ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ




 

 

Практическое задание №3

По дисциплине «Семейная педагогика и семейное воспитание в раннем и дошкольном возрасте»

На тему: «Психолого-педагогические основы семейного воспитания»

 

Выполнила: ст. гр. Под/б-19-1з,

Саган Л.В.

Проверил: доц.,

Удина Е.Н.

 

 

Севастополь, 2020 г.


Вопросы:

1.Основные механизмы воспитания в условиях семьи.

2.Отец и мать как воспитатели.

3.Роль дедушки и бабушки в воспитании детей.

4.Любовь в семье как моральная ценность.

 

1.Родительский дом – прежде всего это та среда обитания, ребенок защищен от неизвестности, опасности окружающего мира.

Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Дети рано начинают ощущать тепло родного дома. В семье ребенок приобретает первый опыт созидания радости для других.

Родительский дом – это и некое материальное понятие. В доме у каждого есть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважение.

«Заповедные зоны» - важное условие для сохранения в человеке чувства защищенности. Наипервейшего из тех, чем дорог каждому его родной дом.

Родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции обычаи. Нормальная семья живет богатой внутренней жизнью, повседневно творит душевный и духовный мир индивидуальности.

Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.

2.Отец и мать как воспитатели.

Самой природой отцу и матери отведены роли естественных воспитателей своих детей.

Способность сопереживать ребенку, желание защитить его свойственны и мужчине, и женщине.

Биологическая взаимосвязь между матерью и ребенком не сразу превращается в психологическую. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью после рождения, оказываются основой, на которой развивается дальше весь мир эмоциональных отношений человека.

Существенной стороной становления личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение соответствующим полоролевым поведением.

В развитии специфических половых, психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит мужчине – воспитателю, отцу, педагогу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери) играет по – разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентификацию.

Отец и мать – первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития.

3.Бабушка и дедушка.

В настоящее время в подавляющем большинстве – грамотные и культурные люди. Они способны не просто нянчить внучат, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор, делать их жизнь более надежной, защищенной и устойчивой.

4.Любовь в семье как моральная ценность.

Семейная любовь – это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей от которого зависит счастье данной семьи.

Причина поведения, подрывающего семейную любовь – неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка.

Требования в воспитании.

Задача родителей организовать жизнедеятельность детей не только с помощью внешней регламентации, через предъявление требований, правил, а путем всемерной активизации у ребенка внутренних стимулов, потребностей, желания стать лучше.

Авторитет родителей.

Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяется их зрелостью, а не насилием, не подавлением его личности.

Быть авторитетным родителем – значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там, где это необходимо.

Традиции семейного воспитания.

Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиции и обычаи – два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально – культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

 

Практические задания.

1.Реферат «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей».

2. Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

Ответ:

Игрушки лучше разделить на несколько групп. Первая — любимые, те, с которыми ребёнок играет каждый или почти каждый день. Как правило, это самая немногочисленная категория, поэтому найти для любимых игрушек место под рукой не составит труда.(Например машины поставить под стол-это будет «гараж»)

Вторая категория — игрушки, в которые ребёнок играет реже. Это могут быть домики для кукол, конструкторы, мини-кухни или игрушки, которые малыш предпочитает использовать в компании друзей. Их уже можно убрать подальше: например в шкаф, ящик или на полки.

Третья группа игрушек — те, игра в которые требует участия взрослого человека. Сюда относятся как потенциально опасные для детей предметы (например, конструкторы с мелкими деталями, которые маленький ребёнок может проглотить), так и те, которые используются для совместных игр (игрушечные аптечки, еда, наборы в стиле «дочки-матери» и так далее) Поэтому такие игрушки хранить повыше, чтобы ребенок не мог их достать.

На самом деле ребенку даже противопоказано иметь в своем детском уголке целую гору игрушек. Сильно рассеивается внимание, ему трудно сосредоточиться на определенной игре, он быстро утрачивает интерес к данной игрушке, требуя новую. Родители полагают, что их ребенок быстро развивается, поэтому ему скучно играть со вчерашними игрушками, но в реальности у него формируется поверхностное отношение к игровой деятельности. Нет понимания той или иной социальной роли, слабо выражены сюжетные линии в игре, тормозится общее психическое развитие. Возникают элементарные проблемы с самостоятельной уборкой.

Появление в детской систем хранения – это отличный способ приучить ребенка к поддержанию порядка и опрятности.

3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

- малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

- малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

Ответ:

Конечно, бабушки и дедушки лучше пусть приезжают домой к ребенку. Это не так сильно будет отражаться на его психике. Дома проводить время намного комфортнее, уютнее. Ребенок находится вечером и ночью рядом с родителями. А к себе бабушки могут забрать его на выходные.

4. Психотерапевт А.Г. Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других.

Ответ:

Это называется чувство такта, воспитание и культура.

5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте.

Ответ:

У меня есть сестра, которая младше меня на 9 лет, соответственно, мы проводили не очень много времени из-за разницы в возрасте. Но, если мы были вместе, пыталась чему-нибудь друг друга научить, подсказать, например сглаживанию конфликтов с друзьями (не обзываться, не грубить, уметь улаживать конфликт разговорами). Мама – это главный воспитатель для нас в семье. Она нас многому научила, всегда приходила на помощь, никогда не ругала (ну только, если мы наглели, она могла строго поговорить). Все самое главное и ценное для нашей дальнейшей жизни дала мама.

6. Опишите какие традиции существуют в вашей семье. Какие традиции вы будете продолжать в своей семье.

Самая главная традиция – это сбор на все праздники всей семьей. Все стараются отменять свои планы и собраться вместе. Это очень важно для нашей семьи, так мы показываем уважение к свои родителям, и уважение к нашей семье в целом.

В моей семье еще дети малы, поэтому я продолжу эту традицию, как только дети «улетят» из гнезда. Сейчас своим примером я им показываю, что семья это самое важное в жизни. Семейные ценности — это то, чем одна семья отличается от другой. Это семейная память, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в общем, то, о чём в семьях обычно даже не задумываются, принимая их наличие как данность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: