Работа обучающихся с различными источниками информации по вопросам истории позволяет расширить кругозор, дополнить свою систему знаний новыми, интересными фактами. Подобная информация оказывает влияние на формирование гражданской позиции, повышает культуру мышления в рамках общемировых исторических процессов. Все вместе это способствует личностному развитию обучающегося, повышает общую культуру, что необходимо для современного специалиста в любой области производственной деятельности.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации.
При этом конспект - это не полное переписывание чужого текста. Обычно при написании конспекта сначала прочитывается текст-источник, в нём выделяются основные положения, подбираются примеры, идёт перекомпоновка материала, а уже затем оформляется текст конспекта.
Конспект может быть полным, когда работа идёт со всем текстом источника или неполным, когда интерес представляет какой-либо один или несколько вопросов, затронутых в источнике.
Типы конспектов:
1. Плановый: его легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана-конспекта. Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект – один из наиболее ценных и помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание текста закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над текстом, обобщая содержание ее в формулировках плана.
|
Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы. В процессе разработки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изложения оригинала.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора. Прекрасный источник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выбирать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его. Существенный недостаток текстуального конспекта в том, что он не активизирует резко внимание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения разных точек зрения).
|
3. Свободный: сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Он в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая читателя к авторским формулировкам. Здесь читатель на деле демонстрирует свое умение активно использовать все типы записей: планы, тезисы, выписки. Забота тут одна – понять, осмыслить, записать четко, логично. Над свободным конспектом приходится много работать – его не так-то легко составить.
4. Тематический: дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он и получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Создавая тематический конспект, порой приходится привлекать личный опыт, наблюдения, рыться в памяти, вспоминая событие, факт, мысль, теорию, наконец, книгу, в которой вы встретили когда-то то или иное нужное вам в этот момент положение. Так вы постепенно приучаете себя мобилизовать свои знания. Можно использовать так называемый обзорный тематический конспект. В этом случае составляется тематический обзор на определенную тему, с использованием одного или чаще нескольких источников. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как говорит само название, вся запись подчинена хронологической последовательности событий.
|
5. Конспект-схема: составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок». В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху - вниз» - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.
Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы;
2. Выделите среди них основные, обще понятия;
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия;
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности;
5. Дайте название выделенным группам;
6. Заполните схему данными.
6. Опорный конспект: в опорном конспекте содержание информации «кодируется» с помощью сочетания графических символов, знаков, рисунков, ключевых слов, цифр и т. п. Такая запись позволяет быстро и без труда его запомнить, мгновенно восстановить в памяти в нужный момент.
Этапы составления и критерии конспекта:
1) прочитайте текст;
2) определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности и т.д.;
3) выделите взаимосвязи;
4) основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы;
5) прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
6) читая текст в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы;
7) если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;
8) наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;
9) в конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания);
10) чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания;
11) используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает...», «раскрывает...»).
Требования к оформлению текста конспекта:
1. Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные;
2. Составить план - основу конспекта;
3. Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста;
4. Применяйте определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений (рамки, различные шрифты, различные цвета);
5. Записи полезно делить, для этого используются: подзаголовки, абзацные отступы, пробельные строки.