МДК 02.01
Ход практической работы:
1) Практическую работу № 8 «Правила эксплуатации одноковшовых экскаваторов» выполняем, пользуясь примерами в методических рекомендациях.
2) Вам нужно внимательно прочитать теорию и составить правила эксплуатации одноковшовых экскаваторов.
3) Практические работы выполнять на листах формата А4 по установленному образцу. В отчете записать название и цель работы.
4) Практические работы на проверку не отправлять будем защищать очно.
Методические рекомендации
Эксплуатация одноковшовых экскаваторов. Основные правила работы на экскаваторе. Чтобы предотвратить преждевременный выход из строя экскаватора, нужно придерживаться следующих правил работы на нем:
- не снимать грунт слишком толстой стружкой; если противовес поднимается, нужно уменьшить толщину стружки;
- следить, чтобы ковш перед поворотом платформы выходил из грунта и при повороте не ударялся о неподвижные предметы; боковые нагрузки на ковш недопустимы;
- не допускать ударов ковша о грунт, резких движений и перегрузок механизмов;
- брать сырье или грунт только при горизонтальном положении экскаватора: при наклоне экскаватора на его опорные части действуют дополнительные нагрузки;
- не производить экскавацию при полностью выдвинутой рукоятки стрелы;
- при погрузке экскаватором сырья или грунта пользоваться надлежащей сигнализацией;
- при добыче твердых пород предварительно их разрыхлять взрывным или другими способами.
Тормоза и муфты. От состояния, степени износа и правильности регулировки тормозов и муфт зависят плавность включения и выключения и безопасность работы исполнительных механизмов экскаватора. Прежде всего нужно следить за тем, чтобы не было пробуксовки фрикционных механизмов во время работы, так как при этом фрикционные поверхности быстро изнашиваются и нарушается нормальный ритм работы машины. При разладке тормоза возможно самопроизвольное падение стрелы с загруженным ковшом, которое может привести либо к повреждению средств транспорта сырья, либо к резкому удару. Удар может вызвать расстройство креплений, сход тросов с блоков, появление трещин в сварных швах.
|
Возможные причины пробуксовки фрикционных механизмов таковы:
- загрязнение фрикционных поверхностей маслом, водой и песком. Масло можно удалить бензином, воду — сухой ветошью, а при небольшом количестве — испаряют многократным включением механизма. Песок и другие абразивные частицы задирают рабочие поверхности шкивов, в канавки набивается грязь, снижается коэффициент трения фрикционных поверхностей. Поврежденный шкив нужно заменить гладким или проточить;
- нарушение регулировки и износ фрикционных поверхностей. Так как фрикционные поверхности изнашиваются довольно быстро, то их нужно своевременно регулировать, а при износе—заменять. Зазор между деталями должен соответствовать допустимому, слишком малый зазор приводит к самопроизвольному захватыванию шкива или диска, при большом зазоре недостаточно прижатие фрикционных деталей. Прилегание поверхностей должно быть равномерным.Рассмотрим процесс регулировки фрикционных механизмов на примере ленточного тормоза подъемной лебедки экскаватора(рис. 6). Равномерный отход ленты / от шкива регулируется упорными болтами 2 и оттяжками 3, расположенными на бугеле 4. Лента при торможении (когда масло выпускается из цилиндра 5) прижимается к шкиву пружиной 6; при подаче масла в цилиндр пружина сжимается, а шкив растормаживается. При установке новых тормозных накладок или их износе величина отхода ленты от шкива регулируется подтягиванием болта 7 или изменением длины тяги 8. При этом величина отхода накладок от шкива должна быть равной-1,5—2 мм. Износ накладок допускается до 30% номинальной толщины, после чего их нужно заменить. Чтобы заклепки не царапали шкива, их утапливают на 2—3 мм в накладке. Ленточную фрикционную муфту регулируют аналогично.
|
Рычажные системы управления должны обеспечивать плавное включение всех механизмов не более чем с половины хода рычага или педали. Величину усилия регулируют изменением затяжки возвратных пружин. В деталях рычажных передач не должно быть перекосов и заеданий. Особенно тщательного надзора требуют рычажные системы управления тормозами.
Гидравлические системы значительно облегчают управление экскаваторами, но требуют большой технической культуры эксплуатации. Перед каждой сменой необходимо проверять работу гидросистемы осмотром, а затем холостым включением всех механизмов. Особое внимание нужно обратить на:
1) плотность соединений, в которых возможна течь масла. В случае течи соединение подтягивают либо заменяют уплотнительную прокладку или кожаный манжет;
2) чистоту и качество масла и его уровень в баке. От чистоты масла зависит исправная работа механизмов; попадание механических частиц между притертыми поверхностями быстро выводит насосы и золотники из строя. Масло должно быть небольшой вязкости. Зимой рекомендуется применять трансформаторное масло, летом — индустриальное масло 30, а в жаркое время — индустриальные масла 45 и 50. По мере надобности доливают в бак профильтрованное масло;
|
3) движение золотников в корпусах: золотники должны двигаться свободно, без заедания. Характерный шум при их движении вызывается износом, который может привести к перебоям в работе механизмов. Если в результате износа зазор между золотником и корпусом стал более 0,05 мм, то золотник нужно заменить. Новый золотник притирается к корпусу и должен быть собран с зазором не более 0,03 мм.
Через периоды, предусмотренные инструкцией по уходу за экскаватором, необходимо осматривать маслонасосы, разбирать и очищать масляные фильтры, заменять масло. Давление в гидросистеме надо отрегулировать согласно инструкции. При большем давлении могут выйти из строя маслопроводы и насос, при меньшем — фрикционные поверхности недостаточно плотно соприкасаются, быстро изнашиваются и работают ненадежно.
Рабочее оборудование экскаватора подвергается ударным нагрузкам; части его, взаимодействующие с добываемым материалом, изнашиваются наиболее интенсивно, поэтому необходимы постоянный надзор за местами соединений, своевременный крепеж и замена изношенных деталей. При износе зубьев ковша возрастает сопротивление резанью грунта, увеличивается удельный расход энергии на кубометр сырья и снижается производительность экскаватора. Износ части зуба, выступающей над режущей кромкой передней стенки ковша, не должен превышать 50—60%. В рукояти следует регулярно проверять крепление реек к балкам и износ зубьев реек. Износ зуба можно контролировать по толщине его вершины, изношенные рейки надо заменять. В стреле часто возникают трещины в сварном соединении пяты и корпуса стрелы. Это и другие места сварки нужно регулярно осматривать. Раз в неделю следует проверять крепление пальцев и оси блоков стрелы. При ослаблении тяг их подтягивают вращением стяжных гаек.
Долговечность канатов зависит от соблюдения правил их размотки, установки и эксплуатации. Разматывая канат, нужно закрепить проволокой его конец, а затем, вращая на козлах барабан с канатом или поворачивая бухту, сразу выпрямить размотанный канат, не допуская перегибов, петель и волочения каната по земле. Второй конец перед разрубкой каната также закрепляют проволокой. Диаметр навешиваемого каната должен соответствовать указанному в техническом паспорте экскаватора. Канат меньшего диаметра быстро изнашивается и истирает блоки; канат большего диаметра также быстро изнашивается в результате заклинивания в ручьях блока (для канатов большого диаметра необходимы и блоки большого диаметра). При намотке каната на гладкий барабан лебедки машинист следит, чтобы витки укладывались в плотный ряд, поправляет канат молотком или ломом. После нагружения каната витки всегда будут ложиться в первоначальном порядке. Когда канат установлен, надо некоторое время поработать на нем вхолостую, а затем при пониженной нагрузке. Канат необходимо регулярно смазывать канатной мазью. Канаты, соприкасающиеся при работе с землей, не смазывают. Чтобы избежать аварийных обрывов канатов, необходимо при их установке тщательно проверять закрепления на деталях экскаватора (барабанах), а также своевременно заменять изношенные канаты; нормы износа указаны в инструкциях. Ориентировочные сроки службы канатов карьерных и вскрышных экскаваторов (при круглосуточной работе) составляют: подъемного 25—26 и стрелового 360 — 720 суток.
Поворотный механизм. При эксплуатации экскаватора очень важно не допускать большого износа узла центральной цапфы. При износе центральной цапфы поворотная платформа во время работы устанавливается с перекосом—рабочей частью наклоняется вниз; центральная цапфа при этом быстро изнашивается и может произойти ее задирание; нарушается также зацепление между венцом и шестерней поворотного механизма. Величину износа центральной цапфы определяют косвенно, измеряя расстояния между опорным рельсом поворотной платформы и опорными роликами со стороны, диаметрально противоположной размещению рабочего оборудования, при полностью выдвинутой рукояти. Для замедления износа опорных частей нужно следить, чтобы все катки плотно прилегали к опорным дорожкам и рельсам и при повороте платформы вращались, а не перемещались юзом. Уход за гусеничным ходом включает проверку состояния деталей, смазку подшипников, удаление приставшей грязи, регулировку натяжения ходовых цепей и гусеничных лент. Нужно следить, чтобы износ кулачков ведущих колес, сопряжений пальцев и гусеничных звеньев, осей и втулок не превышал величин, предусмотренных инструкцией по уходу за экскаватором. При нормальном натяжении гусеничной ленты верхняя ветвь ее должна лежать без заметного провисания на всех верхних поддерживающих роликах. Уход за смазочными системами экскаватора, смазка и ее замена должны выполняться в соответствии с заводской инструкцией по смазке данного экскаватора.
Порядок выполнения работы
На занятии студент должен:
- изучить основные правила работы на экскаваторе;
- знать наиболее изнашиваемые части экскаватора;
- знать особенности в работерычажной и гидравлической системы.
Содержание отчета
Отчет выполняется на листах формата А4 по установленному образцу
Отчет должен содержать следующие разделы:
- название и цель работы;
- правила эксплуатации экскаватора;
- способы устранения дефектов быстро изнашивающихся деталей.