Методологический (понятийный) аппарат научного исследования образуют актуальность исследования, его новизна или практическая значимость, его цель, проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи, методика.
Оформление аппарата научного исследования требует значительного времени и опыта. Для его приобретения целесообразно взять несколько авторефератов курсовых и дипломных работ ипознакомиться с «Введением» и «Заключением», в которых обычно оформляются все элементы аппарата научного исследования.
Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Для курсовой работы достаточно четверть страницы машинописного текста, для дипломной работы – половины страницы.
Можно назвать два основных направления характеристики актуальности. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.
Пример №1. Введение должности школьного психолога.
«Введение должности практического психолога в систему образования поставило перед профессиональными учебными заведениями проблему качественной подготовки специалистов для решения психологических задач в школе.
Одной из таких задач является психологическая диагностика, включающая изучение психологических особенностей учащихся и их групп в учебно-воспитательном процессе, а также определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической помощи. При этом ошибки в диагностической практике могут иметь самые негативные последствия для обследуемого ребенка, что повышает требования к качеству психологической подготовки будущих специалистов и выдвигает на первый план вопрос о поиске оптимальных путей постановки психологического диагноза.
Совершенствование диагностической деятельности практического психолога ориентирует психологическую науку на глубокое и детальное изучение особенностей процесса постановки психологического диагноза в ходе решения психодиагностических задач. Между тем, содержание процесса решения психодиагностических задач до сих пор не являлось предметом специального исследования, как это было в технической и медицинской диагностике».
Научная новизна. Как уже отмечалось, целью проведения исследования является получение нового для общества знания. Следует отметить, что, когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование сохраняется, но не является столь категоричным. Для этих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (студенту). В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке решений.
Что может составить новизну дипломного или курсового исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?
1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов.
2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале.
3. Изучение известного в науке явления более совершенными методами.
4. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.
5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов.
6. Измененные условия протекания конкретного процесса.
Пример №2. Совершенствование психодиагностической деятельности педагога (психолога).
«Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что:
- ранее подобные исследования касались лишь решения диагностических задач в медицинской и технической диагностике;
- в данном исследовании использовалось компьютерное моделирование психодиагностических задач;
- в ходе исследования установлены особенности решения психодиагностических задач психологом и учителем;
- выделены критерии построения методики диагностики для детей начальной школы.»
Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой. Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:
- решения на их основе той или иной практической задачи;
- проведения дальнейших научных исследовании;
- использования полученных данных в процессе подготовки студентов.
Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.
Пример №3. Выявление одаренности в младшем и среднем школьном возрасте.
Практическая значимость изучения динамики умственной одаренности в младшем и среднем школьном возрасте заключается в том, что результаты исследования могут использоваться в практической работе психологами и учителями для развития интеллекта и творческого потенциала личности детей.
Практическое значение выработанных в ходе исследования стратегий решения диагностических задач заключается в том, что они могут послужить основой для решения психодиагностических и некоторых практических задач, а также для проведения дальнейших исследований и для совершенствования подготовки педагогических кадров.
Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость исследования данной темы. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
Далее должны последовать формулировки противоречий. Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой некоторых вопросов. Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования.
Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Это определяет направление исследования.
Проблемные вопросы исследования могут начинаться:
Может ли………….?
Что случится, если……..?
Будет………………..?
Каковы опасности………?
Возможно ли………..?
Каковы преимущества…………….?
Почему……………..?
Каково влияние……………………?
Как…………………?
Каким образом…………………….?
Как можно…………..?
Формулировка актуальности проблемы может начинаться со слов:
Одной из наиболее актуальных проблем является...
В настоящее время особую актуальность приобретает...
Большим препятствием является... поэтому издание... — насущная задача...
При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование...— сложная
проблема...
Необходимость можно обосновать следующим образом...
Необходимость обусловлена...
Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, на правлений, характеристик) является.,.
Одна из...заключается в...
Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает...
Особое место занимает...
Огромную роль играет...
Все большее внимание уделяется...
При... возникает сложная проблема (разнообразные задачи...)