Регулирование роста и развития.




 

Процесс роста и развития определяется, в конечном счёте, информацией, содержащейся в его ДНК. Однако рост – результат взаимодействия между ДНК и факторами внешней и внутренней среды. К внешним факторам относятся свет, тепло, пища, вода и другие. Внутренняя среда слагается под действием гормонов и цитоплазматических белков. Внешняя среда также может оказывать влияние на внутреннюю среду организма. К примеру, при отсутствии в пищевом рационе человека йода организм человека не может вырабатывать гормон токсинтироксин, и это может привести к замедлению роста.

Ещё один простой пример влияния внешней среды на рост и развитие. Одна из особенностей людей нашего времени – акселерация. Она проявляется в ускоренном психическом и физическом развитии человека. Человек сейчас на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечаются: лучшее питание, занятия спортом, потребление витаминов, искусственное увеличение светового дня, повышение уровня радиации и содержания СО2 в атмосфере и другие причины.

В недавних экспериментах по пересадке тканей было установлено, что одна ткань может влиять на скорость роста другой, регулировать её рост.

 

Развитие.

 

Рост – это не только увеличение сухой массы, но и последующий процесс развития. В процессе развития клетки специализируются (дифференцируются) для выполнения различных функций в организме, то есть между ними происходит распределение обязанностей. Степень дифференцировки клеток связана с уровнем биологической организации.

Самая интригующая проблема специализации – это вопрос о её механизме.

Главным фактором роста служит деление клеток, но тогда это означает, что все клетки, образовавшиеся из исходной зиготы или споры, должны иметь идентичную структуру и функцию. Очевидно, что на самом деле всё не так. Но какие же механизмы создают различные клетки, ткани, органы, системы органов?

Различие могло бы достигаться двумя способами:

· Клетки при специализации утрачивают часть генов, оставляя только всё необходимое для выполнения основной функции;

· Специализация обусловлена «включением» и «выключением» разных генов в различных клетках.

После опытов Стюарда и Гердона соответственно в 1960 1967 гг. была доказана правильность второго способа. Их опыты заключались в том, что они помещали дифференцированную клетку в подходящие условия и получали через некоторое время целый организм (из клетки моркови – целую морковь, из клеток кишечного эпителия лягушки, точнее из их ядер, пересаженных в яйцеклетки с предварительно разрушенными ядрами – целую шпорцевую лягушку). Это означало, что клетки и их ядра всю необходимую информацию. С помощью этого метода можно получить любое число генетически идентичных организмов – клонов.

Метод получения клонов называется клонирование.

В настоящее время предпринимаются попытки по клонированию млекопитающих, хотя это и сопряжено с большими трудностями из-за высокой степени специализации клеток млекопитающих. На дифференцировку оказывают влияние и гормоны. Они могут оказывать прямое или косвенное воздействие на гены, в определённой последовательности «включая» или «выключая» их. Сейчас имеются данные, указывающие на то, что влияние гормонов на процессы роста и развития, в том числе и не дифференциацию, сходны у всех организмов.

 

Личиночные стадии.

 

Личинка – стадия развития многих животных, например кишечно -

полостных, ленточных червей, ракообразных, насекомых, частично рыб и амфибий и т. д. Личинки ведут самостоятельный образ жизни, отличаются от взрослых форм по внутреннему и внешнему строению. Очень показательный пример отличия по внутреннему строению – оболочники. У личинок оболочников есть хорда, а у взрослых форм, кроме одного исключения, - нет. Личинки обычно служат стадией, предназначенной для расселения и обеспечивающей распространение вида. Это особенно важно для сидячих организмов, так как устраняет проблему перенаселения.

Личинки отличаются от взрослых особей и по биологии питания, и по своему местообитанию, и по способам передвижения (летающая стрекоза и её плавающая личинка), особенностям поведения. Благодаря этому один вид может на протяжении всего жизненного цикла пользоваться возможностями, предоставленными двумя экологическими нишами. Это увеличивает шансы на выживание вида.

Другая особенность личинок заключается в том, что они могут приспособиться к различным условиям, ожидающим их во второй жизни, они обладают физиологической выносливостью. Так что не следует считать, что личинки – это непременно какие-нибудь недоразвитые формы. Во многих случаях они достигают весьма высокой организации, когда недоразвитыми остаются только половые органы. Но у аксолотля (амфибии) даже половые органы развиты до такой степени, что он может размножаться.

 

Развитие позвоночных.

 

Изменения, происходящие при превращении личиночной формы во взрослую, конечно, впечатляют, их значение огромно, но они кажутся незначительными по сравнению с изменениями, происходящими после оплодотворения яйцеклетки. По имеющимся данным у человека 42 клеточных поколения из 47 приходится на период внутриутробного развития. Эмбриональное (зародышевое) развитие изучает наука эмбриология. По её данным события, происходящие в этот период, сходны у всех животных. Они помогают нам лучше понять происхождение тканей, органов, систем органов и функциональные связи между ними. Эмбриональное развитие удобней всего разделить на три стадии, хотя следует помнить, что процесс развития непрерывен, и каждая стадия плавно переходит в другую, между ними нет чётких границ.

Первая стадия это дробление яйца. Дробление – митотические деления зиготы, которые происходят после оплодотворения. Его вызывает оплодотворение. В результате дробления получаются дочерние клетки (бластомеры), образующие полый шар – бластулу, внутреннюю плоскость которого называют бластоцель.

Второй процесс – гаструляция. Он начинается с образования в бластуле круглого отверстия – бластопора. Далее клетки бластулы делятся, дифференцируются и выпячиваются внутрь через бластопор. При этом бластоцель исчезает и образуется полость первичной кишки (архентерон). Клетки располагаются в виде трёх отдельных зародышевых листков в трёхслойной структуре, называемой гаструлой.

Зародышевые листки – эктодерма, мезодерма и энтодерма. Они приобретают определённую организацию, что служит подготовкой к третьей стадии.

При органогенезе (третьей стадии) происходят дальнейшие клеточные деления, рост и дифференцировка приводят к образованию хорды, центральной нервной системы, развитию мезодермы. У позвоночных образуются ткани, органы, системы органов. Органогенез заканчивается вылуплением из яйца или рождением детёныша.

На развитие и рот позвоночных влияют гормоны, выделяемые четырьмя железами: щитовидной, печенью, корой надпочечников и половыми железами. Этот процесс происходит под контролем гипофиза – железы, расположенной у основания головного мозга. В свою очередь на гипофиз оказывают влияние особые стимулирующие и ингибирующие (задерживающие) факторы, вырабатываемые гипоталамусом. Из гипофиза было экстрагировано вещество, способное увеличивать массу тела и названное гормоном роста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: