Классицизм как художественный стиль





КЛАССИЦИЗМ

(общие сведения)

Родиной классицизма (лат.образцовый) стала Франция, которая в XVII в. пережи­вала экономический подъем и превращалась в могущественную европейскую державу. Классицизм возник на волне общественного подъема французской нации и французского государства. Госу­дарство строилось на идее всеобъемлющего порядка, упорядоченного бытия, строгой дисциплины, ответственности личности за свои поступки. Государство стремилось к тому, чтобы в нем видели уравновеши­вающую, объединяющую силу. И классицизм в наибольшей степени соответство­вал этим целям, так как выражал стремление к разумному, гармоничному строю жизни. Такого рода идеалы были присущи не только политической власти, но и народному сознанию с его тягой к миру, покою, сплочению страны.

Характерной чертой классицизма также стал его нравственный пафос, граж­данская направленность. Централь­ное место в нем занял образ разумного человека, сознающего свой общественныйдолг.В оценке человека большое значение придавалось моральным моментам, понятиям о норме, добродетели. Резко противопоставлялись добро и зло, возвышенное и низменное. Основным содержанием классицизма стали противоречия между естественной природой человека и гражданским долгом, его страстями и разумом, что порождало трагические конфликты. Герои классицизма жертвовали собой во имя ДОЛГА — главного регулятора повеления человека. Государство оли­цетворяло собой долг, поэтому жизнь человека, его свобода должны были быть принесены ему и обществу в жертву.

Классицизм как художественный стиль

На основе нравственных установок классицизма формировались и его художественные особенности. Новый художественный стиль — классицизм (лат. classicus— образцовый) — следовал классическим достижениям Античнос­ти и гуманистическим идеалам Возрождения. Ориентация клас­сицизма на Античность, ставшую его культурной прародиной, определила содержание решаемых им художественных проб­лем. Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для клас­сицизма главнейшим источником тем и сюжетов. Почти обяза­тельными были обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей. Эстетика классицизма ориентирована на подражание классическим образцам, то есть подчинение человека государственным интересам, смирение чувств разумом, следование нормам добродетели, преобладание рациональною начала над эмоциональным, тяготение к нормативности, завершенным гармоническим формам, уравновешенной композиции, ясному стилю. Все эти черты приверженцы класси­цизма находили в античном мире и в соответствии с этим обращались для выраже­ния своих художественных идеалов к формам и образцам античного искусства.

Художественные каноны классицизма нередко отводили искусству роль ил­люстратора морали, житейских истин, требуя от него усиления воспитательной функции. Однако четкая нормативность классицизма, стремление к нравствен­ному пафосу, культ точного, чеканного слова зачастую приводили к дидактичности, назидательности, прямолинейности, схематизму художественных образов, их одноцветной трактовке, статичности.

 

Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где че­ловеку отводилась существенная орга­низующая роль. В творческом методе классицизма, независимо от вида искусства, были за­ложены стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте, к объек­тивному отражению окружающего ми­ра, соблюдение правильности и порядка. Класси­цизм формировал представления о вы­соком эстетическом вкусе, призывал к сдержанности и спокойствию в проявлении чувств, ориентировал на рационализм и логичность в по­ступках.

В зависимости от возможности того или иного вида искусст­ва решать поставленные перед ним задачи определялась его со­циальная и художественная значимость. Каждому из видов ис­кусства были присущи свои особенные черты. Основой архитек­турного языка классицизма становится ордер (вспоминаем, что такое ордер), гораздо более близкий по формам и пропорциям к зодчеству Античности. Про­изведения архитектуры отличают строгая организованность — соразмерность и уравновешенность объёмов, геометрическая правильность линий, регулярность планировки.Художники классицизма, выявляя общие, типические особенности в характере своих персонажей, вместе с тем лишали их образы ин­дивидуального своеобразия. Обязательным условием художественного произведе­ния +они считали симметрию, гармонию, единство времени и места действия, особую приподнятость художественного языка. Эти канонизированные принци­пы часто уводили художника от правдивого изображения жизни.Особую роль в решении просветительской задачи играли литера­тура и в особенности театр, ставший самым массовым видом ис­кусства этого времени.

 

В целостную стилевую систему классицизм сложился во Франции в эпоху могущественного короля Людовика XIV (годы правления 1643—1715). Именно здесь была выработана некая идеальная модель, позволившая стать основой творчества не только в собственной культуре, но и завоевать художественное пространство других европейских стран. Французскому образцу в этот период подражали в Испании, Германии и в странах Восточной Европы, даже Англия вы­нуждена была признать авторитет французской культуры. Особый ва­риант стиля был создан в русской художественной культуре в конце XVIII — начале XIX в. Своё прояв­ление он нашёл прежде всего в архи­тектуре, а также в скульптуре и жи­вописи. Распространение класси­цизма было поистине всеобщим; влияние этого, пожалуй, самого ин­тернационального стиля чувствова­лось даже в странах Северной и Юж­ной Америки.

За долгие годы существования не раз менялась идеологическая ориен­тация классицизма. Если вначале искусство классицизма было неотде­лимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классициз­ма, оно служило крайне противоречивым идеалам борьбы про­тив тирании, за утверждение гражданских прав личности, со­звучных Великой французской революции. На последней ста­дии своего развития классицизм активно выражал идеалы наполеоновской империи. Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (фр. empire — империя).

АМПИР – это стиль позднего (нач.19в.) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, воспроизводящих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивнымии монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.





Читайте также:
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Группы красителей для волос: В индустрии красоты колористами все красители для волос принято разделять на четыре группы...
Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.015 с.