Общественный строй государства Древнего Китая




Правовой статус социальных групп древнекитайского общества определялся, с одной стороны, их положением во властно- государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), а с другой – степенью материального благополучия, связанного с формальными рангами, статусами во властных структурах и наличием земельного надела.

Общественный строй государства Шан характеризуется формированием раннеклассового общества, где правовые отношения между социальными группами недостаточно четко очерчены. Социальная дифференциация связана прежде всего с выполняемыми той или иной группой функциями, ее местом во властной иерархии, близостью к правителю, наличием статуса свободы. Складывающаяся социальная структура есть следствие разложения родоплеменных отношений.

Выделяется правящий класс, неоднородный в социальном и материальном отношениях. Его составляет родовая аристократия – племенные вожди во главе с правителем, его приближенные, родственники; чиновники, получившие за службу землю; жрецы; главы родовых и клановых объединений; местные правители. Правящий класс жил не только за счет эксплуатации рабов, но и за счет взимания ренты-налога с общинников-крестьян, вначале в форме отработок, а затем путем присвоения части урожая с крестьянского надела. Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. При системе "общественных полей", которые обрабатывались всеми общинниками, урожай с этих земель в виде ренты-налога шел на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды. Следует заметить, что вся земля была государственной собственностью, которой распоряжался ван.

Наиболее многочисленным был класс мелких производителей – свободные крестьяне-общинники, работавшие на землях общины. Община была наиболее устойчивой формой социальной и производственной организации населения. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Частные поля находились в индивидуальном пользовании каждой семьи, но не являлись ее собственностью. Урожай с этих полей шел на их прокормление.

Класс рабов, которые работали в царском и частном хозяйствах, был бесправен, рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Источниками рабства были плен, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за совершенное преступление. Большое количество рабов приносили в жертву обожествленным предкам и духам природы.

Общественный строй чжоуского государства характеризовался формированием строгой системы социальных рангов, определивших всю структуру общественного деления на свободных и рабов.

Все свободное население Чжоу подразделялось на пять социальных групп, соотнесенных друг с другом по принципу иерархии. Структура социальных рангов была тесно связана с системой землевладения и землепользования. Высшая ступень в социальной иерархии была представлена личностью деспотического правителя – "единственного среди людей" (так себя называли чжоуские ваны). Вторая группа – чжохоу, правители наследственных владений, представители высшей чжоуской аристократии. Третья группа – дафу, главы родоплеменных групп (цзу), составлявшие население наследственных владений. Четвертая группа – ши, главы больших семей, входивших в состав того или иного цзу. Пятая, самая многочисленная, группа – шужэнь, простолюдины (свободные общинники).

Социальный ранг определял престиж и совокупность материальных благ, которыми мог пользоваться человек, принадлежащий к одной из пяти групп. Внешние появления принадлежности к конкретной группе проявлялись в качестве покроя одежды, количестве скота и рабов, различном количестве питья и еды, количестве полей, размерах жилища. Нельзя было нарушать установленные стандарты. Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был отцом человека, каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца, а остальные сыновья спускались на одну ступень ниже. Такая система рангов была призвана интегрировать в чжоуское общество верхушку иньских племен, покоренных во время завоевания Шан-Инь.

Вне социальной иерархии находились рабы. В государстве Чжоу бо́льшую часть военнопленных уже не приносили в жертву, а использовали в качестве рабов на тяжелых работах и в домашнем хозяйстве.

Радикальные изменения в общественном строе Древнего Китая произошли в период семи "воюющих царств" – эпоху Чжаньго (V–IV вв. до н.э.). Расширение площади пахотных земель, повышение урожайности за счет использования железных орудий труда и, как следствие, увеличение совокупности общественного продукта предопределили кризис системы землевладения и землепользования чжоуского Китая XI–VI вв. до н.э. Основанная на "наследственных пожалованиях", иерархия социальных рангов изживает себя.

Классовая структура общества принудительно оформляется в эпоху империи Цинь. Прежние аристократические титулы были упразднены. Социальная дифференциация осуществлялась на основе двух критериев: богатства и государственных заслуг. В соответствии с ними выделялись 18 степеней знатности. Господствующий класс составляли: земельные собственники как из титулованной знати, так и из незнатных родов, привилегированное сословие чиновников, купцы, военные. Они обладали всеми правами и служили правителю

Общественный строй империи Хань развивался уже в соответствии с установками ортодоксального конфуцианства. Была возвращена система социальных рангов, обусловленная как знатностью происхождения, так и богатством. Система конфуцианских экзаменов позволяла простолюдинам при их успешной сдаче претендовать на высокий пост. Все население было поделено на три класса-сословия: 1) благородные мужицзюнь-цзы; 2) простолюдинышужэнь (свободные крестьяне и ремесленники) и 3) подлыесяо жэнь (рабы, крепостные, зависимые и подневольные работники).

Подобная социальная конструкция общественного строя не была жесткой, сравнительно легко можно было перейти из одного социального слоя в другой. Так, разбогатевший простолюдин мог купить титул знатности. Да и рабам не была закрыта дорога к свободе и получению высшего ранга. Так, матерью знаменитого полководца Вэй Цина и его сестер была рабыня. Все же за военные заслуги Вэй Цин получил высший ранг знатности, его старшая сестра из наложницы превратилась в императрицу.

 

Источники права

Основной особенностью древнекитайского права было то, что при наличии обычного права и прецедентного права, порождавше­гося деятельностью многочисленных судов, доминирующее значе­ние имела правотворческая практика государственных органов.

Наибольшей активности эта деятельность достигла III—II вв. до н.э. в царстве Хань.

На протяжении веков в Китае шло соперничество двух диамет­рально противоположных правовых направлений: конфуцианства и легизма. Конфуцианство (VI в. до н.э.) основывалось на духовном благородстве, гуманизме, старых обычаях, стремлении к самосо­вершенствованию и добродетели. Приверженцы этого учения обще­ственную мораль ставили выше права: по их мнению, в основе че­ловеческой добродетели лежит моральное начало — ли. Легисты (III в. до н.э.) считали, что любой закон (фа), даже абсолютно не­справедливый, должен неукоснительно соблюдаться, его нельзя ни оценивать, ни обсуждать, а лучший способ обеспечения его испол­нения заключается в усилении жесткости политики бюрократиче­ского государства в отношении своих подданных.

Относительный компромисс был достигнут только в поздней­ший период: «где не хватает "ли" пусть применяется "фа"». Гармо­ния отношений представлялась реализацией конфуцианской идеи неравенства людей в силу существующих социальных различий и строгой регламентацией их поведения.

 

Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связанные традиционно с именем легендарного героя Тезея, жившего предположительно в XII-XIII веках до нашей эры.

Первая реформа состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление - Совет, в котором часть дел, до этого находившееся в самостоятельном ведении племен, переходило в ведение Совета. Племенных базилевсов заменил архонт. Первоначально архонт избирался пожизненно, а затем на 10 лет. С 683 года до нашей эры стали избирать 9 архонтов сроком на один год. Первый архонт стоял во главе коллегии (когда архонты выступали совместно, как единый орган), второй ведал жреческими функциями (носил звание базилевса), третий командовал войском. Остальные шесть архонтов (фесмофеты) должны были записывать и хранить постановления для суда над преступниками. Еще одним органом, который появился в Афинах, является ареопаг. Состоял он из всех бывших архонтов. Этот орган наделялся высшими законодательными функциями и еще некоторыми судебными. Также следил за деятельностью должностных лиц. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. См.: Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Потитиздат, 1986. С. 50.

Второе преобразование Тезея состояла в том, что он разделил весь народ, независимо от рода, фратрии или племени на 3 класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников. Это разделение не носило никаких правовых отличий, кроме одного, но очень важного. Власть в государстве теперь сосредоточилась в руках небольшой группы людей, к тому же обладавших большими богатствами. Следовательно, подавляющее число жителей отстраняются от государственного управления. Устанавливается аристократическое правление.

Итогами проведенного Тезеем реформ стало создание единого афинского народа вместо 4 племен. Именно они дали первый толчок к формированию полисного государства, первого в своем роде.

 

Реформы Фемистокла, Эфиальта, Эфиальт (середина 5 в. до н.э.) — афинский государственный деятель. Выражая интересы демократических кругов населения, Эфиальт выступал за разрыв со Спартой, был сторонником дальнейшей демократизации государственного строя Афин и ликвидации политического значения ареопага

В начале V в. до н. э. по предложению Фемистокла, стоявшего во главе демократического движения, прямые выборы коллегии архонтов были заменены жеребьевкой.

Право быть избранными в архонты получили всадники. Зевгиты были допущены к этой должности в 457 г. до н. э. Данная реформа была связана с возвышением в период войн коллегии стратегов. Значение коллегии архонтов было принижено, она утратила свой аристократический характер.

Единственным привилегированным органом оставался ареопаг, и олигархическая партия пыталась использовать его для укрепления своих позиций. Чтобы ослабить этот орган, Эфиальт возбудил дело о коррупции некоторых членов ареопага. Факты подтвердились, и Народное собрание в 462 г. до н. э. приняло закон о лишении ареопага политической власти. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Эфиальт изменил систему отчетов должностных лиц. Теперь любой гражданин Афин мог после предоставления магистратом отчета обратиться с жалобой на уходящего в отставку. С именем Эфиальта связывают установление обычая выставлять законы для всеобщего ознакомления.

 

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл. При Перикле происходит более четкое разделение полномочий: Народное собрание является законодательным органом, функции по управлению осуществляют Совет пятисот и магистраты, судебные полномочия принадлежат гелиэе и другим судебным органам. Принцип жеребьевки распространился на большинство ранее выборных должностей. По предложению Перикла стало оплачиваться выполнение общественных обязанностей. Прежде всего была установлена плата судьям, а затем и другим должностным лицам. Это новшество открывало дорогу для участия в государственном управлении значительному кругу рядовых афинских граждан.

Перикл провел гражданскую реформу. Было установлено, что полноправным гражданином Афин является лишь тот, чьи мать и отец были афинянами. Эта реформа была вызвана чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством:

Перикл много сделал и для превращения Афин в морскую державу. Усиление морской мощи Афин, расширение торговых связей выдвинули на первый план слои населения, связанные с морем; укрепились позиции прибрежных. Социальную базу афинской демократии теперь составляло главным образом портовое население. А во главе демократической партии стояли часто аристократы, осознающие, что олигархическая партия — это партия консерваторов, идущая не в ногу со своим временем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: