Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).
Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.
Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.
При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.
Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:
1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;
2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;
3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;
4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.
Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2. разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;
3. предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;
4. разрабатывает и реализует налоговую политику;
5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
6. принимает меры по регулированию РЦБ;
7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
9. руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;
10. разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.
Методы осуществления финансовой деятельности:
1) при мобилизации (сборе) денежных средств:
- метод обязательных платежей (налоги и сборы);
- метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);
2) при распределении государством денежных средств:
- метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное их выделение);
- метод кредитования (выделение денежных средств на принципах платности, возмездности, возвратности и срочности).
Государственные органы, осуществляющие
Финансовую деятельность
Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы:
во-первых, органы общей компетенции - высшие представительные и исполнительные органы государственной власти;
во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией;
в-третьих муниципальные органы.
Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).
Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. ʼʼаʼʼ, ʼʼбʼʼ ч. I ст. П4 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России.
Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных образований.
Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые исходя из степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих базовых функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Οʜᴎ распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финансов определяются специальными нормативными актами;
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.
Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (включая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенных платежей (в части расчёта и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета͵ а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финансов РФ координирует в указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объединениями и иными организациями, издает инструкции, методические указания и другие документы.
Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управления). Вместе с тем, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей территории финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением финансового контроля.
Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа единства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.
Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающую территориальные органы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспекции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004ᴦ. налоговые органы находились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Министерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью расчёта, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).
Таможенные органы, подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности государства осуществляют деятельность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Οʜᴎ пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распределение денежных средств между подведомственными организациями, контроль за их использованием и др.). Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В систему таможенных органов входят также региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централизованном подчинении.
Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной собственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной особенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирования, наделенного властными полномочиями в области организации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы и др.
В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; устанавливает правила осуществления денежных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, валютное регулирование и валютный контроль и др.
Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Οʜᴎ обязательны для органов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
К органам государственных внебюджетных фондов относятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.