Проектно-исследовательская деятельность
В начальной школе
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путем анализа информации, проведения экспериментов и исследований.
Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, на изменение роли учителя, его отхода от функции посредника в передаче знаний и переход на позиции консультанта и наставника.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов - неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более облегченный вариант проектной деятельности им предлагается. Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т.п. Однако при всем их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития субъектности ребенка при обеспечении максимальной самостоятельности его продуктивной деятельности.
Признаки, которые могут считаться ведущими в проектной технологии.
1) Прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Или, другими словами, технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата (проекта).
2) Характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя, - принципиально иной по сравнению с традиционным обучением.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученику определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполнения проекта;
- создает условия для активности школьника;
- является партнером;
- помогает ученику оценить полученный результат и т.п.
Действия ученика, выполняющего проект, можно обозначить так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания; экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несет ответственность за свою деятельность и т.п.
Следовательно, выполнение проектной деятельности предполагает наличие у школьников определенного набора качеств, умений и компетенций.
Качества:
- самостоятельность;
- инициативность;
- целеполагание;
- креативность.
Умения и компетенции:
- исследовательские: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
- социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло;
- оценочные: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
- информационные: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает;
- презентационные: выступать перед аудиторией, демонстрировать артистические возможности, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
- рефлексивные: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
- менеджерские: проектировать процесс, планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Исходя из всего вышесказанного, возникают резонные вопросы: готовы ли школьники к такой деятельности? Достаточно ли развиты у них необходимые качества и умения? Ответ: конечно же, нет! Но диалектика обучения, воспитания и развития как раз и состоит в том, что ученик, не обладая достаточными умениями и качествами, вовлекается в выполнение какой-либо деятельности, предполагающей эти умения и качества. Участие в определенной деятельности есть и условие, и результат развития необходимых для выполнения этой деятельности умений и качеств. А формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе выполнения этой деятельности и не может происходить вне этой деятельности. Например, самостоятельность как качество личности не может развиться без самостоятельной деятельности ученика. Исследовательские умения человека не могут появиться без участия его в исследовании. Умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, как нам хорошо известно, формируется в процессе таковых выступлений. Более того, никакой школьный возраст (младший, подростковый) нельзя рассматривать как необязательный, малозначимый, «проходной» для реализации проектного метода. Иначе мы можем оказаться в ситуации, когда у значительного числа школьников так и не удастся развить впоследствии названные качества и умения на должном уровне. Поэтому необходимо вовлекать школьников в проектную деятельность, причем начинать это следует как можно раньше, конечно, на доступном для их возраста уровне, учитывая особенности личностного развития. А при организации такой деятельности - подмечать проявления необходимых качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их развития.
Классификация проектов школьников
Технология организации проектной деятельности школьников является многоцелевой, а потому имеет в своем арсенале большое количество видов и разновидностей проектов, определяющих ее многоплановость и комплексное влияние. Выделяются несколько классификаций проектов по различным основаниям.
1) Классификация проектов по доминирующему виду деятельности ученика:
- практико-ориентированные;
- исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- ролевые.
Кратко характеристика каждого из этих видов проектов представлена в таблице.