Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ 3 «ГИМНОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА И СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ»
ТЕМА 3.5.1. Страстная Седмица. Пасха Крестная. Великий Понедельник.
Страстная Седмица: - Пасха Крестная.
Проживание христианином дней Страстной Седмицы: духовный смысл.
Великий Понедельник. Особенности гимнографии.
1. Мы сшествуем Христу в Его страстном подвиге: «Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему и сраспнемся». Чем ближе к дням Страданий Спасителя, тем меньше в богослужебных текстах аскетического содержания, мотивов покаяния, призывов к добродетели — всё наше внимание поглощается таинственными событиями, разворачивающимися у нас на глазах.
Богослужение Страстной Седмицы значительно отличается от обычного рядом особенных священнодействий и духовных песнопений, богатством смыслов.
Каждый из дней Страстной Седмицы имеет свои особенные воспоминания и сообразное с ними содержание богослужебных песнопений и чтений.
"Наш пост подвигает нас неизменно к Страстной неделе. Пост, таким образом, формирует нас, христиан, которые постятся, с тем, чтобы во время Страстной недели мы вошли в некое состояние вечности, что мы вдруг оказались внутри Евангелия. Страстная неделя для нас – это открытое Евангелие, куда мы вдруг мистически вошли и стали участниками тех событий. Вдруг мы вместе с апостолами и вдруг мы вместе со Христом. С этого момента мы восходим в Иерусалим вместе со всеми. И все, наша жизнь московская, городская, семейная – она вся в Иерусалиме происходит, рядом с распятым Христом. Понимание того, что ты вошел в жизнь Христа во время Великого поста, что все происходит на твоих глазах, вместе с тобой и касается лично тебя – это и дает человеку возможность принять все остальное в своей жизни от Христа и до конца. Ты с Ним побывал и прожил с Ним до Распятия и до Гроба, и до Воскресения, и ты это понял, потому что познал своей душой до конца, не умом, не сердцем, а всем своим существом, что Христос воистину воскрес. Тогда, в общем, тебе не страшно жить, тогда можно уже ничего не бояться. Если это с тобой случилось, и ты вошел в Евангелие, и ты Евангелием стал жить, то все вопросы сняты" (прот. Алексей Уминский)
|
2. В первый день Страстной седмицы (Великий Понедельник) мы вспоминаем прекрасного Иосифа, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший и потом прославившийся. Вся жизнь его есть прообраз жизни Спасителя.
В этот день вспоминается также проклятие Господом бесплодной смоковницы – прообраза лицемерных фарисеев, при внешнем благочестии не имеющих истинных плодов веры. Синаксарий Великого Понедельника объясняет, что смоковнице уподобляется и «всяка душа, всякаго духовнаго плода непричастна». Также читается притча о злых виноградарях.
Первый день Страстной седмицы вводит нас в самое сердце пасхального богомыслия. Все предыдущие недели поста готовили нас к утреннему свету, тишине.
Евангельские чтения: Утр. - Мф., XXI, 18-43. Лит. - Мф., XXIV, 3-35
3.СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. ИЗ ТРИОДИ ПОСТНОЙ | |
МАЛОЕ ПОВЕЧЕРИЕ | |
Седален, глас 4. Смоковницы осуждение да не предварит тя, но благия плоды потщися сердца броздами душе творцу Твоему Христу возвести, в покаянии Ему приносящи | Перевод: Вина смоковницы да не падет на тебя, душа, но постарайся произвести из борозд сердца добрые плоды Создателю своему Христу, в покаянии их Ему принося |
УТРЕНЯ | |
Тропарь, глас 8. Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас | Перевод: Вот, Жених приходит в полночь, и блажен тот раб, кого найдет Он бодрствующим, но недостоин тот, кого Он найдет беспечным. Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по молитвам Богородицы помилуй нас! |
Из Трипеснца прп. Космы Маюмского. Скверну всю страстную отринувше, достойный Божественнаго Царствия разум восприимем благомудрственный, Твоим апостолом предрекл еси, всех Премудросте: в немже прославитеся, светящеся солнца светозарнее Ексапостиларий (после 9 песни канона): Чертог Твой вижду Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея Светодавче, и спаси мя | Перевод: Всякую нечистоту страстную отвергнув, усвойте понимание разумное, достойное Божественного Царства, в котором вы прославитесь, сияя яснее солнца", – предсказал Ты, всех Премудрость, Твоим апостолам Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня |
ВЕЧЕРНЯ | |
Стихира вечерни: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуим Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земный Иерусалим за еже страдати, но восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное | Перевод: Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: "Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем"!" Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: "Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное! |
Глас 5: Достигше вернии спасительную страсть Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим: яко да благоутробием Своим совоздвигнет и нас умерщвленных грехом, яко Благ и Человеколюбец | Достигнув, верные, спасительного страдания Христа Бога, неизреченное Его долготерпение прославим, чтобы Он по милосердию Своему воздвиг с Собой и нас, умерщвленных грехом, как Благой и Человеколюбец |
Господи грядый к страданию, Твоя утверждая ученики, глаголал еси особь прием их: како глагол Моих не помните, яже прежде рекох вам? Яко всякому пророку несть писано, токмо во Иерусалиме убиену быти. Ныне убо время настоит, еже рекох вам: се бо предаюся рукама грешных поруган быти, иже и Кресту Мя пригвоздивше, и погребению предавше, омерзена вменят яко мертва. Обаче дерзайте, тридневен бо востану, в радость верных, и жизнь вечную | Господи, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников, Ты, призвав их, говорил им наедине: "Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную! |
Исхода чтение: (Глава 1, ст. 1 – 20). Иова чтение: (Глава 1, ст. 1 – 12). Иов - прообраз Христа | |
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех | Стихи из 140-го псалма. Да исправится молитва моя, как кадило пред Тобой. Поднятие рук моих – как жертва вечерняя. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня! Услышь голос моления моего, когда взываю к Тебе. Охраняй, Господи, уста мои и ограждай двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, оправдывающимся от грехов |
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ |
ВЫВОДЫ ______________________________________________________________________
|