Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин».




Цель:

формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие речи, воображения, воспитание любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.

Дети самостоятельно распределяют роли продавца, продавца-кассира, покупателей.

 

Ознакомление с окружающим миром.

Тема: «Откуда приходят книги».

Цель: познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги, дать детям знания о том, как появилась книга и как преобразовывалась под влиянием творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики. Воспитывать бережное отношение к книге.

Предварительная работа:

Рассматривание красочно оформленных книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга.

Материал: книги в мягкой и твёрдой обложке; образовательная презентация "Рождение книги".

Ход занятия:

Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, что это?

Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно

Ты беседуй чаще с ней –

Будешь вчетверо умней! (книга)

Правильно, это – книга.

Для чего нужны книги?

Ответы детей.

Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг.

Обратить внимание детей на выставку современных книг.

— Расскажите, какие бывают книги? (словари, энциклопедии, книги для взрослых и детей).

— Из чего делают книги? (из бумаги).

— Из каких частей состоит книга? (обложка, переплёт, страницы).

— А всегда ли книги были такими, как вы думаете? (Не всегда).

Показ презентации "Рождение книги". Работа с презентацией.

Правильно. Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» — гонцы. Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам. Можете себе представить, как неудобны были такие «верёвочные письма». Узелки могли разорваться, запутаться, а слова-узелки забыть.

Затем с помощью иероглифов (знаки) люди писали на камне, глиняных пластинах острой палочкой, деревянных дощечках, залитых воском, но всё это было очень неудобно. Книги получались огромными. В разных странах писали на том материале, который находился вокруг.

— Как вы думаете, удобно было читать такие книги.

Ответы детей. Нет, неудобно. Они тяжёлые, листать их неудобно.

На Руси люди писали на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры, Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса, затем сворачивали в свитки. К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма. Им стал пергамент. Пергамент – это обработанная кожа из шкур телят. Он был прочнее. Они были очень дорогие, ведь на одну книгу требовалось целое стадо коров! Понятно, что купить книгу мог только богатый человек.

Помогла человеку бумага. Изобрели её в Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века люди узнали, как делать это чудо. В настоящее время бумагу изготавливают из деревьев и макулатуры. Это тоже трудоёмкий процесс, в котором занято много людей и сложное современное оборудование. Появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяли заглавные буквы яркими красками. Нужно было много времени, чтобы написать одну книгу вручную.

— Как вы думаете, эти книги были доступны многим людям?

— А что придумали люди, чтобы книг было много? (Придумали печатать).

Человек придумал печатный станок. И ускорил изготовление книг. Машины обрезают и сшивают листы, печатают красочные обложки, иллюстрации и изготавливают переплёт, чтобы книга служила дольше.

Смотрим процесс изготовления книги с помощью презентации.

— Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить?

Ответы детей. Материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.

Готовые книги везут в магазины. Продавец всегда поможет покупателю выбрать нужную книгу. Купленную книгу можно кому-то подарить.

Есть удивительное место, где находится тысячи книг. Это библиотека. Мы, читатели, можем брать там любую книгу, и, прочитав её, возвращать обратно. Выбрать книгу помогает библиотекарь.

Итог занятия:

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания. Теперь вы узнали о том, как появилась книга, как её изготавливают. Чтобы книга дошла до нас с вами, на это затрачивается труд тысячей людей разных профессий.

 

Беседа" Правила обращения с книгой"

Цель: научить дошкольников бережно, правильно обращаться с книгой.

Ребята! С книгой вы знакомы. Мы встречаемся с книгой каждый день: и в детском саду, и дома. Книги всегда рядом с вами. Это хорошо. О чем бы вы ни захотели узнать – книги расскажут, ответят на любой вопрос. Книги – ваши верные, надежные друзья, и относиться к ним надо, как к верным друзьям. Книги надо беречь.

А все ли мы умеем беречь книги?

Послушайте стих об одном мальчике. Самуил Яковлевич Маршак написал стихотворение «Книжка про книжки»:

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты – как мочала,

На листах – каракули.

Книжки горько плакали.

Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки стало две!

И решили книжки убежать от Гришки. И убежали. В библиотеку. Там их вылечили, аккуратно расставили по полкам.

А у Гришки неудача:

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке и в ведре,

И в собачей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Что ту делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?

Так проучили книжки неряху Гришку.

Как же беречь книги, чтобы они не сбежали как от Гришки? Как обращаться с ними так, чтобы они дольше жили?

Просмотр презентации "Правила обращения с книгой".

Нельзя брать книгу грязными руками. Когда садитесь читать или смотреть картинки, посмотрите на свои руки – чистые ли они? Посмотрите на стол – чистый ли, сухой ли он?

Кое-кто перед тем, как перевернуть страницу, обязательно лизнет палец. Делать этого нельзя, так как от этого страничка портиться. К тому же на ней могут находиться микробы, а они вредят нашему здоровью.

А за какой угол вы берете страничку, когда ее переворачиваете? Переворачивать страничку нужно только за верхний угол. Если переворачивать неправильно, то быстро стираются цифры, которые указывают номер страницы, а потом отрываются уголки.

А как быть, если книгу вы не дочитали до конца? Можно ли загнуть уголок?

Конечно, нет. Страница будет испорчена. Уголок может отвалиться.

Некоторые закладывают в книгу карандаш или ручку. Этого делать тоже нельзя. От этого портится переплет. Лучше всего пользоваться закладками. Сделать закладку каждый может сам.

Книга не любит воды, поэтому её нельзя забывать на улице.

Нельзя читать во время еды. Это плохо. Можно нечаянно испачкать книгу. Да и вообще плохо заниматься двумя делами сразу.

Мы с вами начали читать по букварю. Поэтому вы должны знать, как надо сидеть за столом, когда читаешь?

Сидеть, надо только прямо, не горбясь. Если будете горбиться, вырастете сутулыми. Это некрасиво и плохо для здоровья. Лежа читать нельзя. От этого быстро портиться зрение. Книга должна быть хорошо освещена. Книгу нельзя подносить близко к глазам, от этого портиться зрение.

Скажите, ребята, как вы будете относиться к книгам? Почему?

 

Конструирование с элементами рисования «Закладка для книги».

Цель: изготовить закладку для книги.

Программное содержание:
Продолжать учить детей вырезать из картона, закреплять умение правильно работать с ножницами.
Развивать мелкую моторику через выполнение практической работы, эстетические чувства.

Воспитывать желание бережно относиться к книге.
Материалы для занятия:
Цветной картон, ножницы, клей, фломастеры, образец закладки.
Ход занятия.

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка! Интересно от кого она? Здесь написано ребятам старшей группы от библиотеки. Странно, нам раньше никогда не приходили такие посылки. Как вы думаете, что там? Ответы детей.
А чтобы, вы быстрее догадались, послушайте загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски.
Все девчонки и мальчишки,
Любят их. Ведь это... (Ответы детей).
- Правильно, да это книга! Только она какая-то потрепанная, странички загнутые, некрасивые. Ребята, здесь еще письмо вложено! Прочтем? (Ответы детей)
«Дорогие ребята, пишет вам библиотекарь Тамара Петровна. Я вам прислала одну из наших книг, вы, наверное, уже заметили, что она потрепанная и странички у нее загнутые, это некоторые наши читатели довели книгу до такого состояния. Одна надежда на вас, помогите нашим книгам!
Решение проблемной ситуации.
- А чем же мы можем помочь, как вы думаете?
Дети высказывают своё мнение.
- Молодцы, догадались, мы можем с вами сделать доброе дело, изготовить закладки для книг. Тогда, никто не будет, загибать странички, а закладывать закладкой, то место где они остановились. А как это сделать я вам сейчас покажу.
Демонстрация готового образца закладки.

-Закладку мы будем делать из цветного картона.

Объяснение технологии изготовления образца закладки.
- Но для начала разомнем наши пальчики, чтобы они нас слушались.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца)
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора. (широко расставить пальцы)
Продуктивная деятельность детей.
Дети выполняют задание.
Физкультминутка.
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
Вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Идёт дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой –
Ведь у киски мех такой!
Подведение итогов.

Какие вы, молодцы! Такие красивые закладки сделали, я думаю, книгам они тоже понравятся! Предлагаю вам упаковать их в посылку и отправить в библиотеку.

Вы согласны?

Ответы детей.

 

Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница».

Цель: формировать у детей интерес к книге, желание чтобы книги всегда были целыми и невредимыми, продолжать знакомить с правилами пользования книгой.

Задачи:

Показать как можно «лечить» книгу.

Развивать формы сотрудничества друг с другом.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа:

Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Материал:

Порванная книга, клей, бумага, ножницы, кисточки, салфетки для рук.

Заболела эта книжка – разорвал её братишка.

Я больную пожалею – я возьму её и склею.

Воспитатель: Ребята, у нас есть «больные» книжки, давайте «полечим» их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: