволяет. Он чуток к соблюдению режима со всеми его мельчайшими подробностями.

С раннего возраста ребенок проявляет особую чувствительность к сенсорным параметрам окружающего мира. Очень часто уже до года наблюдается повышенное внимание к цвету, форме, фактуре окружающих предметов. Такая чувствительность к сенсорным ощущениям порождает у детей разнообразные формы аутостимуляции (раскачивания, прыжки, скрипение зубами, облизывание, обнюхивание предметов). Ребенок захвачен определенными сенсорными ощущениями, что его реакции фиксируются и на отрицательные впечатления. Страхи могут вызываться как раздражителями повышенной интенсивности, так и неприятными ощущениями.

Нарушить стереотип ежедневного поведения и восприятия осознается ребенком как витальная опасность. В подобных случаях обычна очень тяжелая реакция: расстройство сна, потеря навыков, регресс речи, усиление заглушающей переживания аутостимуляции, появление самоагрессии (битье себя по голове, стучание головой о стену и т. п.). Поведение ребенка в основном предсказуемо, но основные сложности начинаются, когда ребенок попадает в менее стабильные и более сложные ситуации.

III ГРУППА

На первом году жизни проявляется сенсорная ранимость. Часто наблюдается серьезный диатез, склонность каллергическим реакциям. В первые месяцы жизни ребенок может быть плаксивым, беспокойным, трудно засыпает, его нелегко успокоить. Он чувствуетл себя дискомфортно и на руках уматери.Часто отмечается повышенный мышечный тонус. Ребенок рано выделяетблизких и особенно мать, привязывается к ней. Активность в эмоциональныхпроявлениях выражается в том, что ребенок самих дозирует.

Когда эти дети получают возможность самостоятельно передвигаться, их безудержно захватывает полевое поведение. Ребенка манят отдельные впечатления, унего рано фиксируются особые влечения. Такой ребенок порывист, экзальтирован, он не видит реальных препятствий на пути к достижению желаемого. При попытке организовать такого ребенка, возникает бурная реакция протеста, негативизма, поступков назло.

Обычно наблюдается раннее речевое развитие, и речь активно используется ими для усиления аутостимуляции: они дразнят близких, произносят «нехорошие» слова, проигрывают в речи возможные агрессивные ситуации. Для такого ребенка характерно ускоренное интеллектуальное развитие, у него рано появляются «взрослые» интересы — к энциклопедиям, схемам, счетным операциям, словесному творчеству.

IV ГРУППА

Ранние этапы развития максимально приближены к норме. Однако задерживается в своем развитии моторика и речи; заметны также общее снижение тонуса, легкая тормозимость.

Такие дети рано выделяют мать и вообще круг близких им людей. Своевременно появляется боязнь чужого человека, причем выражена она бывает очень сильно. Характерна реакция испуга на неадекватное или просто непривычное выражение лица взрослого человека, на неожиданное поведение ровесника.

Дети ласковы, привязчивы в эмоциональных контактах с родными. С матерью находятся в очень тесной связи, но это уже не физический симбиоз, а эмоциональный. Ребенок сверхзависим от близкого в перенимании внешних манер, интонаций речи. Несмотря на такую сверхзависимость, ребенок отказывается от вмешательства близких в свои занятия; его трудно чему-либо научить, он предпочитает до всего доходить сам.

На 2-3 году родителей начинает беспокоить задержка развития речи, моторная неловкость, медлительность, отсутствие тенденции к подражанию. При попытках целенаправленного взаимодействия с ним ребенок очень быстро пресыщается и утомляется. Попытки родителей более активно организовать ребенка наталкиваются на упрямство, нарастание негативизма, отказ от взаимодействия. Отрицательная оценка со стороны близкого лишь тормозит его активность и может спровоцировать проявления физической самоагрессии. Страх оказаться несостоятельным, испытать неодобрение со стороны взрослых, быть непринятым другими детьми способствует развитию у него постоянной тревожности, легкой тормозимости, стремления жить в стереотипных условиях.

 

ТРУДНОСТИ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С РДА

Специалист, работающий с аутичным ребенком, должен знать об особой ранимости его близких. Семьи аутичных детей выделяются напряженностью своих переживаний. Основной причиной является осознание всей тяжести положения ребенка. Трудности установления контакта, развития взаимодействия уравновешиваются в глазах родителей успокаивающими впечатлениями. Поэтому в момент постановки диагноза семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался здоровым и одаренным, на самом деле «необучаем»; часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи нередко становится хроническим. В нашейстране это во многом связано с отсутствием какой-либо системы помощи аутичным детям. Непросто вообще найти специалиста, который взялся бы работать с таким ребенком.

Семья аутичного ребенка часто лишена и моральной поддержки знакомых, а иногда даже близких людей. Окружающие в большинстве случаев ничего не знают о проблеме детского аутизма, и родителям бывает трудно объяснить им причины разлаженного поведения ребенка, его капризов, отвести от себя упреки в его избалованности. Нередко семья сталкивается с нездоровым интересом соседей, с недоброжелательностью, агрессивной реакцией людей в транспорте, в магазине, на улице и даже в детском учреждении.

Матери детей с аутизмом не только испытывают чрезмерные ограничения личной свободы и времени из-за сверхзависимости своих детей, но и имеют очень низкую самооценку, считая что недостаточно хорошо выполняют свою материнскую роль.

Отцы избегают ежедневного стресса, сказанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувства вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Отцы обеспокоены тяжестью стресса, который испытывают их жены, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком.

В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: они тоже испытывают бытовые трудности, и родители часто вынуждены жертвовать их интересами.

Ранимость семьи с аутичным ребенком усиливается в периоды его возрастных кризисов и в те моменты, когда семья проходит определенные критические точки своего развития: поступление ребенка в дошкольное учреждение, в школу, достижение им переходного возраста. Наступление совершеннолетия, вернее обозначающего его события (получения паспорта, перевода к взрослому врачу и т.п.), порой вызывает у семьи такой же стресс, как и постановка диагноза.

Главное — дать родителям возможность понять, что происходит с их ребенком, помочь установить с ним эмоциональный контакт, почувствовать свои силы, научиться влиять на ситуацию, изменяя ее к лучшему. Семьям вообще полезно общаться между собой. Они не только хорошо понимают друг друга, но каждая из них имеет свой опыт переживания кризисов, преодоления трудностей и достижения успехов, освоения конкретных приемов решения многочисленных бытовых проблем.

 

ПРОБЛЕМЫПОВЕДЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

I ГРУППА

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ

Поведение подчиняется прежде всего «полевым влияниям» окружающего мира. Не испытывая страха, такой ребенок может залезать на шаткую лестницу, стоять на краю подоконника, карабкаться по батарее, балансировать на перилах. Случается, что такие дети далеко уходят в воду, убегают, не оглядываясь, по дорожке в глубь парка. Они ловки, грациозны в своих непроизвольных движениях, редко падают, ушибаются.

Однако из-за какой-то случайности они могут не рассчитать точно своей траектории, оступиться и т. д. Поэтому в первую очередь необходимо подумать о безопасности тех мест, которые в наибольшей степени привлекательны для такого ребенка. Обязательно должны быть плотно закрыты окна, устойчива мебель; недопустим также выход в коридор, свободно переходящий в лестницу. Кроме того, работая с ребенком первой группы, нельзя забывать о том, что он может все, что угодно, взять в рот. Нужно следить, чтобы в комнате не было опасных мелких предметов (разбросанной мозаики, кусочков пластилина, хрупких елочных игрушек, каких-то случайных осколков, острых вещей и т. п.).

СТРАХИ

В поведении детей иногда достаточно трудно распознать признаки испуга. Часто родители таких детей уверены, что они ничего не боятся. Они не допускают до себя переживания страха, реагируя уходом на любое воздействие большой интенсивности. Поэтому чаще всего мы видим такого ребенка в его спонтанном поведении со спокойным, иногда лукавым гармоничным выражением лица, со свободной, грациозной пластикой. Сенсорное поле, в связи с повышенной чувствительностью такого ребенка, заряжено для него преимущественно отрицательно, и он передвигается в окружающем пространстве, не столько стремясь получить положительные впечатления, сколько избегая отрицательных. Такой ребенок бродит по комнате, как бы отшатываясь на ходу то от одного, то от другого предмета, ни на чем долго не задерживаясь. Некоторые внешние проявления дискомфорта, могут выражаться в усилении и большей напряженности его вокализаций, в появлении двигательных стереотипии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: