Религия в Древнем Египте




 

В Египте почиталось множество богов. Во многих городах обожествляли животных: кошек, крокодилов, быков – их содержали в специальных сооружениях, окружали заботой и почетом. Оскорбление животных наказывалось смертью, ведь, по представлением египтян, животные олицетворяли богов. По большому счету, единого пантеона богов не существовало, ведь в каждом номе почитались свои боги, но существовали также и общеегипетские божества, которым поклонялись по всей стране: Гор, Ра, Исида, Осирис…

Наиболее могущественным считался бог, покровительствующий самому влиятельному ному. Такая ситуация продолжалась до тех пор, пока не произошел перенос столицы из Мемфиса в Фивы (после распада Древнего Царства), тогда верховным божеством стал считаться бог солнца – Амон-Ра. Кроме того, известна попытка фараона Эхнатона запрета всех богов, кроме бога солнечного диска Атона. Однако эта попытка так и осталась попыткой – слишком уж велика оказалась склонность египтян к многобожию.

Египтяне связывали мифы о богах с различными явлениями природы: сменой времен года, разливами Нила. Мифы стали достоянием ученых в 19 веке, когда французу Франсуа Шампольону удалось расшифровать египетские иероглифы. Тогда ученые смогли прочесть надписи в пирамидах и даже изучить «Книгу Мертвых», содержащую описание подземного Царства Мертвых.

 

Жрецы и их роль

 

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почитанием. Так как египтяне очень много думали о том, что ожидает человека после кончины, жрецы в египетском обществе занимали одну из почетнейших ниш. Именно жрецы хранили в своей памяти тексты песен, молитв и заклинаний, обращаемых к богам. Помимо ритуальных работ, жрецы также обладали познаниями в математике и в строительстве.

Кроме того, жрецы на примитивном уровне занимались астрономией и медициной.

Интересно то, что фараоны предпочитали не конфликтовать с жрецами, очевидно, осознавая, что не стоит испытывать религиозные чувства своих подданных на прочность.

 

Искусство и ремесла

 

Несмотря на то, что большинство египтян были крестьянами, в стране сложился чрезвычайно важный круг ремесленников. Художникам и скульпторам приходилось следовать строжайшим канонам: предметы следовало изображать в правильных пропорциях, а людей позволялось изображать лишь в определенных позах. Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было неважно, видит или нет хоть кто-нибудь художественное произведение. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало. Поэтому, труд художников считался священным. Ведущие художники - зодчие, скульпторы, живописцы (особенно зодчие) - были высокопоставленными лицами, очень часто жрецами, их имена были известны, а сами мастера окружались почетом[12].

Подобное положение дел можно объяснить тем, что (по представлениям египтян) росписи как бы оживали в другом мире, сразу после того, как жрецы произнесут соответствующее заклинание или молитву. Считалось, что изображенные сцены живут вечно.

Египтяне строили так много, величественно и красиво, как ни один другой народ Древнего Востока. Строительством руководил специально обученный жрец-архитектор, производящий для планировки строительства довольно-таки сложные математические расчеты. Самих строителей, возглавляемых бригадиром, было не так уж и много, хотя они и выполняли самую сложную работу – шлифовку и укладку огромных каменных блоков. Ученых поражает та тщательность, с которой были построены египетские сооружения. Даже сейчас, спустя более 4 тыс. лет, между каменными блоками практически нет щелей, они уложены очень плотно. Такая тщательность объясняется тем, что египтяне не использовали никаких скрепляющих растворов, а просто клали камни один на другой.

Очень важно то, что самые сложные работы выполняли вовсе не рабы [13] (их труд редко использовался на стройках), обработкой и укладкой каменных блоков занимались крестьяне, которые работали на стройках во время разлива Нила. Эти свободные от полевых работ египтяне привлекались в «рабочие отряды», каждый из которых состоял из нескольких десятков человек. Рабов в Египте было не так уж и мало, но они в основном работали в сфере домашнего хозяйства, прислуживали, но не занимались грубым физическим трудом.

 

Интересно то, что египтяне одними из первых начали применять иероглифическую систему письменности. На папирусах сохранились магические и медицинские тесты, повести, гимны и стихи. Это сильно облегчает задачу восстановления картины жизни и событий тех времен ученым. Основываясь на многочисленных гимнах и погребальных текстах, египтологи сделали вывод, что египтяне поклонялись множеству богов.

 

Важно отметить и то, что древнеегипетский вариант становления государства заметно отличается от месопотамского и, более того, от прочих восточных государств в той или иной степени.

В Египте очень рано исчезла община – ее поглотило государственное хозяйство. Власть в этой стране была настолько сильной, что простой человек как бы растворялся в государстве, терял индивидуальность и волю.

Слишком медленное развитие частного сектора и рыночных отношений неминуемо отразилось на социально-экономической стабильности в стране, что привело к ее значительному ослаблению, которым и воспользовались многочисленные захватчики.

Велико также значение древнеегипетской культуры, которая внесла огромный вклад в мировую. Так, например, пирамиды-усыпальницы стали своеобразной визитной карточкой этой, теперь уже, арабской страны[14].

 

 

Список использованной литературы:

 

1. «Египтяне», Айзек Азимов, Центрполиграф, 2004

2. «Древний Египет», Барбара Мертц, Центрполиграф, 2004

3. «История Древнего Востока», Б.А. Тураев, Харвест, 2004

4. «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003

5. «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000.

6. «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В. Бердиковой, Слово, 1994.

7. Интернет:

1. Египет.ру (https://egypt.ru/kultura/)

2. Египет (https://www.goegypt.ru/history.htm)

3. Кемет.ру (https://www.kemet.ru/)

 

 


[1] ««Египтяне», Айзек Азимов, Центрполиграф, 2004, с. 14-19.

[2] «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В. Бердиковой, Слово, 1994, с. 28-31

[3] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 99-100

[4] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 101-105

[5] «История Древнего Востока», Б.А. Тураев, Харвест, 2004, с. 273-284

[6] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 113-114

[7] «Всемирная история. Древние цивилизации», перевод с английского Т.В. Бердиковой, Слово, 1994, с. 31-34

[8] «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000, с. 56-57

[9] «Всемирная история» под редакцией Марии Аксеновой, Аванта+, 2000, с. 53-59

[10] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 73-75

[11] «Древний Египет», Барбара Мертц, Центрполиграф, 2004, с. 81-88

 

[12] Египет.ру (https://egypt.ru/kultura/)

[13] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 101

[14] «История Востока», Л.С. Васильев, том 1, издательство «Высшая школа», 2003, с. 119-120



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: