Понятие «Темы» в кельтской поэтико-религиозной традиции




Тема (условное обозначение – Т.) – Поэтико-религиозная система, обуславливающая функционирование кельтского общества (и предположительно являющаяся основой современных европейских культур, имеющих кельтские корни).

Исследованиями современных учёных доказано, что первая поэтическая система принадлежит именно кельтскому народу. Истоки кельтской литературы и поэзии, безусловно, намного древнее самого кельтского народа и берут своё начало ещё в докельтский период, за сотни лет до XIV века до нашей эры, когда разрозненные, индоевропейские по происхождению, племена начали свою миграцию в Европу, имея единственную возможность считаться родственными за счёт схожести их наречий, представлявших собой диалекты единого сохранившегося с ещё более давних времён пракельтского языка. Исторические факты свидетельствуют, что и на этом, самом раннем этапе развития и организации общества, центральное место в жизни кельтских племён занимала поэзия, тогда ещё не разделённая функционально с музыкой и религиозной системой и имеющая священный и сакральный статус. Яркими фигурами общественного строя докельтского и раннекельтского общества являлись Поэты1 и друиды, составлявшие единую «жреческую» касту и выступавшими в ролях от близкой к современному понятию «юрист» до богословской и просветительской. Типичным заблуждением многих современных исследователей является так называемое «уравнивание» Поэтов и друидов в их обязанностях и функциях, а также в интерпретации положения занимаемого теми и другими в обществе. Между тем, как раннекельтскую иерархическую систему можно представить в виде такой схемы:

Для более чёткого и ясного понимания основного и сюжетообразующего конфликта всей кельтской, а позднее и ирландской литературы и культуры стоит понимать, что «жреческая» каста в раннекельтском обществе занимала главенствующее положение, однако никогда не являлась однородной, как никогда и ни при каких обстоятельствах ни одна из её двух составляющих не могла бы заменить другую, переняв «чужие» функции. Безусловно, наличием столь строгих различий между такими понятиями, как «Поэт» и «друид» мы обязаны ещё континентальной истории кельтских народов (их первое зафиксированное появление на континенте в XIV в. до н.э.), однако очевидным остаётся, что причины и виды этого внутрикастового противостояния имеют куда более глубокие корни. Ключевым вопросом для понимания дальнейшего развития всей поэтико-религиозной системы Европы является знание о различии в доминирующих функциях каждой из составляющих «жреческой» касты – друидической и Поэтической. Несмотря на своё «сакральное единство» и единство статуса, Поэты и друиды исконно составляли глубокую оппозицию друг другу, различаясь не только по своим функциям, но и по сути содержания и направления своей деятельности. Как и для любого народа, находящегося на ранней стадии развития, для кельтов природа представлялась в обожествлённой форме, и процветание и благополучие народа, как считалось, во многом зависело от благорасположенности к нему различных богов и духов. Поэтому в раннекельтском обществе функция «задабривания» гневных сил природы, отчасти прорицательская (предсказание грядущих бед и несчастий, требующих срочного магического вмешательства), проведение и непосредственное исполнение магических обрядов отводилась именно друидам. Практическая сторона их деятельности сводилась к элементарным жертвоприношениям, требующим исполнения кровавых и страшных обрядов и практике чёрной магии, способной, по уверению друидов, исправить положение дел. По большей части необразованный и простой народ, а также и вожди, оказывавшиеся под влиянием священного статуса друидов, во многом зависели от них, что давало их касте неограниченную власть и возможности её использования в своих целях. Функция же Поэтов исконно сводилась к совершенно противоположному направлению деятельности, в котором они выступали непримиримыми противниками друидов, противостояние которым и послужило развитию первой поэтической и, как следствие, религиозной системы. В современном понимании функцию Поэтов в раннекельтском обществе можно было бы назвать «священнической». В отличие от друидов, Поэты никогда не практиковали чёрную магию, всякого рода заклинания и крайне неодобрительно относились к человеческим и другим жертвоприношениям (исключение – самопожертвование, см. далее), исповедуя единое сотворение мира от Слова Единым Богом, имя которого держалось в строжайшем секрете. Как свидетельствуют многочисленные источники, древние кельтские Поэты также как и друиды, обладали знанием, дававшим им их высокий статус, однако очевиден и тот факт, что исполнение обрядов друидами во многом было символической функцией, направленной на упование народа на то, что совершённый обряд принесёт желанный эффект, в то время как в руках Поэтов была сосредоточена реальная власть и силы природы повиновались им. Умение созидать и разрушать словом было главным и основным из умений Поэтов (позже филидов), таким образом, в их руках оказывалась не «магическая» власть друидов, чей имидж поддерживался в основном за счёт проведения пышных обрядов и исполнением многословных заклинаний, а действительная способность управлять живой и неживой материей, не прибегая к магическим обрядам и жертвоприношениям. Поэтому статус Поэта в раннекельтском обществе всегда был очень высок, хотя по популярности Поэты всегда проигрывали друидам, чьи «представления» больше нравились простому народу, готовому скорее уверовать в пышно обставленную церемонию, чем в тихо сказанное слово Поэта. Сами же Поэты, противопоставляя себя друидам, отрицали использование всяческой магии и крайне редко прибегали к чудесной силе своих слов, в основном вся их функция сводилась к третейскому судейству, «юридическим» консультациям населения и песням=молитвам, обращённым к единому Богу, а также священному прорицанию, сродни церковным откровениям. В подобной ситуации конфликт был очевиден. Друиды, видя реальный эффект слов Поэтов, их песен и стихов, видя и осознавая, что в их руках скрыта истинная власть, способная управлять живым и неживым в этом мире, всячески стремились выведать секрет этой власти у Поэтов. Те же, в свою очередь, осознавая опасность попадания его в руки друидов, всеми силами пытались его скрыть. А так как главной силой, дававшей древним Поэтам власть, было сакральное имя единого Бога, именно оно и оказалось основой придуманной Поэтами системы=игры, призванной защитить их священное знание от посягательств учёных друидов. Так, чтобы скрыть своё сакральное знание, древними Поэтами была разработана сложнейшая и богатейшая по своей образности система шифров, выраженная в поэтических канонах, владение которой позволяло Поэтам спокойно исполнять свои функции, не опасаясь, что друиды «докопаются» до их главной тайны.

 

Таким образом, овладение этой постоянно усложнявшейся системой поэтико-религиозных шифров и стало главным ответом Поэтов на деятельность друидов, а их работа в этой области – толчком к развитию первой поэтической и религиозной системы. Чтобы запутать друидов, бывших, стоит признать, блистательными учёными, Поэты были вынуждены распространить свою систему и на ряд смежных явлений, таких как: история, астрономия, музыка, математика и другие, тем самым обезопасив себя ещё больше. И, в конце концов, они были вынуждены отказаться от способа прямой передачи своих знаний через ученичество, как это делали друиды, во избежание обучения «подосланных учеников». Так Поэты стали закрытой кастой, и овладение Поэтом основами поэтико-религиозного шифра происходило во многом самостоятельно, или, как правило, под руководством родителей.

В современной науке практически нет исследований, посвящённых освещённым вопросам, и, возможно благодаря единственному исследованию, где древняя поэтико-религиозная система шифров была упомянута и отчасти рассмотрена,2 за ней закрепилось название поэтической Темы, или просто Темы, как свода тех самых правил, законов и шифров, используя которые Поэты выстраивали и защищали свою поэтико-религиозную систему.

 

Во времена раннеирландского общества, когда кельты уже прочно обосновались на острове Ирландия, статус Поэтов ничуть не изменился, но даже возрос по отношению к древней традиции, так как истории известны случаи управления народом королями-поэтами. Наряду со значительным социальным повышением своего статуса, Поэты приобрели не только более обширные полномочия и популярность, но и фактическую возможность совмещать функции политика, историка, священника, юриста, правоведа и литератора. Именно заслугам древних Поэтов мы обязаны сохранению ирландской литературной и исторической традиции до нашего времени.

Таким образом, перед нами вырисовывается историко-культурный портрет автора Тематического текста; автора, как в прямом смысле этого слова, так и в роли «скриптора», в которой обычно и выступали Поэты старой закалки в христианские времена. Следовательно, у нас уже есть некоторые сведения о той системе, руководствуясь которой древние Поэты создавали свои тексты. Именно осознание этого момента даёт нам право рассматривать ирландский (как и любой другой) материал через Тему, являющуюся для нас тем самым «кодом», через дешифровку которого мы намерены разложить его на три различимые составляющие: история, религия и, собственно, историко-культурный код народа, заложенный в подсознании. Самое сложное в этом, как правило, даже не распознание Темы в тексте (мы знаем, что все кельтские тексты созданы по этой системе), а её дешифровка, так как в этом случае мы должны располагать сведениями о тех приёмах её создания, функционировании и шифре, какими располагали её создатели. И в данном случае только текст и слово являются прямым ключом к дешифровке.

Итак, Тема была разработана кельтскими Поэтами в качестве «охранной системы» от посяганий друидов на сокрытые в ней знания. Для усложнения задач по её раскрытию была придумана целая система шифров (видов, форм выражения и бытования Темы), владение которой и позволяло Поэту сохранять в безопасности «главную действующую силу» - сакральное имя. Безусловно, друидами был тут же вычислен этот план (и это породило огромное число «практических» подражаний), и Поэтам для его поддержания пришлось интегрировать Тему и в другие области знаний, кроме собственно религиозных и литературных. Фактическое, «явленческое» проявление Темы как раз и заключалось в том, что это была реальная сила, способная управлять живой и неживой материей, а также являвшаяся, собственно, и тем правилом (законом, установленным порядком), по которому они функционировали. Другими словами, исходя из понимания Поэтов, этой самой силой являлось имя Божье, породившее мир и задавшее тем самым своеобразный закон и единые правила на все времена. Запрет на его прямое произнесение во избежание попадания его к друидам и послужил к созданию своеобразной системы – некой образной, описательной сферы функционирования и сохранения этого имени. Создание «образа» послужило главным и основным приёмом шифра. Так и родилась Тема и множество её видов – образных (поэтических по сути и построению) систем, являвшихся реальным критерием власти и управления окружающим миром и теми самыми «каноническими» рамками, в которых создавались все основные кельтские тексты. Тема, кроме своего значения для общества в целом и для Поэтов в частности, также имела очень важную и существенную функцию определения границ реальности. Всё, включённое и существующее в рамках Темы, признавалось реальным, всё, что не входило в неё, не являлось одним из её символов, на что не распространялось её влияние, являлось фантомом, иначе говоря, фактически просто не существовало. Этим и объясняется возможность рассмотрения любых происходящих в мире процессов через Тему и их раскрытие в их изначальном понимании и нахождение их первопричин и их трактования.

Так, главными системообразующими понятиями Темы являлись понятия цикла, слова (иногда = цифры) и триединства (в Поэтической трактовке Бог=имя=Слово рассматривался в качестве носителя женской силы и женского образа и был един/а в трёх ипостасях, отсюда традиционное для кельтов значение цифры 3. Из этих трёх системообразующих понятий и вышли все имеющиеся шифры (т.е. виды бытования и функционирования Темы), такие как: первый календарь, алфавит, система счёта, цветовые и другие природные шифры. Наложение сущностной системы Темы на реальные объекты (астрономические, явленческие, природные, рукотворные) и есть основа кельтского мировосприятия и миросознания и основа той проблемы, с которой столкнулась современная наука – невозможность адекватно и полно раскрыть и интерпретировать целые комплексы взаимосвязанных проблем и явлений, имеющих Тему своей основой (древняя поэзия, древняя религия, история, древние науки и др.). Невычленимость части из целого и невозможность их отдельного рассмотрения без разрушения всей системы – и есть основной характерный признак Темы.

Помня о том, что основным приёмом создания вокруг сакрального имени целой функциональной системы был образ (знак), правомерно рассмотреть, хотя бы вкратце основные Тематические образные системы. Распространение и развитие того или иного вида шифров обусловлено, как правило, общей исторической и культурной средой, в которой оказывался кельтский народ на протяжении своего движения по миру. Тот или иной вид шифра Темы чаще всего становился наиболее популярен, получал своё развитие и закреплялся в той или иной местности, где все, как внешние, так и внутренние социокультурные и исторические условия способствовали его бытованию и развитию. В восточных регионах, где было сильно кельтское влияние или куда оно пришло позже с ранними миграциями, в основном получил своё развитие шифр в виде цифровой системы, позже развившийся в самостоятельные дисциплины, такие как: математика (арифметика) и нумерология, в южных кельтских регионах Европы большое развитие получил «животный», где Тема представлялась в виде животных образов, в центральных, южных и восточных регионах прижился и стал наиболее популярен алфавитный и цветовой шифр. На западе все шифры имели место, и к ним в свою очередь был добавлен и активно разработан природный шифр (пример – шифр в виде алфавита деревьев). Для той части кельтских племён, что позже пришли в Ирландию и сформировали её основное население на период до III века н.э., была характерна интерпретация Темы в виде литературного сюжета, с использованием полного объёма шифров, что и делало кельтскую и ирландскую литературу одной из самых богатых и образных в мире на протяжении многих веков. Текст являлся тем основным материалом, с которым работали Поэты, именно в тексте они шифровали при помощи образов и сюжета имя (=слово).

Итак, для кельтских Поэтов Ирландии, как и для их континентальных предшественников, Тема представлялась в воплощениях трёх понятий: цикла, слова и триединства, и имела свои литературные (поэтические) формы бытования. Так, центральное место в этой системе было отведено Луне, как главному небесному телу, по которому отсчитываются все основные биологические и естественные жизненные ритмы в мире, а также влиянию которого подвержены такие сакрализированные явления природы, как Вода, Жизнь и Смерть (влияние Луны на биологические ритмы человека). Разумеется, как и любой народ на ранней стадии своего развития, кельты были представителями культуры солярного типа, и бог солнца, как и полагается, занимал центральное место в мировоззренческой системе народа, и этот культ активно поддерживался друидами, легко ведшими исчисление по световым дням и датам солнцестояний. Центральное место Луны в системе – исключительно Поэтическая привилегия. Естественно, в литературно-образной системе Поэтов Луна представлялась в женском обличии и почиталась как высшее божество, высшая богиня, обладающая беспрецедентной силой и властью над всем живым, и чьими слугами и служителями чьего культа оказывались Поэты. Этой, так называемой Белой богине, были свойственны три варианта воплощения (образы, в которых она чаще всего являлась людям и была отражена в поэтических, литературных шифрах). Это – безобразная старуха (=смерть), прекрасная девушка (мать, жена) и женщина-воительница (иногда – искусительница и, как правило, разрушительная сила). Этой богине были свойственны и животные воплощения. В зависимости от конкретного шифра Луна появлялась в тексте в той или иной своей ипостаси для выполнения изначально заложенной в её суть функции. Её наличие в тексте, а также и в самой системе мышления и мировоззрения вообще предполагало полное подчинение её власти и законам. Так родился основной сюжетный Тематический конфликт, основанный на понятиях цикла, слова и триединства. В этой сюжетной системе Луна в образе Женщины выступала как Королева, властительница, а Поэт как её подданный, служащий её культа и её муж. Вся его власть и успешность его деятельности (и жизни) напрямую зависели от его королевы и неукоснительного исполнения Поэтом своих «жреческих» обязанностей по отношению к Ней, главным орудием в культе, которым являлось слово как символ её власти (глубже – сакральное имя). Кельтский традиционный обычай брать в жёны богиню-покровительницу того места, где хочешь стать королём и через это символическое бракосочетание обретать свою королевскую власть и равнобожественный статус, явно имеет Тематические корни (так реальные исторические личности действовали в рамках Темы). Однако, следуя понятию о цикличности, счастливый «брак» Поэта и Луны не мог продолжаться вечно, и в положенный срок, на смену Поэту приходил новый герой, оспаривавший его место подле королевы и, как правило, для утверждения окончания старого цикла (например - годового) убивал своего предшественника (кровавое празднование окончания старого года с церемониальным убийством жертвы-символа старого года). Таким образом, он утверждал начало нового цикла (иногда это - наступление нового года) и становился полноправным королём до следующего года, когда тоже самое вновь проделывал Поэт (воин погибал за неё). В литературных образах этот сюжет, как правило, выражался в искусно описанных любовных интригах прекрасной молодой королевы и её нового любовника, оспаривающего её у мужа-старика или (что и послужило толчком к развитию романтических тенденций в литературе) в описаниях безответных терзаний поэта в своей любви к недосягаемой возлюбленной и других формах и вариантах его несчастной и трагической любви. Эта постоянная циклическая смена образов – Поэт/воин и стала одним из основных сюжетообразующих видов шифра Темы. Также эта схема была чётко поделена и на цвета, имевшие жёсткую привязанность к конкретному символу. Так, Луна в цветовой системе Тематических шифров – соотносилась с белым цветом (и, следовательно, всё белое являлось её символом или принадлежало ей), Поэт – с синим цветом (по аллюзии с водной стихией, подчиняющейся лунным циклам и являющейся символом и источником жизни), Воин – с красным (по цвету огня и крови, символизировавшими его приход). Поэтому кельтский цикл на основании этой системы шифра можно представить в виде чередования синего и красного. Однако стоит отметить, что в действительности понятие цикла Тематического и годового не всегда совпадали и, так называемый, «год воина» или «год поэта» мог длиться как и один год, так и несколько лет или даже десятков лет или веков.

Что касается самого Поэта и воина – и тот и другой в рамках Темы были связаны многочисленными табу и предначертаниями. Поэт, например, под страхом смерти (отход от Темы) не имел право брать в руки оружие (брать на себя функции воина), то же относилось и к воину – он не имел права перенимать функцию Поэта. В этом циклическом сюжетном противостоянии кельтам и виделся жизненный цикл, представлявшийся им как борьба, как противостояние двух начал. Наличие подобных табу и запретов во многом было условно, так как реальное положение дел даже не подразумевало возможность воина или поэта отойти от Темы, ибо была система их жизни, и, отойдя от неё, они бы вычеркнули себя из существования. Но, кроме запретов и табу, и Поэт, и воин были скованы и рядом своих предначертаний, долгом, воплощением которого они, как правило, и выступали. Долг воина – убить Поэта и прийти ему на смену, обеспечить королевству (народу, Ей, земле) «стабильную власть» и процветание на период своего правления, территориальные расширения, славу, величие - всё, с чем ассоциировался красный цвет его облачения. Долг Поэта был куда проще и страшнее – умереть. Пожалуй, в этом и заключалась основная прелесть занимаемого им статуса. Добровольно стать священной жертвой, ритуальное убийство которой на Её глазах своим противником и обагрение своей кровью народа и послужит залогом его дальнейшего процветания и величия. Для истинного Поэта не подразумевалось высшего и большего блага, чем умереть во имя Неё. Вся эта система породила к жизни ещё один страшный и удивительный феномен, живой до сих пор, хотя и не всегда осознаваемый теми, кто прибегает к нему. Феномен «ритуальной свадьбы» короля с богиней-покровительницей его будущего королевства (т.е. с Луной, Белой богиней).

Сегодня понятие «Темы», как правило, не рассматривается учёными кельтологами, что до сих пор является, на наш взгляд, основной причиной затруднений в исследованиях кельтской, в том числе и ирландской культуры. Невозможность научно доказать основу «Темы» (почти тоже самое, что доказать существование Бога) является главным препятствием к вхождению Темы в научный инструментарий исследователей. Однако результаты рассмотрения и анализа реальных исторических фактов через Тему на примере ирландского материала позволяют говорить о том, что законы «Темы» являются до сих пор действенным и определяющим фактором на уровне подсознания целой нации.


1 Отсюда и далее написание с заглавной буквы выступает как термин именно к этому виду выполняемых функций и этому статусу поэта.

 

2 См. Роберт Грейвс «Белая Богиня», Екатеинбург, 2005.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: