С точки зрения экономики, организация представляет собой (рисунок 1) - хозяйственную единицу, в которой планомерно и целенаправленно комбинируются факторы производства, чтобы посредством изготовления и реализации изделий (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.
Рисунок 1 - Модель организации
В то же время фирма — "генератор богатства" общества
- генерирует товары и покупательную способность для их приобретения;
- поддерживает расширение социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал;
- создает рабочие места у себя, поставщиков, в госсекторе;
- обеспечивает собственный рост.
В ходе деятельности фирмы происходит кругооборот хозяйственных средств и осуществляется хозяйственный процесс.
Хозяйственный процес с – это снабжение (заготовление), производство, продажа, дополняющие друг друга и также являющиеся объектами бухгалтерского учета.
Компоненты хозяйственного процесса фирмы определяют структуру фирмы и ее функциональные сферы хозяйствования. Основными функциональными сферами фирмы выступают: маркетинг, менеджмент, снабжение, производство, сбыт, финансы, логистика.
Маркетинг на фирме. Для того чтобы знать, что необходимо производить -- какой ассортимент, в каком количестве -- фирме следует изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Этот процесс предполагает сбор и анализ достоверной информации, которая включает:
• характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов;
|
• общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов;
• каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
• конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень;
• законодательные ограничения, препятствующие маркетинговой деятельности;
• уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10--15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития;
• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
• перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
Снабжение включает приобретение, хранение и подготовку к использованию в процессе производства необходимых материально-технических ресурсов.
Производство - центральное звено фирмы, где в процессе приложения технологии и организации производства происходит преобразование ресурсов в готовую продукцию (работ, услуг), отвечающую требованиям покупателей.
Сбыт - завершающий этап производственного процесса. Готовая продукция реализуется покупателям. Доходы от реализации продукции и оказания услуг создают условия для возмещения всех понесенных затрат фирмой и получения прибыли. Тем самим создаются условия для продолжения предпринимательской деятельности фирмой. Решающее влияние при сбыте продукции опять таки имеет маркетинг.
|
Финансы и учет - обеспечивает фирму финансовыми ресурсами, осуществляет учет всех хозяйственных операций, затрат и результатов деятельности.
Управление - обеспечивает координацию и организованную работу всех структурных элементов, в том числе управление персоналом осуществляет отбор и прием на работу работников и эффективно организует труд персонала.
Логистика - осуществляет системное управление всеми потоковыми процессами на фирме.
Фирма как система представляет собой целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, в свою очередь соединенных связями с внешней средой.
Данная целостность имеет интегративное свойство - организация предпринимательства с целью получения прибыли, свойство которое не присуще ни одной ее составляющей в отдельности.