Р Тема 4. Русская история и российская действительность в творчестве художников второй половины 19 века




Историческая живопись являлась ведущим жанром в Академии художеств. Живописцами-академистами былиК.Д. Флавицкий, М.А. Васильев, Ф.А. Модлер, Ф.А. Бронников, Г.И. Семиградский и др.. Как художники-реалисты сформировались: В.Г. Шварц, Н.В. Неврев, Г.Г. Мясоедов, И.И.Прянишников. С историческим жанром, - драмой выдающейся личности и исторической эпохой было связно творчество художников-передвижников Н.Н. Ге, И.Е. Репина, В.И. Сурикова. У В.М. Васнецова мы встречаем былины и сказочные сюжеты в исторической интерпретации. Особую роль в развитии изобразительного искусства сыграла батальная живопись В.В. Верещагина. Темы отечественной истории занимали особенно важное место в творчестве русских художников. В этой области художникам-реалистам пришлось вести особенно ожесточенную борьбу с традициями академизма, главной «специальностью» которого считался именно исторический жанр. Академическая историческая живопись к середине XIX века выродилась в писание фальшивых композиций, полных ложного театрального пафоса и не имевших ничего общего с исторической правдой. В основе реалистического метода лежало стремление к правде, которая понималась теперь широко - как правда жизни общества, истории, бытия отдельного человека, каждого фрагмента реальности. В реалистическом искусстве сравнительно с искусством предшествующих направлений и стилей значительно увеличивалась роль социального анализа жизни, все чаще в центре внимания стали оказываться проблемы, непосредственно волнующие общество. Во второй половине XIX в. живопись развивалась в условиях преимущественного интереса к этим задачам. Поэтому та поэтика, которая в ней вырабатывалась, те живописно-композиционные принципы, которые складывались, распространялись на все жанры. Например, пейзаж редко выражал в прямой форме идею социальной критики и вряд ли именно на этих путях мог достичь своих вершин, ибо эти пути противопоказаны его естеству. При этом он воплотил реалистические устремления второй половины XIX в. не в меньшей мере, чем другие жанры. Глубокое изучение натуры, постоянное общение с ней, максимальное приближение при сохранении активного к ней отношения - это и были те самые принципы реализма XIX в., которые распространились в то время по всем европейским странам. Развитие реализма в России растянулось на больший, чем в других европейских художественных школах период. Уже в 40-е годы усилиями иллюстрационной графики, но особенно творчеством П.А. Федотова, был закреплен первый этап в истории критического реализма, еще органично связанного с поэтическим мировосприятием первой половины XIX столетия. Два следующих этапаразвития реализм а предопределили участие в этом направлении русской живописи еще двух поколений художников. Подобной продолжительностью во времени реалистический подход не обладал ни во Франции, ни в Англии. Эти два этапа, получившие свою реализацию прежде всего в живописи, и определяют внутреннюю хронологию всего рассматриваемого нами периода. Первый из них относится к 50-60-м годам. Второй этап захватывает 70-е - начало 90-хгодов. В 60-е годы господствовал бытовой жанр, наиболее благоприятствующий задаче раскрытия пороков жизни в формах этой самой жизни. В 70-80-е годы большую роль начал играть портрет, пейзаж, а затем и историческая картина. Неврев Николай Васильевич(1830 - 1904) - исторический и жанровый живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества; получил звание свободного художника за картину: "Домашняя крестьянская сцена". Живя постоянно в Москве, писал портреты, сцены русского народного быта, с половины 1870 годов - картины, преимущественно на сюжеты из отечественной истории, появлявшиеся на выставках товарищества передвижников. Главные жанровые произведения Неврева: "Панихида на сельском кладбище" (1865), "Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие" (1866;), "Из недавнего прошлого" (1866;), "Наследство после чиновника", "Странник в купеческой семье", "Воевода" (из поэмы Мицкевча), "Две подруги", "Семейные расчеты" (1888;), "Смотрины" (1888;)«Мочалов среди своих поклонников" (1888). Лучшие портреты - С. Щепкина (1862) и М.И. Третьяковой. Из исторических картин выдаются: "Князь Роман Галицкий и панские послы", "Дмитрий Самозванец у Вишневского" (1881), "Представление Ксении Годуновой Лжедимитрию" (1882), "Захар Ляпунов и Василий Шуйский" (1886), "Патриарх Никон перед судом" (1885), "Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением" (1886;), "Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь, Анну, в замужество к французскому королю Генриху I" (1888); ". Мясоедов, Григорий Григорьевич (1835 - 1911). Учился в Академии Художеств, у Т. Неффа и А. Маркова. Получил золотые медали за картины: "Поздравление молодых в доме помещика","Бегство Григория Отрепьева из корчмы". За границей им написаны: "Похороны у испанских цыган", "Франческо и Паоло", "Две судьбы" и другое. Звание академика получено им за картину "Заклинание". Ему принадлежит инициатива основания товариществ передвижных художественных выставок. Из его картин на сюжеты из русской историии быта выдаются "Уездное земское собрание в обеденное время" (1872), "Чтение положения 19 февраля 1861 года" (1873), "Самосожжение" (1884;), "Молебствие в поле во время засухи" (1878 год;), "Страдная пора" (1887). Г.Г.Мясоедов написал также много пейзажей, преимущественно крымских, например: "Сумерки", "Скалы Гурзуфа", "Прибой", "С Байдарских ворот", "Дорога во ржи" (1881, в. Писал изредка и портреты (Н.Н. Бекетова, Е.С. Гордиенко, И.И. Шишкина). Занимался и гравированием (офорты: "Дорога из Бахчисарая вУспенский монастырь", "Дедушка русского флота" и "Заклинание" - 2 последние с собственных картин). Внимание художников начинает обращаться к таким историческим событиям, в которых особенно рельефно проявляется роль народа как творца истории. Одной из подобных попыток осмыслить героическое прошлое русского народа явилась картина И. М. Прянишникова «Эпизод из войны 1812 года» (1874); здесь верно показан народный характер Отечественной войны, патриотизм русских крестьян -- подлинных защитников родины от наполеоновского нашествия. Стремление выразить в искусстве национальный характер русского народа с особой силой проявилось в творчестве двух замечательных мастеров исторической живописи - В. М. Васнецова и В. И. Сурикова. Каждый из них шел при этом своим путем. В произведениях В.М. Васнецова мы не найдем исторических событий в строгом смысле этого слова. Он черпал свои сюжеты из русского народного эпоса, из былин и сказок. В его картинах то же переплетение вымысла и реальности, элементов фантастических и доподлинно исторических, наивности и мудрости, которое придает необычайное очарование произведениям народного творчества. И точно так же, как в народном творчестве, сказочно-былинные образы Васнецова, воссозданные на реалистической основе, всегда преисполнены жизненной убедительности. Вдохновленный «Словом о полку Игореве», В. Васнецов пишет свою первую большую историческую картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), воплотив средствами живописи ту же правду и красоту патриотического подвига, какая запечатлена в бессмертных строках героического предания. Суровой и мужественной скорбью, эпическим величием веет от этого полотна, прославляющего ратные дела защитников родной земли. Эпизод борьбы древнерусских племен, с набегами степных кочевников лег в основу картины «Битва славян со скифами» (1881). Под влиянием фольклора возникли многие другие картины В. Васнецова: «Ковер-самолет» (1880), «Иван-царевич на Сером волке» (1889) и лучшая из них - «Аленушка» (1881), полная чудесного сказочного настроения. Народным эпосом подсказан художнику образ «Витязя на распутье» (1882), сочетающий былинную сказочность с историчностью. Этот образ предвещает более поздних васнецовских «Богатырей» (1881 --1898)- плод многолетнего труда художника, итог его больших раздумий о Руси и о народе русском. Фигуры богатырей, полные величавого спокойствия и непреоборимой силы, выражают их несокрушимую решимость оберегать покой родной земли. Следующий шаг сделал Н. Н. Ге. Его картина «Петр I и Алексей» (1871) совмещает документальную историческую точность с углубленным психологизмом, с идейной насыщенностью. В образе Петра воплощена идея патриотизма, жертвующего всем личным во имя блага родины. Впервые в истории русского искусства перед художниками встает во весь рост задача правдивого воссоздания и глубокого осмысления исторического прошлого, - и они все глубже подходят к решению этой задачи. Порвав путы эстетики академизма, они стремятся показывать образы великих деятелей прошлого такими, какими они запечатлелись в сознании народа. Таков Петр I в картине Ге, таков и образ Кутузова, мудрого и прозорливого полководца, в популярной картине А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 году» (1880) Илья Ефимович Репин (1844--1930) родился в г. Чугуеве, в семье военного поселенца. Ему удалось поступить в Академию художеств, где его учителем стал П. П. Чистяков, воспитавший целую плеяду знаменитых художников (В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, М.А.Врубеля, В.А.Серова). Многому научился Репин также у Крамского. В 1870 г. молодой художник совершил путешествие по Волге. Многочисленные этюды, привезенные из путешествия, он использовал для картины «Бурлаки на Волге» (1872). Она произвела сильное впечатление на общественность. Автор сразу выдвинулся в ряды самых известных мастеров. Критикуя сторонников «чистого искусства», он писал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры, - предоставим это благовоспитанным барышням ». Репин стал знаменем передвижников, их гордостью и славой. Репин был очень разносторонним х удожником, замечательным мастером во всех жанрах живописи и в каждом сказал свое новое слово. Центральная тема его творчества - жизнь народа во всех ее проявлениях. Он показал народ в труде, в борьбе, прославил борцов за свободу народа. Его кисти принадлежит ряд монументальных жанровых полотен. Лучшим произведением Репина в 70-е годы была картина «Бурлаки на Волге». Картина была воспринята как событие художественной жизни России, она стала символом нового направления в изобразительном искусстве. Репин писал, что «судья теперь мужик, а потому надо воспроизводить его интересы». Пожалуй, не меньшее впечатление, чем «Бурлаки», производит «Крестный ход в Курской губернии». Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние крестов и облачений, полиция, простой народ и калеки - все уместилось на этом полотне: величие, сила, немощь и боль России. Во многих картинах Репина затрагивалась революционная тематика («Отказ от исповеди», «Не ждали», «Арест пропагандиста»). Революционеры на его картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз и жестов. На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин. Ряд репинских полотен написан на исторические темы («Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» и др.). В «Запорожцах» (1880—1891) Репинымразвернута яркая сцена из жизни Запорожской Сечи. Репинские казаки-запорожцы — это те же вольнолюбивые и бесстрашные воины, которых воспел бессмертный автор «Тараса Бульбы». Всю жизнь проводили они в схватках с турецкими и польскими поработителями, давая отпор вражеским набегам. «Я люблю запорожцев как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенных», — писал Репин, поясняя идею картины. Репин создал целую галерею портретов ученых (Пирогова, Сеченова), писателей (Толстого, Тургенева, Гаршина), композиторов (Глинки, Мусоргского), художников (Крамского, Сурикова). В начале XX в. он получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета». Художнику удалось не только композиционно разместить на полотне такое большое число присутствующих, но и дать психологическую характеристику многим их них. Среди них были такие известные деятели, как С. Ю. Витте, К. П. Победоносцев, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Малозаметен на картине, но очень тонко выписан Николай II. Василий Иванович Суриков (1848--1916) родился в Красноярске, в казачьей семье. Расцвет его творчества приходится на 80-е гг., когда он создал три самые знаменитые свои исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Его произведения «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем», «Степан Разин», «Переход Суворова через Альпы» - вершина русской и мировой исторической живописи. Величие русского народа, его красота, несгибаемая воля, его трудная и сложная судьба - вот то, что вдохновляло художника. Суриков хорошо знал быт и нравы прошлых эпох, умел давать яркие психологические характеристики. Кроме того, он был прекрасным колористом (мастером цвета). Достаточно вспомнить ослепительно свежий, искрящийся снег в «Боярыне Морозовой». Если же подойти к полотну поближе, снег как бы «рассыпается» на синие, голубые, розовые мазки. Этот живописный прием, когда два-три разных мазка на расстоянии сливаются и дают нужный цвет, широко использовали французские импрессионисты.

Суриков являет пример непреклонной взыскательности художника к себе и своему творчеству. Годами работал он над каждой своей картиной: вынашивал композицию, проверял по натуре всякую деталь, писал огромное количество этюдов для голов и фигур. В любой картине Сурикова — неисчерпаемое богатство содержания, каждое лицо — незабываемый образ.
Не только гениальным постижением прошлого родной страны велик Суриков, но и тем, что в этом прошлом он сумел обрести ключ к пониманию настоящего. Он показал, как на протяжении веков, в ходе трагически противоречивого исторического процесса, в жестоких испытаниях выковывался и укреплялся национальный характер русского народа; в его картинах и бунтовщики-стрельцы и царь Петр неукротимым духом своим оказываются сродни сподвижникам Ермака и чудо-богатырям Суворова. Образы Сурикова как бы концентрируют в себе лучшие качества русского человека, свидетельствуя о том, что ни многовековый гнет, ни трагические коллизии истории не были в состоянии сломить народ, исказить благородные черты его национального характера.

Искусство русских художников-реалистов было искусством большой жизненной правды, запечатленной с огромной художественной силой. В их произведениях поражает глубина понимания человека и широта охвата жизненных явлений. Мировая история живописи не знает другого примера, когда современность отразилась бы в искусстве с такой яркостью, многогранностью и полнотой.
Русские художники беспредельно любили свое искусство и относились к нему с редкой честностью и самоотверженностью. Они отдавали ему все силы своей души. Верещагин бросался в гущу кровавых схваток, чтобы не только увидеть, но самому пережить ту страшную правду войны, которой наполнял он свои полотна. Суриков предпринял далекое путешествие в Швейцарию, взбирался там на горные кручи; эти впечатления нужны были ему для картины об альпийском походе Суворова. Он любил повторять: «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял».
Мусоргский сказал однажды: «Искусство есть средство беседы с людьми, а не цель»; эти слова мог бы повторить за ним любой из русских художников. Искусство было для них патриотической общественной обязанностью, гражданским долгом, средством будить умы и волновать сердца.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: