ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.




Этапы урока Виды работы Содержание взаимодействия с учащимися Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок кубановедения проведу у вас я, зовут меня Валерия Владимировна. - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока. У вас на столах должен лежать учебник и письменные принадлежности. Сядьте ровно, руки положите на парту. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать.   Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание. Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.
Актуализация знаний Цель: Проверить остаточные знания детей по ранее изученным темам, выявить опорные знания по предстоящей теме. Проверка домашнего задания. -Ребята, у каждого из вас лежат на столах карточки с домашним заданием. На обратной стороне напишите свою фамилию. -А теперь переворачивайте карточки. У вас 5 минут на выполнение. -Приступайте. Проводит проверку домашнего задания посредством выполнения письменной работы. Осуществляют проверку знаний через выполнение письменной работы.
Выявление опорных знаний. -Ребята, а кто из вас скажет, в какой стране мы живём? (Мы живём в России.) - А как называется наш большой и любимый край? (Краснодарский) - А как еще называют нашу малую родину? (Кубань) -А как вы понимаете, что такое «малая Родина»? (Это город или село, где человек родился, где живут его родственники и друзья.) - А как называются предметы старины, позволяющие нам изучать историю нашей родины? (Вещественные исторические источники) Проводит выявление опорных знаний и проверку остаточных после прошлых уроков. Отвечают на вопросы учителя, актуализируют информацию по теме урока.
II.Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. Актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). Проблемная ситуация.   Постановка и сообщение темы и задач урока. -Ребята, давайте представим с вами ситуацию: один древний человек увидел что-то необычное и красивое. И рассказал об этом другому человеку. А тот еще одному. А тот другому. И так пошла весть по городам и сёлам… Как вы думаете, до других городов и потомков информация дошла в таком же виде, как её и преподнесли или она была искажена? (Информация дошла до других людей искаженной) -Как вы думаете, почему это вышло? (Потому что люди, передавая информацию друг другу, могли либо опустить какие-то подробности, либо добавить их). -А как же можно сохранить информацию в одном виде на долгие годы, или даже века? (Информацию можно записать) -Абсолютно верно, ребята. Если историческая информация, которая дошла до нас в устном варианте, называется устным историческим источником, то как называется информация, дошедшая до нас в письменном виде? (Письменные исторические источники) -Ребята, так какова же тема нашего урока? (Тема нашего урока письменные исторические источники.) - Как вы думаете, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? -Мы будем изучать значение письменных исторических источников в истории нашей Родины. -Изучим понятие «Письменные исторические источники» -Узнаем о том, как появлялась книга. Моделирует проблемную ситуацию, подводящую учеников к формулированию темы и задач урока.     Подводит детей к сообщению темы и задач урока. Принимают участие в формулировании темы и задач урока, находят решение проблемной ситуации.     Оглашают догадки о теме предстоящего урока.
III.Усвоение новых знаний и способов действий. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу. Чтение поговорки.   Вступительная беседа.   Рассказ о Геродоте.     Понятие «история».     Чтение фрагмента учебника.   Рассказ о Тмутараканском княжестве.     Раскрытие понятия «сажень».     Работа по карте.     Изучение истории появления книги.     Сл.1 -Прочитайте поговорку на слайде. (Что написано пером, того не вырубишь топором.) - Как вы это понимаете? (Написанные слова нельзя взять назад, они уже зафиксированы.) Сл.2 - При сборе материала на окружающий мир или кубановедение вам приходилось расспрашивать своих родителей, бабушек и дедушек. Устный рассказ мог легко забыться, но вы его записывали на листах бумаги, чтобы не забыть. Так об истории страны и нашей малой родины расскажут письма, дневники, страницы газет и журналов прошлых лет, различные записки и документы, оставленные предками. Так же и нам важно сохранить их для потомков. Сл.3 -Как вы думаете, почему Геродота называют отцом истории? (Потому что он внёс большой вклад в развитие истории). -А что такое «история»? (Наука о прошлом) -25 веков назад древнегреческий ученый Геродот описал войны, которые вели греки с другими народами. Чтобы больше узнать об этом, ему пришлось много путешествовать. Можно предположить, что он побывал и в наших краях. Представляете, ведь в книге, которую он назвал «История», подробно описаны скифы, жившие на берегах Черного моря. Это Геродот назвал Черное море Меотидой. Сл.4 -Как вы думаете, как Геродот назвал народ, на его берегах? (Геродот назвал их меотами). -Письменные тексты помогают ученым узнавать о прошлом. Поэтому их называют письменными историческими источниками. -Откройте страницу 59-ую. Сл.5 -Прочитайте отрывок из письменного исторического источника самостоятельно и скажите, о чем в нем говорится? (В нем говорится об обряде погребения скифского царя.) - А кто-то из вас знает что-нибудь о Тмутараканском княжестве? (Ответы детей) Сл.6 - Ребята, о существовании Тмутараканского княжества ученые узнали из древнего письменного источника – летописи «Повесть временных лет». Много поколений учёных не могли разгадать, где же находилась Тмутаракань. В этом им помог случай: в 1792 году переселившиеся на Кубань черноморские казаки при строительстве нашли мраморную плиту с древнерусскими письменами. Данная надпись была сделана по приказу тмутаранского князя Глеба. «В лето 1068 Глеб князь мерял море по лёду от Тмутараканя до Корчева 10 тысяч и 4 тысячи сажень». Сл.7 - А кто-то из вас знает, что такое сажень и чему она равна? (Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Она равна примерно 248,5 см.) -Как вы думаете, древний город Корчев – это какой современный город? (это современный город Керчь.) Работа по карте. -Ребята, если Корчев – это Керчь, значит, Тмутаракань находилась напротив Керчи и отделялась от неё проливом, достаточно узким, чтобы он мог замёрзнуть зимой и его можно было измерить за день. Сл.8 -Этот факт точно указывал на расположение Тмутаракани. Может, кто-то из вас уже догадался, где же располагалась Тмутаракань? Сл.9 -Она находилась на территории Таманского полуострова, где и нашли камень с надписью. -А кто теперь выйдет и сам покажет нахождение Тмутараканского княжества? -А только ли на камне люди могли записывать информацию? - Итак, ребята, а теперь узнаем с вами, на чём и как в древности люди записывали информацию, как появилась письменность. Сл.10 С Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Надписи на камнях, костях и шелка Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. - Надписи на камнях, костях. Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. -Так на чем же делались первые надписи? (Первые надписи делались на камнях, костях). - Что изображали на них? (Сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей.) -Записываем в таблицу. Сл.11 Сл.12 Папирус:История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папируса. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Изготовляли египтяне этот материал стебля растения – папируса. Это растение произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходило для создания бумаги, ведь было гибким и прочным. Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, поэтому была гибкой и мягкой. Оболочку выбрасывали, и использовали только серединку, которую вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон. Затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под прессом. После этого, пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большей площади, которое сматывали в рулон. Эту технологию в Египте настолько отшлифовали, что страна начала массово продавать папирус в другие страны. В частности, он был долгое время популярным в Римской Империи. Только здесь, книга имела вид свертка, на концах которого были утолщения. А хранилась в кожаном футляре.Писали и рисовали на папирусе кисточками или специальными палочками. У писца был мешочек с растворимыми красками, дощечка с углублением для чернил. -Как назывался материал для письма, который изготавливался из стебля растения, находящегося под водой? (Этот материал называется папирус) -В какой стране он был изобретен? (Папирус был изобретен в Египте) Записываем в таблицу. Сл. 13 Сл.14 - Восковые и глиняные таблички: В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова. А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. -Кто-нибудь из вас знает, почему тетрадь так называется? (Название исходит от слова «тетра» - 5, несколько раз складывали их между собой, отсюда и пошло название.) -Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках. -В чем было преимущество восковых табличек? (Восковый слой можно растопить и заново повторно использовать дощечку) - Жители какой территории использовали не восковые, а глиняные дощечки? (Глиняные дощечки использовали жители Междуречья) - Почему письмо на глиняных табличках называется клинописным? (Потому что по глине вдавливали буквы, имеющие вид клина) Записываем в таблицу. Сл.15 Сл.16 Береста: На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Писали на бересте обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила. -Почему на Руси использовали бересту? (Это был дешевый и легкий материал) -Из чего её изготавливали? (Изготавливали её из верхней части березы). Записываем в таблицу. Сл.17 Сл.18 Пергамент: Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками. Писали на пергаменте ручками из гусиного пера, и занимались этим часто монахи. Написание текста было тяжелым трудом, требовало скрупулезности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, узоры и иллюстрации. Отсюда и пошло выражение «начать с красной строки». Красно – сокращение слова прекрасно. Это значит, что первую букву выводили красными чернилами и очень красиво, украшали завитками. Через большую трудоемкость, процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. хранились книги в монастырских библиотеках. Чем же писали на них? В письме начали применять палочки из черного глинистого сланца. Этот сланец назывался «караташ» — «черный камень». Отсюда и пошло название нашего карандаша. Позднее стали использовать графит. -Так что же такое пергамент? (обработанная кожа животных) -В чем проявлялся недостаток пергамента? (Эти книги были дорогими и их было мало) -Что обозначает выражение «начать с красной строки»? (Красиво начать писать с новой строки) Записываем в таблицу. Сл.19 Сл.20 Изготовление бумаги: Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев. -Так где же изобрели первую бумагу? (Первую бумагу изготавливали в Китае) -Из чего её изготавливали? (Её изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева) Сл.21 Изобретение Иоганна Гутенберга. Все книги писались вручную. Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Сл.22 Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы. -Так кто же изобрёл первый печатный станок? (Иоганн Гутенберг) -Какую книгу напечатали первой? (Первой напечатали Библию) Сл.23 Книгопечатание на Руси:А теперь перенесемся в Россию 14 века. Кто же здесь начал книгопечатание? Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был он хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Часто бывая на Пушечном дворе, научился литейному делу. Заходил Иван и к немцам, жившим в Москве. От них узнал о печатных станках, буквах-литерах, с помощью которых немцы печатают книги. И загорелся Иван желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине он принялся делать свои первые буквы. И добился успехов. Иван Федоров - первый русский печатник. Иван IV (Грозный) в 1553 году приказал строить в Москве особый дом для типографии, но она была открыта только в 1563 году, когда в ней начали работать Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Сл.24 Через год в 1564 году они выпустили первую книгу «Апостол». Так же, Иван Федоров напечатал первый русский букварь. Он составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. А мастера Федоров и Мстиславец по праву носят имена первопечатников. В Москве установлен памятник Ивану Федорову. Сл.25 -Кто же такие первопечатники? (Люди, которые впервые напечатали книгу) - Кто на Руси первые книгопечатники? (Иван Федоров и Мстиславец) -Какую книгу Иван Федоров и Мстиславец выпустили первой на Руси? («Апостол») Сл.26 Современное книгопечатание: Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна.   -А сейчас по цепочке прочитайте интересные факты о книгах: -Когда читаешь о зевоте, сам начинаешь зевать.(сл.27) -В прошлом книги ставились на полку «наоборот»: корешком к стене и передним обрезом наружу.(сл.28) -Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки. (сл.29) -Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.(сл.30) -В честь 400-летия города в Рио-де-Жанейро выпустили книгу из… нержавеющей стали. 200 листов этой книги поворачиваются вокруг стальной оси. А весит она 3 тонны. (сл.31) -При чтении почти 50% времени глаза человека смотрят на разные буквы. При этом линии взгляда могут как расходиться в разные стороны, так и перекрещиваться. (сл.32) -При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном. (сл.33) -В среднем, покупатель книжного магазина проводит восемь секунд, глядя на переднюю обложку и 15 секунд, просматривая заднюю. (сл.34) -Двенадцать самых маленьких книг мира умещаются в одной столовой ложке. (сл.35) -Большинство читателей теряют интерес к книге на 18 странице. (сл.36) -Библиоклептоманом называют человека, крадущего книги. Один из самых известных библиоклептоманов похитил более 23 тысяч редких книг из 268 библиотек. Чтобы составить свою коллекцию, оценивающуюся примерно в 20 миллионов долларов, он применял самые разнообразные методы: иногда он пробирался в библиотеку через вентиляционную систему и даже шахту лифта. (сл.37) -Самая большая книга на свете находится в одном из голландских музеев Амстердама. Эта книга называется «Сборник морских правил». Высота книги больше роста среднего взрослого человека, ширина — 1 метр, толщина — около полуметра. (сл.38) Организует чтение поговорки.   Проводит вступительную беседу о письменных исторических источниках.     Ведет рассказ о Геродоте.     Проводит работу по знакомству с новым понятием.     Организует работу по чтению фрагмента.   Ведет рассказ о Тмутараканском княжестве.     Знакомит детей с понятием «сажень».   Организует работу с картой.   Рассказывает детям об истории появления книг и письменных источников информации. Читают поговорку и объясняют смысл.   Слушают учителя.     Слушают и воспринимают информацию.   Знакомство с новым понятием.   Читают фрагмент и анализируют его.   Слушают и осмысливают получаемую информацию.   Воспринимают информацию, участвуют в обсуждении темы.   Работают с картой.     Слушают рассказ.
Физкультминутка Цель: предупреждение утомления и активизация для дальнейшей работы учащихся. Показ движений. -Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем. Выйдите из-за парт. Повторяйте за мной. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова! Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. -Присаживайтесь, ребята.Продолжим работу. Показывает движение, предотвращает утомляемость. Повторяют движения за учителем.
V.Рефлексивно-оценочный. Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.. Обобщающая беседа.     Рефлексия.     Домашнее задание. -Итак, о чем мы говорили сегодня на уроке? -Что такое письменные исторические источники? -Каким современным городом является Тмутаракань?   -Если сегодня на уроке у вас всё получилось и вам всё было понятно – поставьте руку на локоток. Если вам что-то осталось непонятным, то сложите руки на парте как ученики.   -Запишите домашнее задание: учебник – стр.58-60, тетрадь – стр.22 полностью. Задает вопросы по пройденному материалу. Подводит итоги урока. Отвечают на вопросы. Показывают уровень усвоения нового материала.

Учитель____________________

Методист________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: