Классификация проектов школьников




Проектно-исследовательская деятельность

В начальной школе

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образова­тельно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения экспериментов и исследований.

Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализа­цию личности, на изменение роли учителя, его отхода от функции посредника в пе­редаче знаний и переход на позиции консультанта и наставника.

Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый ат­рибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более облег­ченный вариант проектной деятельности им предлагается. Проекты школьников мо­гут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результа­там и т.п. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития субъектности ребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности.

Признаки, которые могут считаться ведущими в проектной технологии.

1) Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или тео­ретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, про­блемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).

2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя, - принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.

 

Дейст­вия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:

  • помогает ученику определить цель деятельности;
  • рекомендует источники получения информации;
  • раскрывает возможные формы деятельности;
  • содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
  • создает условия для активности школьника;
  • является партнером;
  • помогает ученику оценить полученный результат и т.п.

 

Действия ученика, выполняющего проект, можно обозначить так:

  • определяет цель своей деятельности;
  • открывает новые знания; экспериментирует;
  • выбирает пути решения возникающих проблем;
  • несет ответственность за свою деятельность и т.п.

Следовательно, выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций.

Качества:

  • самостоятельность;
  • инициативность;
  • целеполагание;
  • креативность.

Умения и компетенции:

  • исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, сле­дить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
  • оценочные: оценивать ход и результат своей деятельности и деятель­ности других;
  • информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;
  • презентационные: выступать перед аудиторией, демонстрировать арти­стические возможности, отвечать на незапланированные вопросы, ис­пользовать различные средства наглядности;
  • рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллектив­ном деле;
  • менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

 

Исходя из всего вышесказанного, возникают резонные вопросы: готовы ли школьники к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые каче­ства и умения? Ответ: конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и раз­вития как раз и состоит в том, что ученик, не обладая достаточными умениями и ка­чествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей эти умения и качества. Участие в определенной деятельности есть и условие, и ре­зультат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и ка­честв. А формирование необходимых качеств и умений возникает только в процес­се выполнения этой деятельности и не может происходить вне этой деятельности. Например, самостоятельность как качество личности не может развиться без само­стоятельной деятельности ученика. Исследовательские умения человека не могут появиться без участия его в исследовании. Умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, как нам хорошо известно, формируется в процессе таковых выступлений. Более того, никакой школьный возраст (младший, подростковый) нельзя рас­сматривать как необязательный, малозначимый, «проходной» для реализации про­ектного метода. Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда у значительного чис­ла школьников так и не удастся развить впоследствии названные качества и уме­ния на должном уровне. Поэтому необходимо вовле­кать школьников в проектную деятельность, причем начинать это следует как мож­но раньше, конечно, на доступном для их возраста уровне, учитывая особенности личностного развития. А при организации такой деятельности - подмечать прояв­ления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать ус­ловия для их развития.

 

Классификация проектов школьников

Технология организации проектной деятельности школьников является мно­гоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разно­видностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям.

 

1) Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:

  • практико-ориентированные;
  • исследовательские;
  • информационные;
  • творческие;
  • роле­вые.

Кратко характеристика каждого из этих видов проектов представлена в таблице.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: