Список рекомендуемой литературы
Основной:
1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. –М.,2001.
2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М,. 1996.
3. Нет «необучаемых детей: книга о раннем вмешательстве /Под ред. Е.В. Кожевниковой Е.В., Е.В. Клочковой, СПб., 2007.
4. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией. СПб., 2006.
5. Ранняя помощь детям с особыми потребностями, М. – СПб., 2002.
6. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конференции / Под ред. Разенковой Ю.А., Айвазян Е.Б. М., 2003.
7. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна, М, 2002.
Дополнительный:
1. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. М., 1986.
2. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / Сост. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. М., Полиграф сервис, 2001.
3. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.,.1999.
4. Партнерство на благо детей / Под ред. Г. Григорьевой. М. Кемппайнена. Петрозаводск, 2002.
5. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка и ранняя коррекция отклонений. М., 1999.
6. Психологически помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / Сост. Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. М., 2001.
Е.П. Микшина, И.А. Валькова
ЭТАПЫОБСЛУЖИВАНИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ*
Деятельность Службы ранней помощи (далее СРП) направлена на оказание помощи ребенку раннего возраста (от 0 до трех лет) с проблемами развития и его семье. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость более раннего оказания специальной помощи детям с особыми потребностями и их семьям, включением их в программы раннего вмешательства. Эффективность раннего вмешательства во многом зависит от организации деятельности и взаимодействия специалистов на разных этапах обслуживания ребенка и семьи. Десятилетний опыт работы СРП в дошкольном учреждении «Центр интегративного воспитания» г. Санкт-Петербурга позволяет определить наиболее эффективную последовательность обслуживания ребенка с особыми потребностями и семьи.
|
В зарубежной и отечественной литературе описаны различные модели оказания ранней помощи детям раннего возраста. Приняв за основу модели лекотек и абилитационных центров Швеции и программ раннего вмешательства США, в СРП определили четыре основных этапа обслуживания ребенка и семьи. Этапы различаются задачами, содержанием, участниками процесса, организационными формами и видами работы, конечными результатами. Описание данных этапов – основная задача данной статьи.
1 этап - «Предварительное знакомство с ребенком и семьей»
Цель данного этапа - предварительное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи.
Задачи 1 этапа:
- уточнить запрос семьи;
- собрать информацию о семье и ребенке, необходимую для проведения раннего вмешательства на последующих этапах обслуживания.
Последовательность реализации 1 этапа: обращение семьи в Службу ранней помощи® запись в лист ожидания® интервью®(видеозапись).
1 этап может завершаться интервью, без проведения видеосъемки. С помощью видеозаписи оценивается качество взаимодействия и отношений матери и ребенка младенческого и раннего возраста. При оценке используется методика «The Parent-Child Earl Relational Assessment», разработанная Р. Кларком (Clark, 1985). Использование данной методики требует специального обучения и сертифицирования.
|
Содержание работы на 1 этапе заключается в следующем:
- знакомство с историей семьи и ребенка;
- уточнение причины обращения и запроса родителей;
- заполнение родителем бланков (опросники поддержки семьи «Как мы можем помочь?», потребности семьи «Ваши пожелания», оценки развития ребенка), выполнение рисуночного теста «Моя семья»;
- предоставление эмоциональной поддержки матери;
- объяснение о дальнейшем взаимодействии семьи со службой.
В СРП обращаются, как правило, родители ребенка или ближайшие родственники. Обращение может быть собственной инициативой родителей или же рекомендацией специалистов, знакомых с ребенком и его семьей (врачи поликлиник, больниц и пр.). После обращения семьи в Службу ранней помощи их записывают в лист ожидания для дальнейшего контакта. В листе ожидания записываются данные о ребенке (имя, возраст), причина обращения в службу ранней помощи, предварительная дата первой встречи с семьей.
Первую встречу с родителями (чаще – с мамой ребенка) желательно проводить в ближайшее время после обращения семьи. Встреча организуется в виде интервью, где мама является респондентом.
Опыт работы показывает, что встреча с родителями наиболее эффективна, если ее проводит детский врач (педиатр, неонатолог, невропатолог). Это объясняется тем, что традиционно в России дети раннего возраста являются объектом внимания врачей. Родители психологически более направлены на встречу с врачом, чем на встречу с педагогом или психологом. На первую встречу мама приносит медицинскую карточку ребенка.
|
Необходимо подчеркнуть, что наиболее характерной чертой раннего вмешательства, в том числе и проводимого на первом этапе интервью, является направленность на поиск конструктивных факторов («сильных сторон»), на базе которых можно выстраивать концепцию абилитации того или иного ребенка раннего возраста. Выявление так называемых «слабых сторон» необходимо для отделения запроса родителей от реальных проблем ребенка и семьи.
Условия проведения интервью:
- встреча проходит без ребенка;
- длительность - около 2 часов;
- спокойная комфортная обстановка;
- особые умения специалиста, проводящего интервью;
- подробная запись полученной информации после интервью.
Создание комфортной обстановки предполагает наличие отдельной комнаты, удобных кресел, мягкого освещения, тишины. Интервью протекает в виде свободной беседы. Пришедшему на встречу задаются вопросы согласно предварительно отработанной схеме. Порядок вопросов может изменяться в зависимости от ответов и состояния респондента.
Специалист, проводящий беседу, должен уметь установить доверительный контакт, «разговорить» собеседника. Очень важно быть чувствительным, отзывчивым и тактичным, т.к. во время интервью у респондента могут возникнуть болезненные переживания по различному поводу. Иногда увлеченный своими воспоминаниями, респондент уклоняется от темы разговора, поэтому специалисту необходимо уметь тактично направлять беседу в нужное русло. Умение разбираться в медицинских диагнозах – также необходимое умения для человека, проводящего интервью. При знакомстве с медицинской карточкой ребенка приходится уточнять некоторые аспекты здоровья и развития ребенка, а также в выяснять отношение респондента к наличию того или иного диагноза. Значимым является умение вести записи во время интервью таким образом, чтобы это не нарушало естественный ход беседы и не смущало респондента. Во время интервью специалист фиксирует не только ответы респондента, но и отмечает особенности реакций, поведения, речи и пр. собеседника.
В содержании интервью можно выделить следующие аспекты: медицинские (наличие болезнетворных факторов в пренатальный, натальный и неонатальный периоды развития ребенка, данные о перенесенных и хронических заболеваниях, нарушениях развития и пр.), психолого-педагогические (представления родителей о ребенке, психическое состояние родителей и ребенка, психолого-педагогическая компетентность родителей и пр.), социальные (состав и структура семьи, жилищные и материальные условия и пр.). Все это позволяет уже на первой встрече определить не только медицинские, но и психологические и социальные факторы риска.
Особое внимание в интервью обращается на запрос семьи. Это связано с тем, что иногда родители затрудняются четко определить проблемы ребенка и помощь, которую они бы хотели получить от СРП. Правильное проведение интервью помогает респонденту справиться с этой задачей, лучше понять имеющиеся проблемы. Этому также способствует заполнение бланков. Респондент, письменно отвечающий на поставленные вопросы и предложения, еще раз вынужден осмыслить то, что прозвучало во время беседы.
Специалист СРП обязательно фиксирует в виде описания особенности поведения респондента при выполнении рисуночного теста, т.к эти данные также относятся к социально-психологическому аспекту сбора информации.
При завершении встречи специалист сообщает, когда и каким образом состоится междисциплинарная консультация.
После интервью специалист оформляет запись и готовится к передаче информации коллегам по команде. Сообщение готовится таким образом, чтобы в нем были только факты, без личной оценки и отношения к происходящему. Результаты интервью позволяют выработать правильную тактику и методы работы с ребенком и семьей на следующих этапах обслуживания.
2 этап - «Междисциплинарное оценивание ребенка и семьи»
Цель данного этапа - определение стратегии и тактики работы с ребенком и семьей на дальнейших этапах обслуживания.
Задачи:
- уточнить запрос семьи;
- выявить сильные и слабые стороны ребенка и семьи;
- формирование союза с родителями и ребенком;
- эмоциональная поддержка матери/родителей.
Последовательность реализации 2 этапа: введение команды в проблему®работа в кругу ®обсуждение результатов.
Содержание работы на 2 этапе заключается в следующем:
- подготовка междисциплинарной команды специалистов к приему ребенка и семьи;
- получение «командой» представления о сильных и слабых сторонах ребенка и семьи;
- предоставление эмоциональной поддержки матери;
- обсуждение направления и длительности программы раннего вмешательства.
Команда специалистов (врач, психолог, педагог-дефектолог, специалист по двигательному развитию) начинает свою работу за 30-45 минут до прихода на встречу семьи. За это время: 1) слушается информация о данных, полученных во время интервью; 2) изучаются заполненные респондентом бланки, рисунок семьи; 3) просматривается видеозапись; 4) подготавливается пространство для совместной работы с семьей, дидактический материал для проведения формального тестирования уровня развития ребенка; 5) принимается решение об основных компонентах предстоящей процедуры; 6) выбирается ведущий; 7) определяется область обсуждения проблемы с учетом запроса семьи; 8) обговариваются предположительные итоги консультации. Все это позволяет специалистам психологически настроится на прием семьи, определить роль и степень своего участия в консультации.
После прихода семьи, начинается работа в кругу («arena assessment» Rossetti, 1990). Такое название данной формы работы не случайно, т.к. консультация проходит на ковре. Взрослые садятся в круг для того, чтобы быть на одном уровне с ребенком. Междисциплинарная консультация проходит в определенной последовательности, что помогает за непродолжительное время (1,5 часа) получить максимум необходимой для дальнейшей работы информации.
Основными методами при работе в кругу являются: беседа, наблюдение, формальное тестирование.
Работа начинается со встречи семьи в прихожей, вхождения в круг и знакомства. Доброжелательность, предоставление родителям и ребенку возможности выбора удобного для них места, сообщение своих имен и специальности – все это позволяет за 3-5 минут сформировать терапевтический союз с родителями и ребенком. Далее начинается беседа с мамой/родителями для получения дополнительных данных о ребенке и семье. Беседу проводит ведущий, который поддерживает разговор в кругу, следит за временем и течением группового процесса. Один или два сотрудника устанавливают игровое взаимодействие с ребенком для уточнения уровня его развития и оценки взаимодействия в игровой и обучающей ситуациях. Ими же проводится скрининговая оценка сенсорных систем ребенка. Во время беседы (с согласия большинства членов команды) могут быть проведены два дополнительных тестирования для получения информации о типе привязанности ребенка и педагогической компетентности родителей/мамы. Первое выясняется в ситуации ухода родителей в другое помещение и их возвращение, второе – при попытке мамы организовать ребенка на восприятие обучающей информации. Маме предлагается набор игрушек и список заданий, из которого она должна выбрать такое, которое ребенок еще выполняет, но может этому научиться, и проводит обучение.
К моменту, когда беседа практически исчерпала себя, ведущий уточняет у членов команды, все ли они выяснили из намеченного. После часовой беседы с мамой/родителями в оставшиеся полчаса родителям предоставляется возможность выслушать мнение каждого из присутствующих специалистов о том, каким они увидели ребенка, его успехи и проблемы, достижения родителей в воспитании и развитии ребенка, возможные причины имеющихся проблем и пр. Особое внимание каждый специалист уделяет запросу родителей, даже если специалистам ясно, что проблемы ребенка не соответствуют их запросу. Это важно для установления контакта с родителями, которое строится на уверенности, что их услышат и поймут. Затем ведущий предоставляет возможность родителям задать вопросы участникам консультации, после чего консультация завершается подведением итогов. Родителям сообщается, что команда была рада познакомиться с семьей и объясняются дальнейшие условия взаимодействия.
Во время консультации благодаря реализации принципов подстраивания и следования за состоянием родителей и ребенка у семьи постепенно проходит чувство напряжения. Родители, являясь участниками наблюдения и обсуждения, начинают ощущать себя членами команды, стараются помочь специалистам лучше понять ребенка и их проблемы. В ситуации безопасности и соучастия ребенок и сопровождающие его взрослые как правило проявляют основные паттерны поведения и взаимодействия. Таким образом, процедура междисциплинарной консультации в форме “arena assessment” позволяет специалистам получить полную картину проведения ребенка и родителей, а не фрагментарные представления о развитии ребенка в разных областях.
Обсуждение результатов консультации проводится сразу после ухода семьи. В обсуждении можно выделить две части. Первая часть обсуждения относится непосредственно к разработке программы раннего вмешательства: обсуждаются результаты наблюдений и оценки ребенка и семьи, определяются возможные направления и стратегии раннего вмешательства, частота встреч, длительность программы, специалист(ы), работающий в дальнейшем с этой семьей. Вторая часть обсуждения относится к совершенствованию командной работы: анализируется участие специалистов в консультации, отмечаются положительные отрицательные события во время консультации, качество взаимодействия команды и пр. Это способствует профессиональному росту междисциплинарной команды, выработке единого языка, общих подходов к интерпретации поведения ребенка и родителей.
3 этап - «Реализация программы вмешательства».
Цель данного этапа–удовлетворение основных потребностей ребенка и семьи.
Задачи:
- разработать и реализовать индивидуальный план обслуживания ребенка и семьи;
- подготовить к переходу в другую программу.
Содержание работы на 3 этапе заключается в следующем:
- разработка программы раннего вмешательства с учетом полученных на втором этапе результатов;
- реализация программы в различных организационных формах работы.
Программа раннего вмешательства разрабатывается в соответствии с ведущей потребностью ребенка и семьи. Несмотря на разнообразие потребностей и проблем, во всех случаях создаются следующие условия для реализации программы:
- специалист, работающий с семьей, профессионально ориентирован на основные потребности ребенка и семьи;
- реализация принципа семейноцентрированности;
- возможность командной работы с семьей.
Ранее вмешательство на данном этапе проводится в основном одним сотрудником. Однако, при необходимости остальные члены команды могут консультировать этого сотрудника или же присоединятся к работе. Например, во встречах с ребенком с нарушенным слухом и его родителями наряду с сурдопедагогом участвует психолог, направленный на оказание психологической поддержки семьи.
Родители ребенка являются непосредственными участниками раннего вмешательства. «Работая» вместе с профессионалом, мамы получают образцы взаимодействия с ребенком; учатся понимать особенности поведения ребенка в той или иной ситуации благодаря комментариям специалиста; овладевают некоторыми методическими приемами работы по формированию специфических умений и навыков; начинают реально оценивать уровень развития ребенка и его возможности.
Временные рамки обслуживания ребенка и семьи могут быть различными (однократная встреча; кратковременная терапия - от 2 до 5 встреч; долговременная терапия). Решение о длительности раннего вмешательства принимает команда по результатам междисциплинарной оценки сильных и слабых сторон семьи.
Согласно основным потребностям ребенка, семье могут быть предложены следующие организационные формы работы: индивидуальные встречи (индивидуальные занятия и домашние визиты); групповые встречи (социально-педагогическая группа; группа социализации).
Индивидуальные встречи проводятся 1-3 раза в неделю в зависимости от потребности и возможности семьи. Продолжительность встречи от 1 часа до 1,5 часов. Содержание встреч, место их проведения планируется согласно индивидуальному плану обслуживания семьи. При планировании специалист опирается на отечественные и зарубежные образовательные и социально-педагогические программы. Содержание любой индивидуальной встречи складывается из нескольких составляющих раннего вмешательства: социально-эмоциональное развитие ребенка, его функциональное развитие и поддержка семьи. В структуре индивидуальной встречи выделяются такие части: встреча специалиста с ребенком и семьей; основная часть; окончание занятия и прощание с семьей. Встреча и прощание выделяются как обязательные структурные компоненты, т.к. именно в это время специалист устанавливает терапевтический альянс, решаются обучающие и развивающие задачи. Основная часть каждого вида занятий различна, в зависимости от запроса семьи и основной проблемы ребенка. Приведем пример индивидуальной встречи специалиста с ребенком, имеющего нарушения слуха.
Денис П. Возраст - 1г.6м. Диагноз - 3-4 степень нейросенсорной тугоухости. Ребенка сопровождает мама.
Встреча специалиста с семьей проходит в прихожей. Обыгрывается приветствие. Ребенок побуждается здороваться не только с педагогом, но и с любым человеком (взрослым, ребенком) находящимся в комнате или пришедшим в данный момент. При этом неоднократно звучит имя ребенка. Затем мама снимает верхнюю одежду и переобувает ребенка. Педагог в это время дает образец речевого сопровождения данного процесса, общаясь с ребенком: «Мама сняла шапку. Ай, какая шапка. Мама, дай шапку. Дай, дай, дай (естественный жест). Спасибо». Затем мама одевает ребенку индивидуальные аппараты. В это время педагог демонстрирует одобрение и радость по поводу того, что ребенок не негативирует. Далее педагог предлагает ребенку подождать, пока мама переобуется и снимет верхнюю одежду, после чего зовут маму заниматься: «Мама! Иди!». Ребенок побуждается «помочь» взрослым открыть дверь. Все вместе заходят в игровую комнату. Во время этого этапа происходит развитие подражательных способностей, выработки привычки здороваться, формирование пассивного словаря (мама, Денис, название одежды, аппарат) и адекватного речевого поведения. Устанавливается положительный эмоциональный контакт.
У двери стоит большой стул. Взрослые побуждают ребенка забраться на стул, чтобы посмотреть картинку, прикрепленную достаточно высоко на дверь. Ребенку оказывается посильная помощь. При рассматривании картинки с изображением собачки, ребенка учат использовать указательный пальчик. Одновременно с рассматриванием педагог неоднократно оречевляет картинку: «Собака. Ав-ав.» В этот момент ребенок находится на уровне стоящего взрослого. Педагог попеременно то произносит слово на ухо, то дает возможность ребенку видеть артикуляцию. В это же время мама на небольшом расстоянии от ребенка также говорит: «Собака. Ав-ав.».Затем ребенок с помощью взрослых спускается со стула. Дается речевой образец: «Мама, помоги!». Таким образом, на этом этапе проведена работа по развитию координации движений, развитие внимания и умений рассматривать картинку, развитие слухо-зрительного восприятия, накопление словаря и речевого проведения.
Далее, за столом проводится ряд упражнений в игровой форме, направленных на:
- развитие глобального чтения (таблички с надписями и фотографиями мамы, ребенка, педагога);
- выработку условно-двигательной реакции на звучание голоса, воспринятого слухо-зрительно и на слух (опускание в бутылочку шариков при произнесении взрослым слогов «па-па-па»);
- на развитие координации системы «глаз-рука», очередности во взаимодействии, умений соотносить одинаковые предметы по цвету (нанизывание желтых и синих шариков на стержни по очереди с мамой);
- развитие подражательных способностей, формирование понимаемых и произносимых звукоподражаний (обыгрывание игрушечной собачки, кошки, лошадки).
Затем действие перемещается на ковер: развиваются игровые умения (игра с мячом; катание машинки с горки; катание на лошадке; игра с вкладышами). Эта деятельность сопровождается периодическим слушанием и обыгрыванием звучащих игрушек. Во всех играх активно участвует мама. Если ребенок не хочет выполнять предложенные действия, то педагог и мама выполняют их сами. Как правило, ребенок, видя заинтересованность взрослых, вскоре присоединяется к ним. Сигналом к окончанию встречи служит частичное выключение света в помещении и слова: «Все! Пойдем одеваться».
Во время одевания в прихожей происходят разные события, служащие поводом для «обсуждения» с ребенком и мамой. Например, как научить ребенка проситься на горшок, пить, высказывать согласие-несогласие социально приемлемыми способами, как вести себя, когда в помещение пришла другая семья с ребенком и пр. Может быть именно здесь мама приобретает первый опыт сообщения не педагогу или врачу, а другим родителям/ детям, что ее ребенок плохо слышит. Обязательным является традиционное прощание. Все, находящиеся в данные момент в прихожей взрослые и дети машут друг другу рукой, говоря: «Пока-пока!»
Групповые встречи в СРП могут быть различными по содержанию, целям, организации. Однако любые групповые встречи в программе раннего вмешательства направлены на:
- формирование и развитие родительской компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка;
- социальную адаптацию и личностное развитие детей;
- на развитие процессов взаимной интеграции детей с особыми потребностями и без таковых.
Например, занятие в так называемой социально-педагогической группе может состоять из следующих частей: 1) Формирование у детей представления о себе (выделение ребенком себя из группы детей; принятие очередности во взаимодействии; знакомство со схемой тела; развитие имитации; установление социальных контактов со сверстниками; 2) Организация взаимодействия матери и ребенка. Психомоторное и социальное развитие ребенка (подстраивание матери к ребенку в совместных играх, эмоциональное общение; развитие самостоятельной и совместной со сверстниками игры, развитие крупной и мелкой моторики; развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, усвоение действий по образцу); 3) Развитие родительской и детской самостоятельности и инициативности (неорганизованное игровое взаимодействие родителей и детей; свободные родительские диалоги и диалоги родителей со специалистами; чаепитие; сборы домой и прощание с участниками встречи).
При организации и проведении групповых встреч необходимо соблюдение ряда принципов:
- добровольное участие семьи в групповых встречах;
- обязательное присутствие на встрече родителя или близкого взрослого;
- совместное участие во встречах нормально развивающихся детей и детей с особыми потребностями;
- проведение встреч в специально организованном пространстве (специально подобранные и особым образом расположенные развивающие и безопасные игрушки, материалы, оборудование);
- регулярность и постоянство в организации и проведении встреч.
4 этап - «Окончание программы»
Цель данного этапа – обеспечить перевод ребенка и семьи в другую программу.
Задачи:
- разработать и реализовать план перевода ребенка и семьи в другую программу;
- обеспечить преемственность программ СРП и последующей программы.
Содержание работы на 4 этапе заключается в следующем:
- организация окончания обслуживания ребенка и семьи;
- перевод ребенка с особыми потребностями в другую программу.
Решение о завершении программы может быть принято по ряду обстоятельств: а) на основании удовлетворения запроса родителей и достижением ребенком определенного уровня развития; б) ребенку исполнилось три года.
Организация окончания программы – это длительный процесс, в который обязательно входит подготовка родителей к расставанию. С родителями проводятся беседы о будущем ребенка, дается информация о возможных вариантах дальнейшего сопровождения ребенка, обеспечивается возможность посещения тех учреждений, которые наиболее отвечают потребностям ребенка и запросу родителей. После принятия родителями определенного решения сотрудники СРП пишут заключение об особенностях развития ребенка и его потребностях для ГМПК, встречаются со специалистами того учреждения, где в дальнейшем будет оказываться профессиональная помощь ребенку и семье.
Как показывает десятилетняя практика, деятельность СРП согласно выше описанным этапам работы, обеспечивает оптимальное сопровождение ребенка с особыми потребностями от рождения до трех лет.<…>
И.А. Валькова, Е.П. Микшина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ *
<…> Служба ранней помощи - это междисциплинарное подразделение в структуре детского сада. В Службе работают разные специалисты: врач-неонатолог, специалист по движению, учителя-дефектологи, психологи.
В настоящее время группу разных профессионалов, работающих с семьей на принципах партнерских взаимоотношений, принято называть командой. Известны три модели командной работы: мультидисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная.
В мультидисциплинарной модели специалисты работают с семьей независимо друг от друга с минимальным обменом информацией. Каждый специалист рассматривает проблемы ребенка только с точки зрения своей профессиональной компетентности, не обсуждая свои наблюдения и выводы с другими профессионалами. В связи с этим не всегда в команде складывается целостное и достоверное представление о ребенке, что затрудняет разработку единой программы сопровождения ребенка и семьи. При междисциплинарной модели командной работы диагностика, разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи проводятся совместно, в процессе групповой работы. При этом допускается возможность изучения ребенка в узких областях разными специалистами при обязательном обмене и обсуждении полученной информации с другими членами команды. Трансдисциплинарная модель предусматривает высокую компетентность специалистов в различных областях знаний, способность самостоятельно проводить всестороннюю оценку сильных и слабых сторон ребенка и семьи, выступать в качестве исполнителя индивидуального плана обслуживания. В случае необходимости остальные члены команды могут консультировать и семью, и профессионала.
В Службе ранней помощи используются элементы междисциплинарной и трансдисциплинарной моделей командной работы. Это проявляется на всех этапах обслуживания ребенка и семьи. Всего определены четыре основных этапа обслуживания ребенка и семьи. Этапы различаются задачами, содержанием, участниками процесса, организационными формами и видами работы, конечными результатами.
На первом этапе - «Предварительное знакомство с ребенком и семьей» - ведущая роль принадлежит врачу-неонтологу, который проводит интервью с родителями ребенка. Опыт работы показывает, что встреча с родителями наиболее эффективна, если ее проводит детский врач (педиатр, неонатолог, невропатолог). Это объясняется тем, что традиционно в России дети раннего возраста являются объектом внимания врачей. Родители психологически более направлены на встречу с врачом, чем на встречу с педагогом или психологом. В содержании интервью можно выделить следующие аспекты: медицинские (наличие болезнетворных факторов в пренатальный, натальный и неонатальный периоды развития ребенка, данные о перенесенных и хронических заболеваниях, нарушениях развития и пр.), психолого-педагогические (представления родителей о ребенке, психическое состояние родителей и ребенка, психолого-педагогическая компетентность родителей и пр.), социальные (состав и структура семьи, жилищные и материальные условия и пр.). Все это позволяет уже на первой встрече определить не только медицинские, но и психологические и социальные факторы риска. Многоаспектность интервью требует наличие у специалиста компетентности в разных областях знаний, т.е. требуется определенная трансдисциплинарность. В результате качественно проведенного интервью возможно выработать правильную тактику и методы работы с ребенком и семьей на следующих этапах обслуживания.
На втором этапе - «Междисциплинарное оценивание ребенка и семьи» - определяется стратегия и тактика работы с ребенком и семьей на дальнейших этапах обслуживания. Все специалисты Службы ранней помощи являются участниками этого процесса. Сначала команда вводится в проблему благодаря собранным сведениям во время интервью. Затем проводится встреча с семьей, во время которой команда получает определенное представление о сильных и слабых сторонах ребенка и семьи, оказывает эмоциональную поддержку матери. Работа проводится по методике «arena assessment» (работа в кругу). Каждый специалист во время этой процедуры выполняет свои функциональные обязанности: беседу проводит ведущий (чаще всего на эту роль выдвигается психолог), который поддерживает разговор в кругу, следит за временем и течением группового процесса; один или два сотрудника (чаще всего учителя-дефектологи) устанавливают игровое взаимодействие с ребенком для уточнения уровня его развития и оценки взаимодействия в игровой и обучающей ситуациях; специалист по движениям ведет наблюдение за двигательной активностью ребенка и проводит различные двигательные тесты. Во время беседы (с согласия большинства членов команды) могут быть проведены два дополнительных тестирования для получения информации о типе привязанности ребенка и педагогической компетентности родителей/мамы. Процедура междисциплинарной консультации в форме “arena assessment” позволяет специалистам получить полную картину поведения ребенка и родителей, а не фрагментарные представления о развитии ребенка в разных областях.
Командная работа предполагает единение и взаимопонимание между участниками процесса, что требует определенной профессиональной компетентности по процедуре «работа в кругу». Каждому участнику предоставляется возможность получить интересующую его информацию без ущерба для достижения общей цели встречи. Для этого ведущий к моменту, когда беседа практически исчерпала себя, уточняет у членов команды, все ли они выяснили из намеченного. После часовой беседы с мамой/родителями в оставшиеся полчаса родителям предоставляется возможность выслушать мнение каждого из присутствующих специалистов о том, каким они увидели ребенка, его успехи и проблемы, достижения родителей в воспитании и развитии ребенка, возможные причины имеющихся проблем и пр. При этом, если в процессе чьего-либо высказывания кто-то не согласен с данным мнением, в присутсивии родителей это не обсуждается. Каждый участник решает для себя, что необходимо обсудить, уточнить после завершения встречи с родителями. Обсуждение результатов консультации проводится сразу после ухода семьи. В обсуждении можно выделить две части. Первая часть обсуждения относится непосредственно к разработке программы раннего вмешательства: обсуждаются результаты наблюдений и оценки ребенка и семьи, определяются возможные направления и стратегии раннего вмешательства, частота встреч, длительность программы, специалист(ы), работающий в дальнейшем с этой семьей. Вторая часть обсуждения относится к совершенствованию командной работы: анализируется участие специалистов в консультации, отмечаются положительные отрицательные события во время консультации, качество взаимодействия команды и пр. Это способствует профессиональному росту междисциплинарной команды, выработке единого языка, общих подходов к интерпретации поведения ребенка и родителей.
Целью третьего этапа - «Реализация программы вмешательства» является удовлетворение основных потребностей ребенка и семьи. Программа раннего вмешательства разрабатывается в соответствии с ведущей потребностью ребенка и семьи. Несмотря на разнообразие потребностей и проблем, во всех случаях создаются следующие условия для реализации программы: специалист, работающий с семьей, профессионально ориентирован на основные потребности ребенка и семьи; реализация принципа семейноцентрированности; возможность командной работы с семьей.
Ранее вмешательство на данном этапе проводится в основном одним сотрудником. Междисциплинарность предусматривает возможность любому специалисту «ведущему» в дальнейшем семью, обращаться к другим специалистам, организовывать и проводить совместное обсуждение так называемых «трудных случаев», проводить супервизию. Супервизия (от англ. “to supervise” – наблюдать и “supervision” – надзор, наблюдение) – это особый вид профессионального взаимодействия. В случае необходимости (неудовлетворенность результатами работы, трудности в общении с родителями, затруднение в определении методов и приемов работы с ребенком и семьей, испытывает огромную эмоциональную нагрузку и пр.) специалист предупреждает команду о необходимости «супервизии», формулирует свои проблемы. Остальные члены команды проводят комплексное наблюдение за ребенком, мамой, обратившимся за помощью членом команды в разных ситуациях, возникающих во время работы. Затем проводится совместное обсуждение проблемы, во время которого каждый из сотрудников высказывает свое мнение по поводу увиденного. После совместного обсуждения определяются мероприятия необходимые для решения возникшей проблемы. Важным моментом в супервизии оказание коллегами профессиональной и психологической поддержки специалиста.