Тема 2. Коммеморация как инструмент сохранения исторической памяти (4 часа).




ПРОГРАММА

Повышения квалификации

«Год памяти и славы-2020: актуализация опыта коммеморативных практик в деятельности учреждений образования

И молодежной политики» (32 часа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 327 от 8 июля 2019 г. 2020 год объявлен Годом памяти и славы, который проводится с целью сохранения исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Основными задачами проведения Года памяти и славы в Российской Федерации являются:

· развитие организационной системы и формирование ресурсной базы для обеспечения патриотического воспитания на основе ключевых событий истории страны и выдающихся личных примеров ее граждан;

· распространение лучших практик патриотического воспитания, направленных на противодействие фальсификации истории и признание ведущей роли советского народа в Великой Победе;

· содействие укреплению и развитию общенационального сознания, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа;

· расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан.

Долгосрочным результатом проведения в Российской Федерации Года памяти и славы должно стать основанное на исторических знаниях и подкрепленное неоспоримыми историческими фактами закрепление в сознании граждан образа российского (советского – в годы войны) народа-победителя и спасителя мира от нацизма[1].

Цель программы: актуализация ключевых направлений, методов и коммеморативных практик гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование и развитие исторического сознания детей и молодежи.

Задачи программы:

· освоение современных технологий гражданско - патриотического воспитания;

· обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с героическими и трагическими страницами отечественной истории (на примере Великой Отечественной войны);

· выбор наиболее эффективных коммеморативных практик, направленных на сохранение исторической памяти о значимых событиях отечественной истории;

· определение путей включения обучающихся в проекты общественных организаций, актуальные с позиции гражданско-патриотического воспитания.

Программа адресована учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев и поисковых отрядов, центров патриотического воспитания, военно-патриотических клубов.

 

 

Учебно-тематический план (32 часа)

№ п/п Тема Кол-во часов
Теория Практика
1. Гражданско-патриотическое воспитание как ключевое направление в системе воспитательной работы в учреждениях образования и молодежной политики    
2. Коммеморация как инструмент сохранения исторической памяти    
3. Год памяти и славы-2020 как средство актуализации проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне    
4. Познавательная деятельность обучающихся как средство развития гражданско-патриотических качеств личности (на примере изучения истории Урала в годы испытаний)    
5. Роль педагогического коллектива в воспитании граждан и патриотов своей страны    
6. Роль учреждений культуры, архивов и общественных организаций в развитии гражданско-патриотических качеств детей и молодежи.    
7. Воспитательный потенциал современных медиаресурсов    
8. Итоговое занятие. Защита проектных работ. -  
  ИТОГО    

 

Содержание

Тема 1. Гражданско-патриотическое воспитание как ключевое направление в системе воспитательной работы в учреждениях образования и молодежной политики (4 часа).

Теория (2 часа). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. как целевой ориентир в деятельности учреждений образования и молодежной политики, военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания. Базовые национальные ценности в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Практикум (2 часа). Анализ актуальных документов федерального и регионального уровней в сфере гражданско-патриотического воспитания (2 часа). Выбор темы и формы коммеморативного педагогического проекта (план, сценарий, методическая разработка, статья, сайт и т.д.).

 

Тема 2. Коммеморация как инструмент сохранения исторической памяти (4 часа).

Теория (2 часа). Понятия «историческая память», «политика памяти», «политика национальной памяти». Особенности исторической памяти. Источники формирования исторической памяти: устная традиция, нарративные источники, коммеморация, монументальная и живописная традиция, аудиовизуальные источники разных типов, Интернет, социальные сети. «Твердая» и «мягкая» формы исторической памяти. Коммеморация как инструмент сохранения в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого, как совокупность их «вспоминания» и (пере)осмысления. Роль коммеморативных практик в сохранении памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны.

Практикум (2 часа). Алгоритм разработки педагогического проекта. Организация коммеморативных мероприятий в учреждении образования и молодежной политики: опыт прошлого и современное прочтение. Обсуждение сценариев празднования Дня Победы.

Тема 3. Год памяти и славы-2020 как средство актуализации проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне (4 часа).

Теория (2 часа). История Второй мировой и Великой Отечественной войны: дискуссионные вопросы. Герои и антигерои военного времени. Противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны как одна из основных задач организаций, занимающихся воспитанием детей и молодежи.

Практикум (2 часа). Место мероприятий патриотической направленности в программе воспитания в образовательном учреждении: определение их целей и задач. Анализ деятельности образовательного учреждения в канун празднования 75-летия Победы. Планы и программы деятельности учреждений образования и молодежной политики на завершающем этапе Года памяти и славы. Проектирование основных направлений деятельности учреждений на последующие 5 лет (к 80-летию Победы).

 

Тема 4. Познавательная деятельность обучающихся как средство развития гражданско-патриотических качеств личности (на примере изучения истории Урала в годы испытаний) (8 часов).

Теория (2 часа). Системно-деятельностный подход в сфере гражданско-патриотического воспитания. Виды и формы деятельности обучающихся, направленные на изучение истории Урала (Среднего Урала – Свердловской области) в годы испытаний (Северная война 1700-1721 гг., Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная война, локальные войны 1950-1980-х гг.).

Практикум (2 часа). Отработка алгоритма разработки проектов коммеморативной направленности в различных областях деятельности обучающихся (исследовательский, творческий, прикладной и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: