Особенности исчисления налога налоговыми агентами, порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами, определены статьей 226 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 226 НК РФ, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.
Таким образом, организация, проводящая тотализаторы и другие основанные на риске игры и выплачивающая физическому лицу - участнику выигрыш, не обязана исчислять и удерживать НДФЛ с таких доходов физических лиц.
Однако согласно пунктам 1 и 2 статьи 230 НК РФ, за налоговыми агентами сохраняется обязанность вести учет доходов, которые получают от них физические лица в налоговом периоде, персонально по каждому налогоплательщику, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода по форме, установленной МНС Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, если налоговый агент выплачивает выигрыш в результате проведения азартных игр, основанных на риске, которые не связаны с рекламой товаров, работ, услуг, налоговый агент не обязан удерживать сумму НДФЛ, однако он обязан подать информацию на физических лиц, получивших выигрыш.
|
Однако вышеуказанные требования НК РФ в некоторых случаях практически невозможно выполнить в реальной жизни. Например, если организация имеет зал игровых автоматов, налоговый агент не может подать сведения на получивших выигрыш физических лиц, так как такой вид проведения азартных игр не предполагает получения паспортных данных.
Тем не менее, мнение налоговых органов остается неизменным, а именно, в случае выплаты выигрыша физическому лицу налоговый агент должен подать сведения в налоговую инспекцию. Это подтверждается и в Письме МНС Российской Федерации от 2 июля 2004 года №22-1-15/1134 "О налоге на игорный бизнес". В данном письме, в частности, сказано, поскольку для организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) статьей 230 НК РФ не сделано каких-либо исключений, обязанность ведения учета выплачиваемых ими физическим лицам доходов и представление сведений о доходах осталось за налоговыми агентами - организаторами игорного бизнеса, являющимися источниками выплаты дохода.
Организаторы лотерей и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) должны соблюдать Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета директоров ЦБ Российской Федерации от 22 сентября 1993 года №40. Пунктом 15 Порядка установлено, что при выдаче денег отдельному лицу кассир должен требовать предъявления документа, удостоверяющего личность получателя. Если выдача денег совершается по расходному кассовому ордеру, то кассир должен занести в него данные документа, а именно наименование и номер документа, кем и когда он выдан. Если выдача осуществляется по иному документу, составленному на выдачу денег нескольким лицам, получатели также предъявляют документы, удостоверяющие личность и расписываются в соответствующей графе документа. При осуществлении выплат физическим лицам организаторы лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) обязаны оформлять расходные документы с указанием паспортных данных физических лиц и обязаны в общеустановленном порядке вести первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств и так далее. Таким образом, согласно статьям 24 НК РФ и 230 НК РФ, в обязанности налоговых агентов входит ведение учета выплаченных доходов физическим лицам и представление сведений о выплаченных доходах в налоговый орган.
|
Данная позиция налоговых органов подтверждается и Письмом Минфина Российской Федерации от 22 октября 2002 года №04-04-06/225.
Однако по данному вопросу существует арбитражная практика в пользу налогоплательщиков. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2002 года №А26-6710/01-02-11/276 требование налоговой инспекции о привлечении к ответственности организации, занимающейся игорным бизнесом, за не предоставление сведений по форме №1 НДФЛ на физических лиц, получивших выигрыш, признано незаконным.