ПРОГРАММА
Повышения квалификации
«Год памяти и славы-2020: актуализация опыта коммеморативных практик в деятельности учреждений образования
И молодежной политики» (32 часа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина № 327 от 8 июля 2019 г. 2020 год объявлен Годом памяти и славы, который проводится с целью сохранения исторической памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Основными задачами проведения Года памяти и славы в Российской Федерации являются:
· развитие организационной системы и формирование ресурсной базы для обеспечения патриотического воспитания на основе ключевых событий истории страны и выдающихся личных примеров ее граждан;
· распространение лучших практик патриотического воспитания, направленных на противодействие фальсификации истории и признание ведущей роли советского народа в Великой Победе;
· содействие укреплению и развитию общенационального сознания, а также воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны и ее народа;
· расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан.
Долгосрочным результатом проведения в Российской Федерации Года памяти и славы должно стать основанное на исторических знаниях и подкрепленное неоспоримыми историческими фактами закрепление в сознании граждан образа российского (советского – в годы войны) народа-победителя и спасителя мира от нацизма[1].
Цель программы: актуализация ключевых направлений, методов и коммеморативных практик гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование и развитие исторического сознания детей и молодежи.
Задачи программы:
· освоение современных технологий гражданско - патриотического воспитания;
· обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с героическими и трагическими страницами отечественной истории (на примере Великой Отечественной войны);
· выбор наиболее эффективных коммеморативных практик, направленных на сохранение исторической памяти о значимых событиях отечественной истории;
· определение путей включения обучающихся в проекты общественных организаций, актуальные с позиции гражданско-патриотического воспитания.
Программа адресована учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования, руководителям школьных музеев и поисковых отрядов, центров патриотического воспитания, военно-патриотических клубов.
Учебно-тематический план (32 часа)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Гражданско-патриотическое воспитание как ключевое направление в системе воспитательной работы в учреждениях образования и молодежной политики | ||
2. | Коммеморация как инструмент сохранения исторической памяти | ||
3. | Год памяти и славы-2020 как средство актуализации проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне | ||
4. | Познавательная деятельность обучающихся как средство развития гражданско-патриотических качеств личности (на примере изучения истории Урала в годы испытаний) | ||
5. | Роль педагогического коллектива в воспитании граждан и патриотов своей страны | ||
6. | Роль учреждений культуры, архивов и общественных организаций в развитии гражданско-патриотических качеств детей и молодежи. | ||
7. | Воспитательный потенциал современных медиаресурсов | ||
8. | Итоговое занятие. Защита проектных работ. | - | |
ИТОГО |
Содержание
Тема 1. Гражданско-патриотическое воспитание как ключевое направление в системе воспитательной работы в учреждениях образования и молодежной политики (4 часа).
Теория (2 часа). Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. как целевой ориентир в деятельности учреждений образования и молодежной политики, военно-патриотических клубов, центров патриотического воспитания. Базовые национальные ценности в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Практикум (2 часа). Анализ актуальных документов федерального и регионального уровней в сфере гражданско-патриотического воспитания (2 часа). Выбор темы и формы коммеморативного педагогического проекта (план, сценарий, методическая разработка, статья, сайт и т.д.).
Тема 2. Коммеморация как инструмент сохранения исторической памяти (4 часа).
Теория (2 часа). Понятия «историческая память», «политика памяти», «политика национальной памяти». Особенности исторической памяти. Источники формирования исторической памяти: устная традиция, нарративные источники, коммеморация, монументальная и живописная традиция, аудиовизуальные источники разных типов, Интернет, социальные сети. «Твердая» и «мягкая» формы исторической памяти. Коммеморация как инструмент сохранения в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого, как совокупность их «вспоминания» и (пере)осмысления. Роль коммеморативных практик в сохранении памяти о событиях и участниках Великой Отечественной войны.
Практикум (2 часа). Алгоритм разработки педагогического проекта. Организация коммеморативных мероприятий в учреждении образования и молодежной политики: опыт прошлого и современное прочтение. Обсуждение сценариев празднования Дня Победы.
Тема 3. Год памяти и славы-2020 как средство актуализации проблемы сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне (4 часа).
Теория (2 часа). История Второй мировой и Великой Отечественной войны: дискуссионные вопросы. Герои и антигерои военного времени. Противостояние попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны как одна из основных задач организаций, занимающихся воспитанием детей и молодежи.
Практикум (2 часа). Место мероприятий патриотической направленности в программе воспитания в образовательном учреждении: определение их целей и задач. Анализ деятельности образовательного учреждения в канун празднования 75-летия Победы. Планы и программы деятельности учреждений образования и молодежной политики на завершающем этапе Года памяти и славы. Проектирование основных направлений деятельности учреждений на последующие 5 лет (к 80-летию Победы).
Тема 4. Познавательная деятельность обучающихся как средство развития гражданско-патриотических качеств личности (на примере изучения истории Урала в годы испытаний) (8 часов).
Теория (2 часа). Системно-деятельностный подход в сфере гражданско-патриотического воспитания. Виды и формы деятельности обучающихся, направленные на изучение истории Урала (Среднего Урала – Свердловской области) в годы испытаний (Северная война 1700-1721 гг., Отечественная война 1812 года, Первая мировая война, Великая Отечественная война, локальные войны 1950-1980-х гг.).
Практикум (2 часа). Отработка алгоритма разработки проектов коммеморативной направленности в различных областях деятельности обучающихся (исследовательский, творческий, прикладной и др.).