Ф.И.О. логопеда - Попова Анастасия Николаевна
Город (район) - Хабаровск
ДОУ-------- дата /5. 06.10
Этап работы - автоматизация звука в слогах и словах.
Форма занятия — индивидуальное.
Тема - автоматизация звука [ш] в слогах и словах; «Прогулка Язычка». Возраст, число детей - 1 ребенок, 5 лет.
Анализирующий - Попова Анастасия Николаевна
Цель посещения------------
Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, для реализации каждой цели подобрано определенное задание. Данное занятие -пятое в системе занятий по автоматизации звука [ш], предыдущие должны быть направлены на автоматизацию звука в изолированном произнесении и в слогах (открытых, закрытых, со стечениями). Данная тема играет большую роль, так как автоматизация звука [ш] является одним из направлений работы, определенных при обследовании ребенка. Дошкольник должен быть подготовлен к данной теме, так как звук [ш] к представленному занятию уже должен быть поставлен и автоматизирован в изолированном произношении и в слогах. Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребенка. Все цели в ходе занятия должны быть реализованы (предложенные задания этому способствуют).
Структура занятия соответствует целям, тип занятия и его структура были тщательно продуманы и составлялись с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Все этапы занятия расположены в логической последовательности и взаимосвязаны. От одного этапа к другому переходы четкие, плавные. Занятие длится 22 минуты, между этапами распределение времени целесообразно (от 1 минуты до 3 минут). Форма обучения выбрана
рационально, занятие опирается на раннее подготовленный план. Возможны отступления от конспекта при каких-либо затруднениях у ребенка. Оборудование занятия разнообразно -- профиль артикуляции, алфавит, картинки, тетрадь для домашних заданий. Работа планируется от простого к сложному (начиная от изолированного произнесения звука, затем произнесения слогов и лишь после этого произнесения слов).
|
Содержание занятия соответствует требованиям Государственных программ, перспективному плану работы, речевым и возрастным особенностям ребенка. Занятие носит также и воспитательный характер -воспитание внимания и усидчивости. К восприятию новых знаний ребенка подводим постепенно, начиная с актуализации опорных знаний. Ребенок должен самостоятельно отвечать на вопросы, выполнять задания. Упражнения представлены разнообразные, степень сложности определена возможностями ребенка. В конце занятия обязательно подводится итог, выясняется степень усвоения материала.
Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произношения звука [ш], развитие фонематического слуха, речевой моторики, внимания.
Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям ребенка. Используются как словесные, так и наглядные методы.
У ребенка в ходе занятия формируются общеучебные и специальные умения и навыки. Проверка логопедом знаний ребенка ведется на следующем занятии с помощью проверки домашнего задания. Ошибочные ответы должны не игнорироваться, а исправляться. В ходе занятия происходит смена видов деятельности (слушание, проговаривание, нахождение нужной буквы). Речевой и дидактический материал соответствует возможностям ребенка. Обучающие действия оптимальны, имеются элементы творчества (занятия в виде сказки про Язычка).
|
Необходима собранность и внимательность логопеда, самообладание, ясная и выразительная речь, доброжелательное отношение к детям, соблюдение норм педагогической этики, мастерство педагогического общения, знание материала занятия.
Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения.
Анализ логопедического занятия Ф.И.О. логопеда-------
Город (район) - ДОУ - дата 24.11.2010
Этап работы - автоматизация звука в словах и фразе.
Форма занятия - индивидуальное.
Тема: - Фонетическая - автоматизация звука [р] в словах и фразе.
- Лексическая - «Осень. Овощи и фрукты (дифференциация)».
Возраст, число детей - / ребенок, 5 лет.
Анализирующий — Попова Анастасия Николаевна.
Цель посещения — анализ занятия.
Цели занятия соответствуют особенностям учебного материала, для реализации каждой цели подобрано определенное задание (например, для развития фонематического слуха предложена игра «Поймай звук», для развития внимания и навыков словоизменения - игра «Чего не стало?»). Представленное занятие - не первое и не завершающее в системе занятий по автоматизации звука [р], предыдущие были направлены на автоматизацию звука в изолированном произнесении, в слогах (открытых, закрытых, со стечениями согласных) и словах. Данная тема играет важную роль, так как автоматизация звука [р] является одним из направлений работы, определенных по итогам обследования ребёнка. Дошкольник подготовлен к восприятию данной темы, так как звук [р] к представленному занятию уже поставлен и автоматизирован в изолированном произнесении и слогах.
|
Цели занятия были определены на основе нарушений, которые отмечаются у ребёнка. Все поставленные цели (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные) были реализованы (предложенные задания этому способствуют).
Структура занятия соответствует целям, тип занятия и его структура были тщательно подобраны и составлялись с опорой на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Все этапы занятия расположены в логической последовательности и взаимосвязаны, переходы от одного этапа к другому плавные. Занятие длилось 23 минуты, между этапами распределение времени целесообразно (от 1 до 3 минут). Форма обучения выбрана рационально; заметно, что занятие опирается на ранее подготовленный план. Оборудование весьма разнообразно - картинка с изображением щенка, домика; фишки; предметные картинки овощей и фруктов, которые неоднократно использовались на разных этапах занятия. Работа велась от простого к сложному (начиная от изолированного произнесения звука, затем произнесение слогов, слов и лишь после этого произнесение фраз). Содержание занятия соответствует требованиям государственных программ, речевым и возрастным особенностям ребёнка, в его ходе прослеживается сюжет (путешествие пса Чарли), материал тщательно подобран (используется много слов по лексической теме «Овощи и фрукты» со звуком [р]). Занятие носит также и воспитательный характер -воспитание внимания и усидчивости. К тому же оно связано с жизнью ребёнка, так как представленная лексическая тема является необходимой для формирования у него умения дифференцировать овощи и фрукты, а также осень от других времен года. К восприятию новых знаний логопед подводит ребёнка постепенно, начиная с актуализации опорных знаний. Кроме того, была организована самостоятельная работа - ребёнок отвечал на вопросы, сам выполнял задания. На занятии использовались разнообразные упражнения, степень их сложности определялась возможностями дошкольника. Логопедом давались четкие инструкции, понятные ребёнку, при необходимости ему оказывалась помощь. В конце занятия был подведен итог, представленный в игровой форме.
Данное занятие имеет также коррекционную направленность формирование правильного произнесения звука [р], практических навыков
словоизменения, развитие фонематического слуха, речевой и мелкой моторики, внимания.
Методы, приемы и средства обучения соответствуют содержанию материала, поставленным целям ' занятия, возможностям ребёнка. Используются как словесные, так и наглядные методы, прием самомассажа. Материал подавался логопедом эмоционально, один и тот же наглядный материал использовался в различных упражнениях, что способствовало закреплению изображенных на картинках понятий.
Ребёнок занимался хорошо, увлеченно, с интересом, внимательно слушал логопеда и активно выполнял предлагаемые ему задания. Степень овладения практическими навыками у дошкольника - высокая. Проверка логопедом знаний ребёнка велась с помощью различных вопросов по теме, ошибочные ответы не игнорировались, а исправлялись.
Освещение кабинета соответствует необходимыми условиям, мебель соответствует росту ребёнка, лишние предметы на столе отсутствуют. Дошкольник не утомлялся, значит логопедом была верно организована работа по предупреждению переутомления. Физкультминуток не было проведено, однако этого и не требовалось, о чем свидетельствует состояние ребёнка. В ходе занятия происходила смена видов деятельности (слушание, проговаривание, называние, нахождение нужной картинки и т.п.). На занятии присутствовала атмосфера доброжелательности, взаимопонимания. Речевой и дидактический материал соответствовал возможностям ребёнка, отмечается целесообразное ослабление напряженности в конце занятия. Обучающие действия логопеда оптимальны, имеются элементы творчества (занятие имеет сюжет), недостатков выявлено не было.
Логопед на занятии был внимателен, собран, речь у него была ясная, точная, выразительная, эмоциональная; он старался больше возможностей для говорения предоставить ребенку. Нормы педагогической этики были
соблюдены, отмечается мастерство педагогического общения, доскональное знание материала занятия.
Общие выводы: занятие тщательно продумано, ожидается положительный эффект в результате его проведения. Рекомендации логопеду: продолжать занятия с ребенком по автоматизации звука [р] во фразе и связной речи.