Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. | Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся. Проверка готовности к уроку. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я, зовут меня Валерия Владимировна. - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока. У вас на столах должен лежать учебник и письменные принадлежности. Сядьте ровно, руки положите на парту. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. | Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность. |
Актуализация знаний Цель: Проверить остаточные знания детей по ранее изученным темам, выявить опорные знания по предстоящей теме. | Проверка домашнего задания. | -Ребята, у каждого из вас лежат на столах карточки с домашним заданием. На обратной стороне напишите свою фамилию.
-А теперь переворачивайте карточки. У вас 5 минут на выполнение.
-Приступайте.
![]() | Проводит проверку домашнего задания посредством выполнения письменной работы. | Осуществляют проверку знаний через выполнение письменной работы. |
Выявление опорных знаний. | -Ребята, а кто из вас скажет, в какой стране мы живём? (Мы живём в России.) - А как называется наш большой и любимый край? (Краснодарский) - А как еще называют нашу малую родину? (Кубань) -А как вы понимаете, что такое «малая Родина»? (Это город или село, где человек родился, где живут его родственники и друзья.) - А как называются предметы старины, позволяющие нам изучать историю нашей родины? (Вещественные исторические источники) | Проводит выявление опорных знаний и проверку остаточных после прошлых уроков. | Отвечают на вопросы учителя, актуализируют информацию по теме урока. | |
II.Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Проблемная ситуация. Постановка и сообщение темы и задач урока. | -Ребята, давайте представим с вами ситуацию: один древний человек увидел что-то необычное и красивое. И рассказал об этом другому человеку. А тот еще одному. А тот другому. И так пошла весть по городам и сёлам… Как вы думаете, до других городов и потомков информация дошла в таком же виде, как её и преподнесли или она была искажена? (Информация дошла до других людей искаженной) -Как вы думаете, почему это вышло? (Потому что люди, передавая информацию друг другу, могли либо опустить какие-то подробности, либо добавить их). -А как же можно сохранить информацию в одном виде на долгие годы, или даже века? (Информацию можно записать) -Абсолютно верно, ребята. Если историческая информация, которая дошла до нас в устном варианте, называется устным историческим источником, то как называется информация, дошедшая до нас в письменном виде? (Письменные исторические источники) -Ребята, так какова же тема нашего урока? (Тема нашего урока письменные исторические источники.) - Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? -Мы будем изучать значение письменных исторических источников в истории нашей Родины. -Изучим понятие «Письменные исторические источники» -Узнаем о том, как появлялась книга. | Моделирует проблемную ситуацию, подводящую учеников к формулированию темы и задач урока. Подводит детей к сообщению темы и задач урока. | Принимают участие в формулировании темы и задач урока, находят решение проблемной ситуации. Оглашают догадки о теме предстоящего урока. |
III.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. | Чтение поговорки. Вступительная беседа. Рассказ о Геродоте. Понятие «история». Чтение фрагмента учебника. Рассказ о Тмутараканском княжестве. Раскрытие понятия «сажень». Работа по карте. Изучение истории появления книги. | Сл.1 -Прочитайте поговорку на слайде. (Что написано пером, того не вырубишь топором.) - Как вы это понимаете? (Написанные слова нельзя взять назад, они уже зафиксированы.) Сл.2 - При сборе материала на окружающий мир или кубановедение вам приходилось расспрашивать своих родителей, бабушек и дедушек. Устный рассказ мог легко забыться, но вы его записывали на листах бумаги, чтобы не забыть. Так об истории страны и нашей малой родины расскажут письма, дневники, страницы газет и журналов прошлых лет, различные записки и документы, оставленные предками. Так же и нам важно сохранить их для потомков. Сл.3 -Как вы думаете, почему Геродота называют отцом истории? (Потому что он внёс большой вклад в развитие истории). -А что такое «история»? (Наука о прошлом) -25 веков назад древнегреческий ученый Геродот описал войны, которые вели греки с другими народами. Чтобы больше узнать об этом, ему пришлось много путешествовать. Можно предположить, что он побывал и в наших краях. Представляете, ведь в книге, которую он назвал «История», подробно описаны скифы, жившие на берегах Черного моря. Это Геродот назвал Черное море Меотидой. Сл.4 -Как вы думаете, как Геродот назвал народ, на его берегах? (Геродот назвал их меотами). -Письменные тексты помогают ученым узнавать о прошлом. Поэтому их называют письменными историческими источниками. -Откройте страницу 59-ую. Сл.5 -Прочитайте отрывок из письменного исторического источника самостоятельно и скажите, о чем в нем говорится? (В нем говорится об обряде погребения скифского царя.) - А кто-то из вас знает что-нибудь о Тмутараканском княжестве? (Ответы детей) Сл.6 - Ребята, о существовании Тмутараканского княжества ученые узнали из древнего письменного источника – летописи «Повесть временных лет». Много поколений учёных не могли разгадать, где же находилась Тмутаракань. В этом им помог случай: в 1792 году переселившиеся на Кубань черноморские казаки при строительстве нашли мраморную плиту с древнерусскими письменами. Данная надпись была сделана по приказу тмутаранского князя Глеба. «В лето 1068 Глеб князь мерял море по лёду от Тмутараканя до Корчева 10 тысяч и 4 тысячи сажень». Сл.7 - А кто-то из вас знает, что такое сажень и чему она равна? (Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Она равна примерно 248,5 см.) -Как вы думаете, древний город Корчев – это какой современный город? (это современный город Керчь.) Работа по карте. -Ребята, если Корчев – это Керчь, значит, Тмутаракань находилась напротив Керчи и отделялась от неё проливом, достаточно узким, чтобы он мог замёрзнуть зимой и его можно было измерить за день. Сл.8 -Этот факт точно указывал на расположение Тмутаракани. Может, кто-то из вас уже догадался, где же располагалась Тмутаракань? Сл.9 -Она находилась на территории Таманского полуострова, где и нашли камень с надписью. -А кто теперь выйдет и сам покажет нахождение Тмутараканского княжества? -А только ли на камне люди могли записывать информацию? - Итак, ребята, а теперь узнаем с вами, на чём и как в древности люди записывали информацию, как появилась письменность. Сл.10 С Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. - Надписи на камнях, костях. Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. -Так на чем же делались первые надписи? (Первые надписи делались на камнях, костях). - Что изображали на них? (Сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей.) -Записываем в таблицу. Сл.11 Сл.12 Папирус:История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папируса. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Изготовляли египтяне этот материал стебля растения – папируса. Это растение произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходило для создания бумаги, ведь было гибким и прочным. Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, поэтому была гибкой и мягкой. Оболочку выбрасывали, и использовали только серединку, которую вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон. Затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под прессом. После этого, пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большей площади, которое сматывали в рулон. Эту технологию в Египте настолько отшлифовали, что страна начала массово продавать папирус в другие страны. В частности, он был долгое время популярным в Римской Империи. Только здесь, книга имела вид свертка, на концах которого были утолщения. А хранилась в кожаном футляре.Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными палочками. У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением для чернил. -Как назывался материал для письма, который изготавливался из стебля растения, находящегося под водой? (Этот материал называется папирус) -В какой стране он был изобретен? (Папирус был изобретен в Египте) Записываем в таблицу. Сл. 13 Сл.14 - Восковые и глиняные таблички: В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. -Кто-нибудь из вас знает, почему тетрадь так называется? (Название исходит от слова «тетра» - 5, несколько раз складывали их между собой, отсюда и пошло название.) -Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках. -В чем было преимущество восковых табличек? (Восковый слой можно растопить и заново повторно использовать дощечку) - Жители какой территории использовали не восковые, а глиняные дощечки? (Глиняные дощечки использовали жители Междуречья) - Почему письмо на глиняных табличках называется клинописным? (Потому что по глине вдавливали буквы, имеющие вид клина) Записываем в таблицу. Сл.15 Сл.16 Береста: На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Писали на бересте обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила. -Почему на Руси использовали бересту? (Это был дешевый и легкий материал) -Из чего её изготавливали? (Изготавливали её из верхней части березы). Записываем в таблицу. Сл.17 Сл.18 Пергамент: Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками. Писали на пергаменте ручками из гусиного пера, и занимались этим часто монахи. Написание текста было тяжелым трудом, требовало скрупулезности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, узоры и иллюстрации. Отсюда и пошло выражение «начать с красной строки». Красно – сокращение слова прекрасно. Это значит, что первую букву выводили красными чернилами и очень красиво, украшали завитками. Через большую трудоемкость, процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. хранились книги в монастырских библиотеках. Чем же писали на них? В письме начали применять палочки из черного глинистого сланца. Этот сланец назывался «караташ» — «черный камень». Отсюда и пошло название нашего карандаша. Позднее стали использовать графит. -Так что же такое пергамент? (обработанная кожа животных) -В чем проявлялся недостаток пергамента? (Эти книги были дорогими и их было мало) -Что обозначает выражение «начать с красной строки»? (Красиво начать писать с новой строки) Записываем в таблицу. Сл.19 Сл.20 Изготовление бумаги: Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев. -Так где же изобрели первую бумагу? (Первую бумагу изготавливали в Китае) -Из чего её изготавливали? (Её изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева) Сл.21 Изобретение Иоганна Гутенберга. Все книги писались вручную. Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Сл.22 Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы. -Так кто же изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гутенберг) -Какую книгу напечатали первой? (Первой напечатали Библию) Сл.23 Книгопечатание на Руси:А теперь перенесемся в Россию 14 века. Кто же здесь начал книгопечатание? Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов. Иван Федоров - первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Сл.24 Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол». Так же, Иван Федоров напечатал первый русский букварь. Он составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников. В Москве установлен памятник Ивану Федорову. Сл.25 -Кто же такие первопечатники? (Люди, которые впервые напечатали книгу) - Кто на Руси первые книгопечатники? (Иван Федоров и Мстиславец) -Какую книгу Иван Федоров и Мстиславец выпустили первой на Руси? («Апостол») Сл.26 Современное книгопечатание: Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна. -А сейчас по цепочке прочитайте интересные факты о книгах: -Когда читаешь о зевоте, сам начинаешь зевать.(сл.27) -В прошлом книги ставились на полку «наоборот»: корешком к стене и передним обрезом наружу.(сл.28) -Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки. (сл.29) -Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.(сл.30) -В честь 400-летия города в Рио-де-Жанейро выпустили книгу из… нержавеющей стали. 200 листов этой книги поворачиваются вокруг стальной оси. А весит она 3 тонны. (сл.31) -При чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и перекрещиваться. (сл.32) -При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном. (сл.33) -В среднем, покупатель книжного магазина проводит восемь секунд, глядя на переднюю обложку и 15 секунд, просматривая заднюю. (сл.34) -Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. (сл.35) -Большинство читателей теряют интерес к книге на 18 странице. (сл.36) -Библиоклептоманом называют человека, крадущего книги. Один из самых известных библиоклептоманов похитил более 23 тысяч редких книг из 268 библиотек. Чтобы составить свою коллекцию, оценивающуюся примерно в 20 миллионов долларов, он применял самые разнообразные методы: иногда он пробирался в библиотеку через вентиляционную систему и даже шахту лифта. (сл.37) -Самая большая книга на свете находится в одном из голландских музеев Амстердама. Эта книга называется «Сборник морских правил». Высота книги больше роста среднего взрослого человека, ширина — 1 метр, толщина — около полуметра. (сл.38) | Организует чтение поговорки. Проводит вступительную беседу о письменных исторических источниках. Ведет рассказ о Геродоте. Проводит работу по знакомству с новым понятием. Организует работу по чтению фрагмента. Ведет рассказ о Тмутараканском княжестве. Знакомит детей с понятием «сажень». Организует работу с картой. Рассказывает детям об истории появления книг и письменных источников информации. | Читают поговорку и объясняют смысл. Слушают учителя. Слушают и воспринимают информацию. Знакомство с новым понятием. Читают фрагмент и анализируют его. Слушают и осмысливают получаемую информацию. Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении темы. Работают с картой. Слушают рассказ. |
Физкультминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся. | Показ движений. | -Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем. Выйдите из-за парт. Повторяйте за мной. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. -Присаживайтесь, ребята.Продолжим работу. | Показывает движение, предотвращает утомляемость. | Повторяют движения за учителем. |
V.Рефлексивно-оценочный. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.. | Обобщающая беседа. Рефлексия. Домашнее задание. | -Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? -Что такое письменные исторические источники? -Каким современным городом является Тмутаракань? -Если сегодня на уроке у вас всё получилось и вам всё было понятно – поставьте руку на локоток. Если вам что-то осталось непонятным, то сложите руки на парте как ученики. -Запишите домашнее задание: учебник – стр.58-60, тетрадь – стр.22 полностью. | Задает вопросы по пройденному материалу. Подводит итоги урока. | Отвечают на вопросы. Показывают уровень усвоения нового материала. |
Учитель____________________
Методист________________