Факторы внешней и внутренней среды предприятия




Содержание и характер деятельности фирмы определяются группой следующих факторов:

• наличие и объем спроса на продукцию;

• наличие собственных ресурсов (материальных, финансовых, пр.);

• уровень рентабельности (отношение цены товара к его себестоимости);

• наличие конкурентов и их намерения;

• степень оснащенности квалифицированными кадрами;

• наличие возможностей для расширения производства и др.

Все факторы можно подразделить на факторы внутренней и внешней среды.

Функциональные сферы фирмы в совокупности составляют внутреннюю среду фирмы.

Внутренняя среда формируется под воздействием множества факторов.

По степени влияния на функционирование фирмы эти факторы можно разделить на четыре группы.

1. Факторы ресурсного обеспечения производства. К ним относятся производственные факторы (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сырье и материалы, топливо и электроэнергия, рабочая сила и др.).

2. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития (НТП, организация труда и производства, повышение квалификации, инновации).

3. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности фирмы (маркетинг, реклама и т.д.).

4. Факторы, определяющие институциональную структуру фирмы (отношения собственности, распределение полномочий и ответственности между участниками, порядок распределения чистой прибыли и т.д.).

К внешней среде относятся все условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности данной фирмы, но оказывающие непосредственное влияние на ее внутреннюю среду.

Факторы внешней среды подразделяются на две группы: прямого и косвенного воздействия.

Прямое воздействие внешней среды на экономику фирмы оказывают: государство, поставщики, потребители, конкуренты.

Косвенное воздействие внешней среды на экономику фирмы оказывают: состояние экономики, социальные факторы, политические факторы, достижения НТП, международное экономическое влияние.

К факторам внешней среды прямого воздействия относятся те, которые непосредственно и быстро влияют на операционную деятельность предприятий. Рассмотрим важнейшие факторы, составляющие внешнюю среду предприятия, т.е. факторы внешней среды:

1) поставщики. Как было показано выше предприятие — это механизм преобразования ресурсов, поставляемых различными поставщиками:

- трудовых ресурсов (служба занятости, государственные и коммерческие структуры и др.);

- сырья и материалов (предприятия материально-технического обеспечения);

- капитала (банки, инвестиционные компании, брокерские предприятия, инвесторы и пр.).

Все предприятия одного региона могут иметь одного поставщика (например, поставщика электроэнергии), от которого зависят все предприятия, так и целую сеть поставщиков одного и того же ресурса не только из своего региона, но и из других регионов, и даже из других стран. В последнем случае у предприятия имеется возможность выбора поставщика с точки зрения цен, качества и количества поставляемого ресурса, что в конечном счете влияет на операционную деятельность и успех предприятия;

2) потребители. Успешное функционирование предприятия в рыночных условиях зависит от его умения находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросы. Именно потребители продукции предприятия диктуют ему свои условия относительно результатов его деятельности. Принято выделять следующие группы потребителей:

- непосредственные потребители (отдельные лица, домашние хозяйства, приобретающие товары и услуги для личного пользования);

- предприятия-производители, получающие товары и услуги для производственных целей;

- предприятия-посредники, получающие товары для последующей продажи;

- бюджетные организации и учреждения;

- иностранные потребители;

3) конкуренты. Если предприятия не будут так же эффективно удовлетворять запросы потребителей, как их конкуренты, то рано или поздно им придется покинуть рынок. Иногда именно конкуренты вместо потребителей диктуют предприятиям, какую продукцию производить и по какой цене ее реализовать. Потребители — не единственная сфера конкуренции предприятий. Предприятия часто ведут конкурентную борьбу за материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также за право использования новых технологий. На рынке предприятия сталкиваются с соперничеством конкурирующих продавцов, конкуренцией товаров, являющихся заменителями, конкуренцией между поставщиками, конкуренцией между покупателями и с появлением на рынке новых конкурентов. Именно конкурентная борьба, оказывая влияние на многие факторы, предопределяет новые направления в деятельности предприятия;

4) контактные аудитории. Взаимодействие предприятий со своими контрагентами ограничивается целым рядом норм и законов. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия обязаны соблюдать существующие законы и выполнять требования государственных органов надзора и регулирования предпринимательской деятельности. Это касается, например, порядка ведения финансовой отчетности, получения лицензии, таможенных пошлин, режима труда и т.д. Кроме того, на деятельность предприятий оказывают влияние средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, телевидение), общественные организации (например, профсоюзы) и местные организации (общины, религиозные организации);

5) рынок рабочей силы. В отличие от плановой экономики в рыночной экономике существует свободный рынок рабочей силы, который можно определить как совокупность экономических отношений, возникающих в сфере воспроизводства рабочей силы между работником как собственником своей рабочей силы и предпринимателем любого общественного уклада как покупателем, по поводу продажи рабочей силы на основе закона стоимости.

Рынок рабочей силы обладает рядом особенностей. Это, прежде всего, мобильность рабочей силы — возможность перейти на другую работу, в другое предприятие, в другую отрасль, сменить профессию, повысить квалификацию. Она приводит к тому, что предложение рабочей силы, в отличие от спроса, складывается на уровне региона, всей отрасли. В результате во всех регионах может установиться одинаковый уровень заработной платы работников одной профессии. Еще одна особенность — это безработица. Лишившиеся работы не нанимаются, по крайней мере сразу, туда, где заработная плата ниже прежней, что препятствует равновесию рабочей силы на рынке. Вследствие этих особенностей рынок рабочей силы является несовершенным в системе экономических взаимоотношений.

Предприятие не сможет работать эффективно без наличия рабочей силы нужной квалификации. В современных условиях в отношении трудовых ресурсов предприятий самым важным считается привлечение квалифицированных менеджеров высшего звена и подготовка талантливых руководителей из состава имеющегося персонала;

6) рынок материально-технического снабжения. Некоторые предприятия сильно зависят от непрерывного поступления материально-технических ресурсов. При этом максимальный эффект обеспечивается при соблюдении принципа "точно в срок". Такая система снабжения невозможна без хорошо развитого рынка снабжения, без тесного взаимодействия предприятий с поставщиками. В противном случае предприятиям приходится создавать значительные материальные запасы, что требует замораживания больших средств;

7) рынок сбыта. По завершении производственного цикла продукт труда поступает в сферу обращения, которая представляет собой систему, обеспечивающую связь между производством и потреблением товара, совокупность актов купли-продажи товаров в соответствии с их производственным назначением и формы реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского или производственного характера.

Факторы среды косвенного воздействия не всегда оказывают прямое и немедленное воздействие на операционную деятельность предприятия, но тем не менее влияют на нее. Факторы косвенного воздействия сложнее, чем факторы прямого воздействия, что вызвано, прежде всего, неполной информацией о них. К этой группе факторов относят:

1) государственно-политические факторы. Важным элементом политической среды является политическая стабильность, особенно для предприятий, работающих на международном уровне. Изменение политической обстановки может привести к серьезным переменам в условиях функционирования предприятий: от ограничения прав собственности для иностранцев до национализации иностранной собственности, от установления специальных пошлин на импорт до полного его запрета.

Для предприятий особое значение имеет такой аспект политической среды, как фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности — от стимулирования предприятий (субсидии, налоговые льготы, субсидированные кредиты) до установления ограничений (производственная безопасность, качество товаров);

2) экономические факторы. Экономические условия (инфляция, новые налоги, уровень процентных ставок на капитал, уровень занятости, состояние мировой экономики и т.д.) занимают особое место в деятельности предприятий. Изменение экономических условий может сказаться на результатах деятельности предприятий как позитивно, так и негативно. Поэтому менеджеры предприятий должны своевременно оценивать последствия этих изменений и принимать соответствующие меры, направленные в нервом случае к увеличению выгод, а во втором — к уменьшению потерь;

3) социально-демографические факторы. На деятельность предприятий определенное влияние оказывает социокультурная среда (отношение, ценности и традиции), в которой они функционируют. Социокультурные факторы (этика бизнеса, уровень жизни различных групп населения, стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы) наряду с демографическими факторами (изменения численности населения, изменения в возрастном и половозрастном составе населения) влияют на товары или услуги, предлагаемые предприятиями, на способы ведения бизнеса, на социальную ответственность бизнеса и т.д.;

4) международные факторы. Для адаптирования предприятий к той или иной международной среде необходимо разбираться в действующих в ней факторах, поскольку они зачастую сильно отличаются от факторов в собственной среде. Это предполагает основательное изучение культуры, экономики, государственного и правового регулирования бизнеса и политической обстановки зарубежной среды;

5) научно-технические факторы. На наших глазах происходят стремительные изменения в технологиях. Инновационная деятельность оказывает огромное влияние па предприятия и общество. Предприятия, чтобы сохранять конкурентоспособность, должны уметь быстро реагировать па нововведения;

6) правовые факторы. Экономическое поведение предприятий регулируется множеством законодательных актов, определяющих перечень и уровень налогов, деятельность кредитно-финансовых структур и т.д. Успешное функционирование любого предприятия, а также его имидж, в определенной степени зависят от знания и соблюдения этих законодательных актов.

Фирма воспринимает внешнюю среду как некое заданное условие, и приспосабливается к изменениям внешней среды, осуществляя соответствующие изменения во внутренней среде.

Регулирование внутренней среды осуществляется на основе изучения среды, посредством анализа, планирования и управления хозяйственной деятельности предприятия.

От того насколько правильно фирма определит и даже прогнозирует изменения во внешней среде, а затем насколько под эти изменения скорректирует свою деятельность, настолько обеспечена устойчивость фирмы и ее эффективное функционирование в условиях постоянного изменения внешнего окружения.

Вся деятельность фирмы направлена на поиск неудовлетворенной потребности во внешней среде, приобретению из внешней среды ресурсов и технологий для организации производства продукции пользующего спросом и реализацию этой продукции во внешней среде, возмещая при этом все произведенные расходы и получая прибыль.

Таким образом, успех фирмы во многом определяется внешней средой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: