Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления




Финансовая деятельность государства - это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).

Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Финансовой деятельности присущи следующие организационно-правовые особенности:

1. она имеет межотраслевой характер, поскольку затрагивает все отрасли сферы государственного управления;

2. в процессе финансовой деятельности государство контролирует работу других субъектов финансового права;

3. осуществление государством финансовых функций сочетает деятельность представительных и исполнительных органов власти;

4. сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Все Министерства и Ведомства РФ осуществляют финансовую деятельность через свои соответствующие структурные подразделения, исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления, а также выполняют на соответствующей территории определенные функции в области финансов в пределах свое компетенции.

Формы осуществления финансовой деятельности различаются в зависимости от компетенции соответствующих органов государства. Согласно ФЗ «О Правительстве РФ» определены полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

1. обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. разрабатывает и предоставляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его представление;

3. предоставляет Госдуме отчет об исполнении федерального бюджета;

4. разрабатывает и реализует налоговую политику;

5. обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

6. принимает меры по регулированию РЦБ;

7. осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;

8. осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

9. руководит валютно-финансовой деятельности в отношении РФ и иностранных государств;

10. разрабатывает и осуществляет меры по единой политике цен и т.д.

Методы осуществления финансовой деятельности:

1) при мобилизации (сборе) денежных средств:

- метод обязательных платежей (налоги и сборы);

- метод добровольных платежей (лотереи, займы, пожертвования);

2) при распределении государством денежных средств:

- метод финансирования (безвозмездное и безвозвратное их выделение);

- метод кредитования (выделение денежных средств на принципах платности, возмездности, возвратности и срочности).

Государственные органы, осуществляющие

Финансовую деятельность

Финансовую деятельность осуществляют государственные органы, которые можно объединить в следующие группы:

во-первых, органы общей компетенции - высшие пред­ставительные и исполнительные органы государственной вла­сти;

во-вторых, уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компе­тенцией;

в-третьих муниципальные органы.

Органы общей компетенции руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхо­вание, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (ст. 71, 75 Конституции РФ).

Так, представительные органы в лице Федерального Собрания, представительные органы субъектов Федерации и местного само­управления рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства (п. ʼʼаʼʼ, ʼʼбʼʼ ч. I ст. П4 Консти­туции РФ).

Президент Российской Федерации издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, представляет Государственной Думе кан­дидатуру председателя Банка России.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечива­ют в пределах своей компетенции руководство финансами соответ­ствующих национально-территориальных и административно-тер­риториальных образований.

Во вторую группу объединяются органы власти специальной компетенции, которые исходя из сте­пени участия в финансовой деятельности можно подразделить на подгруппы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятель­ность в связи с выполнением своих базовых функций и задач (министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты). Οʜᴎ распределя­ют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Функции и полномочия таких органов в области финан­сов определяются специальными нормативными актами;

2) государственные органы специальной компетенции, для кото­рых финансовая деятельность является основной. Эти органы соз­даны специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. Среди таких органов важно выделить следующие: Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Центральный банк РФ (Банк России), органы государственных внебюджетных фондов, Счетная палата и др.

Счетная палата РФ – постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Главная задача Счетной палаты – организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

Министерство фи­нансов РФ возглавляет систему финансовых органов. Министерство финан­сов РФ является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет выработку единой государственной финансовой, кре­дитной, денежной политики. На него возложено и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере (вклю­чая бюджетные, налоговые, страховые, валютные отношения, сферу государственного долга); в области аудиторской деятель­ности, бухгалтерского учета и отчетности; добычи, производ­ства, переработки драгоценных металлов и драгоценных кам­ней; таможенных платежей (в части расчёта и уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транс­портных средств. Одной из важнейших функций Министерства финансов является обеспечение формирования и исполнения федерального бюджета͵ а также организации и функционирования бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про­екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель­ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан­сов РФ координирует в указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине­ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес­кие указания и другие документы.

Аналогичные Министерству финансов РФ органы созданы и субъектами Федерации (министерства финансов или финансовые управле­ния). Вместе с тем, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. Главная задача всех этих органов - организация на соответствующей террито­рии финансовой деятельности, способствующей прогрессивному социально-экономическому развитию, увеличению поступлений в бюджет, а также деятельности, связанной с организацией и проведением фи­нансового контроля.

Федеральное казначейство создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф­фективного управления доходами и расходами федерального бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един­ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом.

Налоговые органы образуют единую централизованную систему Федеральной налоговой службы, включающую территориальные орга­ны по субъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек­ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004ᴦ. налоговые органы на­ходились в ведении Министерства РФ по налогам и сборам, а Указ определил вхождение налоговых органов в систему, подведомственной Ми­нистерству финансов РФ. Главная задача системы налоговых органов - обеспе­чение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью расчёта, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза­тельных платежей, установленных законодательством Россий­ской Федерации и ее субъектов (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Таможенные органы, подобно налоговым, в сфере финансовой деятельности госу­дарства осуществляют деятель­ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Οʜᴎ пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осуществляют и иные функции финансовой деятельности (распре­деление денежных средств между подведомственными органи­зациями, контроль за их использованием и др.). Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. В систему тамо­женных органов входят также региональные таможенные управ­ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи­зованном подчинении.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб­ственностью. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо­бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова­ния, наделенного властными полномочиями в области органи­зации денежно-кредитных отношений. Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан­ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой­ного функционирования платежной системы и др.

В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще­ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж­ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж­ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель­ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва­лютный контроль и др.

Свои функции и полномочия Банк Рос­сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Центральный банк РФ издает нормативные акты. Οʜᴎ обязательны для орга­нов государственной власти и местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

К органам государственных внебюджетных фондов отно­сятся органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра­хования РФ, Фонд обяза­тельного медицинского страхования. На названные фонды воз­ложены задачи социального обеспечения по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, получения бесплатной медицинской помощи. В соответствии с этими задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые строго по целевому назначению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: