Старший преподаватель
Череповец
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические материалы (УММ) предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование по профилю начальное образование, по очной и заочной формам обучения.
Целью изучения дисциплины является: подготовка студентов к грамотному использованию современных образовательных информационных технологий в целостном педагогическом процессе начальной школы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации;
− основные направления и тенденции развития информационно-коммуникационных технологий;
− типы педагогических программных средств.
Уметь:
- применять естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве;
- применять различные методы обработки информации.
Владеть навыками:
- работы с компьютером как средством управления информацией;
- компьютерной обработки информации;
- поиска информации в глобальных компьютерных сетях.
Содержание дисциплины
№ и наименование раздела (модуля) дисциплины | Краткое содержание |
1.Новые информационные технологии в образовательном процессе. | Информатизация образования. Дидактические основы применения современных технических средств обучения. Роль и значение технических средств в учебно- воспитательном процессе. Педагогические требования к техническим средствам обучения. |
2. Аудиовизуальная информация. | Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком |
3. Компьютерные технологии. | Программы для обработки фото- и видеоизображений (графические редакторы), создания презентаций. Создание документов в приложениях Microsoft Office.Компьютеры и мультимедийные средства. |
4. Методика применения технических средств в учебно-воспитательном процессе. | Дидактические принципы построения аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий, методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов. |
|
Методические рекомендации к изучению тем и
самостоятельной работе студентов
Тема 1–2. Ресурсы информационно-образовательной среды обучения
Цель: рассмотреть виды ресурсов информационно-образовательной среды обучения.
План
1. Виды ЦОР: электронные учебные пособия, инновационные учебно-методические комплексы и др.
2. Принципы их использования в образовательной среде.
3. Роль в процессе формирования личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся.
4. Значение в формировании чувственного образа и абстрактного мышления обучающихся.
Задания для самостоятельной работы
1. Дополните и раскройте виды образовательных ресурсов.
2. Напишите конспект 3 статей по теме занятия из журналов «Начальная школа», «Образовательные технологии и общество», «Открытое образование».
Основная литература
|
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
1. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. – М.: ИОСО РАО, 1998. – 225 с.
2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
3. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С. 89–96.
4. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. – 1991. – №1. – С. 3–10.
Тема 3–4. Работа с папками, файлами
Цель: изучить особенности работы с папками, файлами.
План
1. Создать в папке d:\work папку бакалавры, а в ней папку с Вашей фамилией, в которой создать следующие папки: рисунки, тексты, Интернет, эл_таблицы, визитка, буклет, презентация. При создании папок использовать возможности: 1) папки «Мой компьютер»; 2) программы «Проводник»; 3) контекстного меню, вызвав папку Мой компьютер с рабочего стола. Порядок действий, выполняемых в ходе создания папок, записать в тетрадь (всего 3 алгоритма – по каждому способу создания)
2. В папке со своей фамилией создать файлы: фамилия.doc, имя.doc, отчество.doc, дом_адрес.doc, телефон.doc. В каждый из файлов внести соответствующие сведения о себе и сохранить их и закрыть. Порядок действий, выполняемых в ходе создания, сохранения и закрытия файла записать в тетрадь.
|
3. Открыть все файлы, скопировать сведения из всех файлов в один, используя: 1) панель инструментов «Стандартная»; 2) контекстное меню; 3) опцию меню «Правка», 4) опцию меню «Вставка®Файл…». Сохранить получившийся файл, дав имя анкета.doc. Порядок действий, выполняемых в ходе копирования данных, записать в тетрадь (всего 4 алгоритма – по каждому способу копирования).
Задания для самостоятельной работы
К следующему занятию подготовить материал:
1) выбрать тему по предметной области;
2) найти рисунки и текстовый материал для оформления буклета;
3) найти в Интернет материал (10 страниц текста, 10 рисунков, воспользовавшись не менее чем 3-мя сайтами), скопировать в папку текст, рисунки. Адреса сайтов записать в отдельный файл.
Основная литература
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.
2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2006.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002.
Дополнительная литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001.
2. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. – М.: ИОСО РАО, 1998. – 225 с.
3. Перечни технических средств для общеобразовательной школы. – М., 1998.
4. Полат Е.С. Телекоммуникации в системе образования // ИНФО. – М.: Информатика и образование. – 1988. – №5. – С.110–113.
5. Поликахин А.В., Савин А.Ю. Гипертекст: сущность, состояние, проблемы, перспективы. – М.: Ин-т проблем естествознания, 1993. – 128 с.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
7. Роберт И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Педагогическая информатика. – 1993. – №1. – С.54-62.
8. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. – 1994. – №4. – С.89-96.
9. Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения // Информатика и образование. –1991. – №1. – С. 3-10.
10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.
11. Телегин А.А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2006. – 172 с.
12. Тихонов А.Н., Иванников А.Д., Гридина Е.Г., Куракина Н.И., Симонов А.В., Чиннова И.И. Комплексный анализ системы федеральных образовательных порталов // Интернет-порталы: содержание и технологии»: сб. науч. статей. Вып. 2. – М.: Просвещение, 2004. – С. 192-227.
13. Трофимова А.Л. Взаимосвязь видов деятельности школьников и ее влияние на информатизацию образования // Вестник МГПУ. Сер.: Информатика и информатизация образования. – 2003. – №1 (1).
Тема 5–6. Текстовый редактор Microsoft Word.
Цель: рассмотреть особенности текстового редактора Microsoft Word.
План
1.Создайте таблицы и схемы по образцу (данные таблицы и схемы позволят более уверенно освоить возможности текстового редактора Word). Образцы для выполнения заданий взяты из учебника «Педагогическая психология», авт. И.А. Зимняя.