Особенности учебного проектирования в начальной школе




При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая детям и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться младшие школьники, узок, а их представления о таких пробле­мах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включе­ния школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познаватель­ных интересов ребенка и находиться в зоне его ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть, сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Более длительные проекты в начальной школе встречаются редко. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу. Однако, как показывает практика, эффективнее такая деятельность будет, если она осуществляется во внеурочное время, либо в режиме сочетания уроков и внеурочных занятий детей во второй по­ловине дня.

Кроме того, важно ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать детям такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеем ли мы этими умениями в достаточной мере? Давайте подумаем, каким образом мы можем приобрести нужные нам умения. Где еще мы можем впоследст­вии применять такие умения?»

Методика организации проектной деятельности младших школьников предполагает последовательное «погружение» детей в проектирование:

2-й класс: формирование умений по отдельным элементам проектной и ис­следовательской деятельности у школьников на традиционных занятиях на уроках или во второй половине дня (таких, как целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, времени и ресурсов, координирование дея­тельности и т.д.);

 

3-й класс: проведение одного проекта или исследования (как правило, во II полугодии);

 

4-й класс: проведение двух проектов или исследований (по одному в каждом полугодии).

 

Большого внимания учителя требует и процесс осмысления, целенаправлен­ного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» детям информацию, а направить их самостоятельный поиск. Напри­мер, так: «Всё ли мы знаем, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию нам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процесс работы младших школьников над проектом вклю­чать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте пред­ставляют интерес опросы, интервьюирование детьми отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей, родственни­ков при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны», «Великая Отечественная война в историях наших семей» и др.

Если выполнение проекта школьниками проходит в режиме сочетания уроч­ных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлечь родителей. Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части рабо­ты детей над проектами, - иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей -важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школь­ников при выполнении ими проектной деятельности.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта. Довольно часто презентация выполненных детьми проектов прохо­дит публично, с приглашением родителей, учителей, всех заинтересованных лиц, и является своеобразным шоу, запоминающимся, ярким, эмоциональным событием. Возможно проведение презентации сразу для всех параллельных классов.


Практические советы по организации презентации проектов.

Во-первых, помогите детям произвести самооценку проекта. Для этого предложите им ответить на следующие вопросы.

1) Обращаясь к определенной потребности: почему вы начали разрабаты­вать этот проект?

2) Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея?

3) Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей, тех, кто бу­дет использовать ваш проект?

4) Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и/или каковы направления для дальнейшего исследования?

Во-вторых, помогите детям оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы (вопросы могут быть упрощены в зависимо­сти от ситуации).

1) Правильно ли вы сформулировали задачу?

2) Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?

3) Обосновали ли вы каждый из критериев?

4) Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?

5) Обосновали ли вы свое решение при выборе одной из них?

6) Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?

7) Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?

8) Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и эколо­гических проблем?

9) Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разра­батывать этот проект?

 

В-третьих, помогите детям подготовить проект к презентации. Презентация, или защита, проекта - завершающий этап выполнения проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществ­ляется в форме выставки проектов учащихся - тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое высту­пление с рассказом о своем изделии.

 

План выступления школьника, например, может быть таким.

1) Почему ты начал разрабатывать этот проект?

2) Для кого предназначен твой проект?

3) Какова основная идея твоего проекта? Какие идеи еще были у тебя? Поче­му ты их отверг?

4) Какими критериями ты руководствовался? Соответствует ли им выбранная идея?

5) Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? (Краткая характеристика процесса выполнения проекта.)

6) Какие этапы выполнения проекта были? В чем они заключались? (Краткая характеристика производственных этапов.)

7) Какие комментарии ты получил относительно изготовленного изделия от пользователей или посторонних людей?

8) Как улучшить проект и/или каковы направления для дальнейшего исследо­вания?

 

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети поняли потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и ощутили атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов. Если в обсуждении проектов участвуют все желающие, то оценивание обычно производится жюри, в со­став которого включают администратора, не работающих в классе учителей, пред­ставителей родительской общественности, старшеклассников. При любом способе оценивания важно, чтобы оценка за проект ребенка должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, мож­но отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ребенок, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации. Например, могут быть следующие номи­нации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красоч­ный проект», «Веселый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.Помимо личных призов можно предложить общий приз всему классу за ус­пешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выстав­ку, в музей), пикник, экскурсия по изучению местного хозяйства и достопримеча­тельностей родного края и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: