Параметры, получаемые путем вычислений:
7.1. Угловая скорость вращения колен вала двигателя:
; рад/с
7.2. Усилие на весовом механизме стенда:
Рвес = Рвес'•9,81; н.
7.3. Крутящий момент двигателя:
Мк = Рвес'• l; н•м.
где L =0,7162 м - плечо весового устройства тормоза
7.4. Среднее эффективное давление:
для четырехтактного двигателя:
н/м2
для двухтактного двигателя:
н/м2
где Vh - рабочий объем двигателя, л.
7.5. Эффективная мощность двигателя
Nе= ; квт, или Nе=
; квт
7.6. Часовой расход топлива
GT= ;кг/ч-для весового способа измерения;
GT= ;кг/ч-для объемного способа измерения
где V - объем расходуемого топлива, см3;
рT- плотность топлива при испытаниях, г/см3.
7.7. Удельный расход топлива
, г/квт-ч
7.8. Часовой расход воздуха
GB= , кг/ч
, м3/ч
где рB- плотность воздуха, кг/м3.
7.9. Коэффициент наполнения
![]() ![]() |
где Vh = 3,48 л - литраж двигателя ГАЗ-51;
Vh = 6,0 л - литраж двигателя ЗИЛ-130;
Vh = 2,445 л - литраж двигателя ГАЗ-24;
Vh =11,15л- литраж двигателя ЯМЗ-236.
7.10. Коэффициент избытка воздуха
где l o - теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива;
для бензина 1о=14,95 кг воздуха/кг бензина;
для дизеля - 1о=14,45 кг/кг
7.11.Запас крутящего момента
![]() |
где - максимальное значение крутящего момента двигателя по скоростной характеристике, н*м;
![]() |
-значение крутящего момента, соответствующее максимальной мощности двигателя по скоростной характеристике, н*м.
7.12. Механический КПД двигателя
где Pi’,Pi”,Pi’’’ - условные индикаторные мощности цилиндров, определенные путем вычитания из Ре значения мощности двигателя, измеренной при выключении данного цилиндра, квт
7.13. Эффективный КПД двигателя
где Qн - удельная теплота сгорания топлива
для бензина - 44 МДж/кг;
для дизтоплива - 42,5 МДж/кг.
Выполнив измерения величин и вычисления, связанные с обработкой результатов, студент должен свободно ориентироваться во всех встречающихся понятиях, размерностях величин и быть готовым отвечать на вопросы по всем этапам лабораторной работы.
8 - Оформление отчета.
По окончании заполнения всех граф протокола испытаний студенты приступают к оформлению отчета. Отчет оформляется на листах формата Al.
Отчет должен содержать:
- название работы;
- цель работы;
- схему стенда и тормозного устройства (устройства для замера расхода топлива и воздуха).
Студент должен быть готов ответить на вопросы, касающиеся принципа работы, касающиеся работы того или иного прибора, устройства, приспособления.
Форма 1
Протокол Двигатель |
№1 испытания двигателя |
Дата |
Измеряемые величины | Вычисляемые величины | ||||||||||||||||||||||
№ п/п | n | Рвес' | G | Tt | ΔV, | Тв | Pa | Рм | tв | tм | tож | tог | Θ | Рвес | Мк | Ре | GT | qe | nv | ![]() | nе | Ре | |
мин-1 | кГс | г | с | М3 | с | КПа | КПа | °с | °с | °с | °с | град | рад/ с | Н | н*м | КВТ | кг/ч | г | - | - | - | н/м2 | |
КВТ | |||||||||||||||||||||||
Примечание: протоколы испытаний двигателя по форме 1 применяются при выполнении лабораторных работ №№ 2,3,4,5,6.